Взошло солнце, наступило утро. Утро - это юность. Время беспечного счастья, открытых дорог, мечтаний, беззаботных улыбок на лицах (естественных, пока еще без ухода от реальности посредством химического воздействия на разум)
...Карманные часы показывают 06:36 - время, когда кое-кто разобъет сейчас эту люстру и время рождения великой дружбы... ...Если Она не оставит его в покое, ему прийдется дать ей то, что она хочет) Но, хотя его можно любить всего, даже несмотря на то что брюки настолько грязные, что могут стоять сами, Он никогда не
будет ее возлюбленным. Потому что всегда будет оставаться мелким воришкой...
...Надо просто подождать, когда соль растворится. И вот открыты необъятные горизонты. И кажется столько всего впереди...
... Но окровавленный нож звонко падает на мостовую и наступает день, полный суеты забот, проблем и принятия взрослых решений...
***
Много лет ждал Серджио Леоне возможности снять свой лучший фильм "Однажды в Америке". Такой, на первый взгляд, не похожий на все его прежнее творчество (спагетти-вестерны, пеплумы). Приступая к рассказу об этом фильме, можно задаться вопросом: а что в этой истории такого, что сделало ее экранизацию главным делом творческого пути итальянского художника?
Ну во-первых, в поисках ответа на этот вопрос нужно вспомнить, что "Однажды в Америке" имеет литературную основу - автобиографический роман Гарри Грея (настоящая фамилия Гольдберг, как, кстати, у одного из героев фильма).
Книга "The Hoods" несколько отличается от сценария Серджио Леоне и Леонардо Бенвенутти:
- Повествование линейно во времени, в отличие от слоеного пирога из 3-х временных пластов фильма. Кроме того нет сюжетной линии 60-х.
- Прозвище главного героя - Башка, а не Лапша.
- Дебора в книге отсутствует, а значит и нет Большой Любви Лапши.
- И, наконец, главное. Книга Грея до предела реалистична и цинична. И близко нет никакой романтики и сентиментальности (за что я, например, фильм и люблю). Мотивы поступков героев лежат в области эгоистичных, но естественных человеческих чувств: корысти, амбициозности, сексуального влечения, социального комфорта, инстинкта самосохранения и страха смерти.
Главный герой книги подобно Лапше сдает своих друзей полиции и они погибают. Причина та же, что и в фильме: прогрессирующая неадекватность Макса и желание Башки (Лапши) спасти его, себя и всех друзей. Его самого ищет мафия, находит, но он чудом спасается и книга заканчивается его ликованием, что он жив, может дышать несмотря ни на что. Он ест шоколад, запивая молоком и слушает пение птиц где-то за городом. И в сравнении с этим на задний план уходит жажда больших денег, скорбь по друзьям и муки совести.
К чему это? Да к тому, что со всем этим не очень органично вяжутся глубокие высокодуховные посылы, которые Леоне заложил в своем фильме. Вряд ли Башка, сидя в тюрьме, 12 лет думал бы только о словах Доминика "Я поскользнулся..." и о том, как хорошая девочка Дебора читала юному уличному хулигану "Песнь песней" на Пасху. Равно как и вряд ли Лапша так сладостно упивался бы своим сохраненным физическим бытием после известных событий. Вернее почему "вряд ли"? Так и было:
- Лапша, что ты делал все эти годы?
- Ложился спать рано.
Поэтому-то с Башкой по определению не могло произойти то, что "произошло" с Лапшой в 60-х.
Так чем же вдохновила эта история Леоне? Трудно сказать. Может быть искренностью и честностью повествования Грея. Но еще рискну предположить, что и в этом случае и в случае спагетти-вестернов источник вдохновения Леоне кроется в большой любви к Америке. И его работы являются признанием в этой любви. Америка для росшего в фашисткой Италии Леоне с детства заключала в себе символ свободы во всех смыслах (начиная от свержения фашисткого режима и воцарения мира и заканчивая свободой мысли и морали). А книга про гангстеров, которым все можно и истории про вольных стрелков Дикого Запада - это очень по-американски, не правда ли?)
Если взглянуть на фильм под этим углом, то вовсе не случайно "God bless America" звучит в прологе и в финале фильма. Как не случайно и упоминание Америки в названии. Хотя конечно наивно было бы утверждать, что любовь эта к Америке все время была восторженной, сквозь розовые очки. Возможно в детстве и юности режиссера так и было. Но юношеские мечты неизбежно столкнулись со зрелым мировосприятием мыслящего человека. И любовь эта нашла отражение в фильме, приняв меланхоличный грустный оттенок. Пустота и печаль в глазах пожилого Лапши, под торжественные звуки "Боже храни Америку" смотрящего то ли вслед химерному автомобилю с молодежью из 20-х, то ли в никуда. Кажется, что это взгляд самого Леоне. И, как контраст с гимном, подразумевающим нечто святое и великое для американца, угарным грохотом об асфальт разбивается выброшенная из машины бутылка алкоголя.
По иронии судьбы именно в США "Однажды в Америке" натолкнулся на энергичное "обрезание" дельцами от кино. Как в процессе съемок, так и при монтаже. Стоит ли и говорить как это подействовало на режиссера. С большой долей вероятности можно предположить, что эти нервные переживания ускорили его уход.
Немного о съемках фильма.
"Однажды в Америке" - часть внутреннего мира Серджио Леоне. И своей духовностью он заразил всю съемочную группу. Есть большая общая фотография времен работы над фильмом со множеством улыбающихся людей (актеров, гримеров и т.д.) и Леоне в центре. Осознавали ли они тогда что в их жизни происходит нечто особенное? Кто знает. Но спустя годы все они вспоминают те дни как одни из счастливейших и наиболее значительных в своей жизни. И это не я придумал. Это слова, к примеру, Джеймса Вудса, известного уже на тот момент актера. Дженифер Коннели, ставшей популярной актрисой в будущем, сыгравшей во многих замечательных фильмах. Но... каков первый шаг! Это просто волшебство ни дать ни взять) Что и говорить за тех юных актеров, у которых потом не произошло громкой карьеры.
Нужно ли снимать кино так, как снимал Леоне "Однажды в Америке"? Наверно это было бы неплохо. Здесь второстепенных деталей в кадре не существует. Среди сотен людей на многолюдной улице (к тому же еще и эпохи 2 десятилетия 20в.) нет статистов. Все играют свою роль: кто-то выгуливает собаку, кто-то торгуется с лавочником, женщины обсуждают последние сплетни, кто-то едет на работу на велосипеде, лавируя по оживленной улице. И все это в мельчайших деталях абсолютно аутентичного антуража начала 20 века. Для чего все это нужно, оправданно ли? Да. Это придало фильму исключительность. Происходящее на экране живет. Это покруче любых современных спецэффектов, 3d и т.п. Но мы не будем так требовательны к режиссерам, верно?) Не всем же предстоит снимать Фильм-Мечту-Всей-Жизни.
В ленте реальность кружит вальс с психоделическим миром. А может это тоже реальность... Временные и смысловые пласты наслаиваются друг на друга. Долго и настойчиво звонит телефонный звонок. Смотрящие в щель тусклые поблекшие глаза сменяются горящим юностью взглядом. Тридцатые скрылись в дверях вокзала и через те же двери вошли шестидесятые под адаптированную Морриконе "Yesterday". Каждый стык времени и сюжета - произведение искусства двух авторов, двух друзей с детства (в рассказе об этом фильме это даже не кажется уже чем-то особенным). Леоне и Морриконе.
***
Закончу, может для кого-то неожиданной, аналогией финала фильма со спагетти-вестернами. Например "Хороший. Плохой. Злой."
Классическая дуэль спагетти-вестерна: встреча в конце фильма Хорошего и Плохого, приз, револьвер, один выстрел - один труп. А еще долгие крупные планы и музыка Морриконе.
- Вместо душераздирающей латинской мелодии "Хорошего, Плохого..." - приглушенная, приземленная версия "Вчера".
- И там и там идет не дуэль стрелков, а дуэль характеров.
- В "Однажды в Америке" тоже был револьвер, но выстрела не последовало. Вместо пуль у каждого из двух "стрелков" припасено по одной истории об ущедшем вчерашнем дне.
Но не физической смертью определился проигравший. Тем более, если это вообще было реальностью... Да, конечно же еще "приз"! Здесь на кону были три переплетенных судьбы, а еще Дружба и Любовь.
Те же карманные часы показывают 10:25 вечера. Ну и как же Дружба и Любовь? Где они? Почему все во вчерашнем дне?
"Your youngest and strongest will fall by the sword" - самые юные и сильные падут под ударами мечей. В буквальном смысле это цитирование ветхозаветного пророка Иеремии, который предрекал невзгоды жителям своего родного города Анафофа за их заговор против него и предательство. На поверхности прямая отсылка к предательству в фильме.
Но позволю себе и еще одну вольную трактовку этой фразы. Субъективную, конечно. Надпись на склепе символична для всего фильма. Вспомним еще раз написанное выше о книге Грея: мотивы поступков героев лежат в области эгоистичных, но естественных человеческих чувств: корысти, амбициозности, сексуального влечения, социального комфорта, инстинкта самосохранения и страха смерти. Не это ли мечи, под которыми падает главное в жизни каждого?
Довольно отвлеченная рецензия - много в ней отведено места не фильму. Поэтому читается, учитывая её объем, интересно (в плане поинформированности автора), но создать по ней впечатление о фильме тяжело. Оценки не ставлю, поскольку у вас дуэль.
Довольно отвлеченная рецензия - много в ней отведено места не фильму. Поэтому читается, учитывая её объем, интересно (в плане поинформированности автора), но создать по ней впечатление о фильме тяжело. Оценки не ставлю, поскольку у вас дуэль.
Литературный первоисточник и личность режиссера - это тоже о фильме)
Поскольку я выбран судьей в данном поединке, должен принять однозначное решение, хотя подмывало положительно оценить и рецензию dafafa. Мой голос этому тексту. Я ведь и сам, когда написал свои 4 рецензии на вестерны Серджио Леоне подумывал о том, что бы написать и об этои итоговом его фильме. Даже почти страницу и написал, но все как-то не решался закончить и опубликовать. Хорошо, что на странице "Однажды в Америке" появятся две дополняющие друг друга рецензии. Но мой голос сегодня в пользу "Трех товарищей".
Поскольку я выбран судьей в данном поединке, должен принять однозначное решение, хотя подмывало положительно оценить и рецензию dafafa. Мой голос этому тексту. Я ведь и сам, когда написал свои 4 рецензии на вестерны Серджио Леоне подумывал о том, что бы написать и об этои итоговом его фильме. Даже почти страницу и написал, но все как-то не решался закончить и опубликовать. Хорошо, что на странице "Однажды в Америке" появятся две дополняющие друг друга рецензии. Но мой голос сегодня в пользу "Трех товарищей".
P.S. А что это за значки в тексте и после?
мне их не видно...
Спасибо за оценку
***
- если эти, то это разбивка текста на части для удобства)
Литературный первоисточник и личность режиссера - это тоже о фильме)
Все правильно, но на слишком многое надо отвлекаться, а это как бы разрывает "ровную линию" повествования. А так вообще претензий нет. Поэтому рецензия другого автора мне импонирует больше.
Все правильно, но на слишком многое надо отвлекаться, а это как бы разрывает "ровную линию" повествования. А так вообще претензий нет. Поэтому рецензия другого автора мне импонирует больше.
Есть немного) но кто уже посмотрел фильм - тренированный насчет этого Там уж ровное повествование разорвано в клочья) довольно таки неровные
Добавлю к словам NIKI60, что помимо отвлеченности рецензия несколько сумбурная. Видимо автор сразу не смог справиться с волнением, предчувствуя рецензентскую дуэль. Рецензии не хватает цельности. Автор, очевидно, ее писал и дописывал. Хотя в этом произведении чувствуется его эрудиция. В написание рецензии вклинилась книга. Автор как бы на перепутье: что лучше фильм или книга ? Временами рецензия похожа на сравнительную характеристику книги и фильма. Да и название рецензии на английском языке. Все ли знают английский язык ? Поэтому не ставлю ни плюса, ни минуса.
Есть немного) но кто уже посмотрел фильм - тренированный насчет этого Там уж ровное повествование разорвано в клочья) довольно таки неровные
Рецензия - это самостоятельное, хотя и производное произведение. Форма, структура и содержание - ваш личный выбор. В отношении "маленькой претензии", то да. Но это не значит, что она должна для меня перечеркнуть всю рецензию.
Довольно отвлеченная рецензия - много в ней отведено места не фильму. Поэтому читается, учитывая её объем, интересно (в плане поинформированности автора), но создать по ней впечатление о фильме тяжело. Оценки не ставлю, поскольку у вас дуэль.
Довольно отвлеченная рецензия - много в ней отведено места не фильму. Поэтому читается, учитывая её объем, интересно (в плане поинформированности автора), но создать по ней впечатление о фильме тяжело. Оценки не ставлю, поскольку у вас дуэль.
Литературный первоисточник и личность режиссера - это тоже о фильме)
Поскольку я выбран судьей в данном поединке, должен принять однозначное решение, хотя подмывало положительно оценить и рецензию dafafa. Мой голос этому тексту. Я ведь и сам, когда написал свои 4 рецензии на вестерны Серджио Леоне подумывал о том, что бы написать и об этои итоговом его фильме. Даже почти страницу и написал, но все как-то не решался закончить и опубликовать. Хорошо, что на странице "Однажды в Америке" появятся две дополняющие друг друга рецензии. Но мой голос сегодня в пользу "Трех товарищей".
P.S. А что это за значки в тексте и после?
Поскольку я выбран судьей в данном поединке, должен принять однозначное решение, хотя подмывало положительно оценить и рецензию dafafa. Мой голос этому тексту. Я ведь и сам, когда написал свои 4 рецензии на вестерны Серджио Леоне подумывал о том, что бы написать и об этои итоговом его фильме. Даже почти страницу и написал, но все как-то не решался закончить и опубликовать. Хорошо, что на странице "Однажды в Америке" появятся две дополняющие друг друга рецензии. Но мой голос сегодня в пользу "Трех товарищей".
P.S. А что это за значки в тексте и после?
мне их не видно...
Спасибо за оценку
***
- если эти, то это разбивка текста на части для удобства)
мне их не видно...
Спасибо за оценку
***
- если эти, то это разбивка текста на части для удобства)
Это не *** Не отвлекайтесь Вы на эти знаки разбивки, и так у Вас достаточно простора в тексте!
Литературный первоисточник и личность режиссера - это тоже о фильме)
Все правильно, но на слишком многое надо отвлекаться, а это как бы разрывает "ровную линию" повествования. А так вообще претензий нет. Поэтому рецензия другого автора мне импонирует больше.
уф...
тяжеловесно написано, громоздко.
но уж всяко лучше, чем вторая рецензия на этот фильм.
тут хотя бы видна попытка некой оригинальности.
Все правильно, но на слишком многое надо отвлекаться, а это как бы разрывает "ровную линию" повествования. А так вообще претензий нет. Поэтому рецензия другого автора мне импонирует больше.
Есть немного) но кто уже посмотрел фильм - тренированный насчет этого Там уж ровное повествование разорвано в клочья) довольно таки неровные
Добавлю к словам NIKI60, что помимо отвлеченности рецензия несколько сумбурная. Видимо автор сразу не смог справиться с волнением, предчувствуя рецензентскую дуэль. Рецензии не хватает цельности. Автор, очевидно, ее писал и дописывал. Хотя в этом произведении чувствуется его эрудиция. В написание рецензии вклинилась книга. Автор как бы на перепутье: что лучше фильм или книга ? Временами рецензия похожа на сравнительную характеристику книги и фильма. Да и название рецензии на английском языке. Все ли знают английский язык ? Поэтому не ставлю ни плюса, ни минуса.
Есть немного) но кто уже посмотрел фильм - тренированный насчет этого Там уж ровное повествование разорвано в клочья) довольно таки неровные
Рецензия - это самостоятельное, хотя и производное произведение. Форма, структура и содержание - ваш личный выбор. В отношении "маленькой претензии", то да. Но это не значит, что она должна для меня перечеркнуть всю рецензию.