Это очень многослойный фильм, в нем собраны человеческие судьбы и стремления, опасность и драматизм, жестокость и любовь, сила и страх... Будь это обычная криминальная драма, бессмысленно было бы писать о ней, но здесь, в картине С. Леоне, есть нечто гораздо большее, чем гангстерские разборки образца 20-30х годов. Здесь методично воссоздано тогдашнее общество, внутри которого между нищетой и богатством лежала огромная пропасть, и где все нужно брать самому. Тысячи других людей делали выбор, и проходили путь такой же, как и наши герои. Они жили
однажды в Америке, и жизнь эта была яркой, быстрой, черной… Но это далеко не все.
Давайте отметим сразу, что в фильме нет разбиения на хорошо/плохо, отсутствуют шаблонность и специально поставленные вопросы морали и правды. Обо всем этом и еще о многом другом зритель в случае чего поразмыслит сам. Важно здесь правильно обозначить точку отсчета в повествовании, которая соединяет все его элементы (их три). Это эпизод в опиумной курильне, когда главный герой по кличке Лапша (Р. Дениро) нервно и часто затягивается трубкой. Опиум выступает универсальным проводником, бросая его сознание в разные стороны. За этими бросками мы и наблюдаем, оттого сюжетные линии спутаны. Интрига тут не нагнетается, если присмотреться, можно понять, что тон повествования очень спокойный, иногда чувствуется предопределенность.
Прошлое.
Мальчишки живут в еврейском квартале Нью-Йорка, по сути, их дом – улица. Обычные реалии бедности. Кругом работяги, мелкие торговцы, грязные полицейские, пьяницы, продажные девицы, уличные банды. Такая среда предопределяет, в какую сторону стоит двигаться, чтобы вырваться из этого существования. Тут Лапша (С. Тайлер) впервые знакомится со смышленым вором Максом (Р. Джейкобс). Они начинают проворачивать мелкие делишки, мечтая о богатстве. Эти двое еще подростки, не знавшие даже близости с женщиной (эпизод с полицейским на крыше), они беспечны и еще не жестоки. Остальные ребята совсем еще дети (эпизод с шарлоткой).
Тем не менее, они вращаются в мире, где не бывает пощады. Это особенно подчеркнуто в сцене с уличной дракой, а предшествующий ей диалог Лапши и Деборы (Д. Коннели) усиливает контраст. Окончательно черта переступается, когда парни первый раз сталкиваются со смертью в сцене с убийством Доминика (Н. Мозелли). Назад пути нет… Прощаясь с Лапшой, которого увозят в полицейской машине, они прощаются со своей прежней жизнью, в которой еще был выбор.
Стоит отметить отличный подбор и работу Леоне с молодыми актерами, потрясающую детализацию. Филигранное создание всех образов очень подкупает, придает фильму убедительности. Особенно хороша Д. Коннели в роли юной Деборы – ясный взгляд, умелая речь и хорошее владение мимикой.
Лапша выходит из тюрьмы. Его друзья преступники, которые играют по крупному, ничем не гнушаясь. И вот один за другим эпизоды из этой жизни… Они проходят мимолетно, нет заострений и драматизма, а сцена с подменой младенца вообще комична. Кто только не прибегал к услугам этих «отбросов общества» – порядочные бизнесмены, благородные активисты, честные политики… За долгое время в ленте происходит невероятно мало событий. Логично, ведь это воспоминания, короткие отрезки, неспешно проплывающие в сознании главного героя. Эмоционально окрашены только две линии – дружба с Максом (Д. Вудс) и отношения с Деборой (Э. Макговерн).
Во всех диалогах Лапши и Макса есть особый нерв, тут видны и противоречия, и преданность, это особый род связи между двумя людьми, которая сильнее столкновения энергии и алчности со спокойствием и непоколебимостью. Очень глубоко эта линия раскрыта в эпизодах в кабинете и на пляже.
Дебора (еще один по-настоящему дорогой Лапше человек) недосягаема для него. Слишком разными жизнями они живут, слишком разного жаждут. Шаг навстречу с любой стороны будет противоречить природе самих героев. Свидание в ресторане окончено, итог подведен. В машине Лапша использует единственный инструмент, которым владеет в совершенстве – силу. Не от жестокости, просто он не может найти иных средств. Этот эпизод точно показывает его душу – мощную, но слишком скупую и заколоченную.
Две этих линии олицетворяют вину и любовь – чувства, одолевающие героя в его настоящем.
Будущее.
Элементы данной линии – статичность и гротеск. Все самые ключевые моменты из прошлого здесь дублируются (думаю, нет смысла их перечислять). Взгляните на персонажей – они выглядят старыми, но их лица молоды. Это игра фантазии, навязанная тяжестью произошедшего в настоящей жизни. А как вы находите нелепые и спонтанные переходы повествования – бар толстяка Мо (Л. Репп), затем шикарный склеп с телами друзей, ключ, чемодан с деньгами и заданием, эпизод в гримерной Деборы… Так обычно идут сны.
Завершением этого отрезка является диалог с постаревшим Максом, в него то и вложена основная смысловая нагрузка. Смотрите, Лапша спокоен, будто наблюдает все со стороны, а Макс взвинчен, кричит и просит выстрелить. Затем он следует за Девидом и уже окончательно исчезает (отнюдь не в мусоровозе). Это искусственная, желаемая реальность, созданная воспоминаниями, виной и опиумом… Совокупность движений сознания и подсознания…
Настоящее.
За предательство в преступном мире положена смерть, и она уже гонится за Лапшой. И что скрываться, если друзья по твоей вине лежат расстрелянными на мокрой дороге, куда тут убежишь. В этом самом коротком отрезке повествования виден истинный смысл картины. В ее центре один единственный человек, готовый взойти на последний рубеж. Невероятно многогранная история всего лишь часть его памяти и потому движется в такт его чувствам – отчаянию, горю, страху, любви, раскаянию, преданности… Этот участок фильма и является реальностью.
Невиданная по масштабу психологическая драма, усиленная гениальной музыкой Морриконе и адаптированными композициями, невероятной лексикой мизансцены, точной актерской игрой, неординарностью и богатством постановки. Головокружительная композиционная структура с тонкими выразительными средствами и отшлифованными психологическими портретами всех действующих лиц. Мощнейшая по гамме ощущений лента, охватывающая практически весь спектр человеческого восприятия.
Все это там, за остекленевшими глазами Девида «Лапши» Аронсона и глупой счастливой улыбкой. И скоро его настигнет тот мир, который он всегда считал родным. Скоро еще один бандит погибнет, и ни одна душа не заплачет…
Давно смотрел фильм, а прочитал рецензию - так сразу все перед глазами стало. И не только сюжет, но и чувства испытал, что вызвал фильм. Значит хорошая.
Мне понравилось. Я увидел многое из того, что не поместил в свою) Лаконично и в точку.
Мне понравилось. Я увидел многое из того, что не поместил в свою) Лаконично и в точку.
Рад, что понравилось.
Представляешь, исходный текст в два раза больше - так много всего хотелось сказать.
Сейчас прочту твою рец.
Если бы меня не поставили в неловкое положение выносить вердикт, поставил бы от души плюс и Вам, и "Drei Kameraden", но уже отметил рецензию Вашего визави, хотя начинал читать именно с Вашей. Кое-что я объяснил Вам в личке. Весьма неравнодушен я к творчеству Леоне и 4 рецензии уже опубликовал на этом сайте о его вестернах, делал наброски и об этом фильме. Разбередили вы мне душу оба и продолжать не буду. Молодцы.
Если бы меня не поставили в неловкое положение выносить вердикт, поставил бы от души плюс и Вам, и "Drei Kameraden", но уже отметил рецензию Вашего визави, хотя начинал читать именно с Вашей. Кое-что я объяснил Вам в личке. Весьма неравнодушен я к творчеству Леоне и 4 рецензии уже опубликовал на этом сайте о его вестернах, делал наброски и об этом фильме. Разбередили вы мне душу оба и продолжать не буду. Молодцы.
Спасибо!
Плюс вы можете поставить и здесь,
ваш голос как арбитра учитывается отдельно.
Спасибо!
Плюс вы можете поставить и здесь,
ваш голос как арбитра учитывается отдельно.
Если Верховный суд, или кто у вас там, не возражает, то и поставлю. Пока потерплю
Если Верховный суд, или кто у вас там, не возражает, то и поставлю. Пока потерплю
OK)
Есть версия, что весь сюжет картины по сути является иллюзией умирающего сознания ))))
Есть версия, что весь сюжет картины по сути является иллюзией умирающего сознания ))))
Есть версия, что и я, и дафафа сошлись во мнениях именно с этим взглядом на картину) Просто это завуалированно в работах, но есть
Есть версия, что весь сюжет картины по сути является иллюзией умирающего сознания ))))
Ага.
А "Крестный отец" - это хроника марсиан