Театр. Постановку Томми Ли Джонса «Предельный закат» по роману Кормака МакКарти, ему же принадлежит роман «Старикам тут не место», надо смотреть в театре. Маленьком театре, на сто зрительских мест, вроде это называется камерный театр. Нет – на восемьдесят. Кто-то кашлянет, обязательно. Зазвонит трель чей-то Nokia, как обычно, забытой на дне дамской сумки. Послышится тихий шепот, надеюсь связанный с постановкой. На сцене: стул, стол, подобие кухонной стенки, диван в стороне и дверь с огромным количеством замков, за
которой, как кажется, истина, так хорошо запрятанная, когда-то религией наука. За дверью, разумеется, не будет ответов. Кто вообще сказал, что наука дает ответы?! Я отвлекся. В антураже маленькой квартирки два актера. К удивлению это Томми Ли Джонс, непосредственный режиссер-постановщик и Самюэль Л Джексон. Почему удивляет? Потому что мы их знаем. Они не живут в маленьких квартирках в неблагополучных районах большого яблока. Их дома намного больше и находятся где-нибудь под теплым солнцем известного курортного города. Да, перед спектаклем мы читали программки, большинство зрителей здесь только из-за них, да что уж говорить – все пришли посмотреть на мастодонтов, как никак, вымирающий вид. Но, начинается действие. Антракта не будет. Зрительный зал слушает. Ожидаемых трелей нет. Лишь единожды неожиданный звук «бзззз», вибрация от пришедшей смс-ки, разбудит и отвлечет внимание отдельных зрителей от движения на сцене. Шороха и шепота практически не слышно. Действие на сцене идет полным ходом. Оно сопровождается звуками улиц, шумом ссоры за стенкой. Герой Самюэля, назовем его Белый (невинная шутка) говорит о Боге, о библии, о Иисусе. Он экспрессивен, ярок, он Бог! Нет, конечно, нет. В каждом есть Иисус, так он говорит, может в некоторых Он видится несколько ярче, чем в других. Более правдоподобно увидеть в нем ангела, в том момент это кажется весьма правдоподобным, он спас, появившись из ниоткуда, и спас заблудшую душу от необдуманного поступка закончить с этой жизнью. Трусливую попытку. Он, Белый, познал на себе, если не все, то многое плохое в этой жизни. Бывший заключенный, не раз он был на краю гибели, моральной и физической, рассказывает он только об одном случае, называет его «тюремной историей», «историей», будто что-то поучительное на конкретном примере. Он знает, что есть зло, что - добро, что такое правильный путь, а что – неверный. У него есть библия, ему не надо предполагать – он знает. Белый пытается отговорить или заговорить, отвлечь, героя Томми Ли Джонса от мыслей о самоубийстве. Томми Ли, будем звать Черным (продолжу свою глупую шутку), профессор. Умная, образованная личность. Атеист. У него много вопросов, он их задавал и не раз на протяжении своей жизни. У него нет веры, чтобы ответить на эти вопросы и мир предстает перед ним в самом жутком свете, где выбор, лишь сокращает количество вариантов. Он мнет руки, мямлит «возможно», «может вы и правы», он хочет уйти, понимая, что лишь замки держат его в этом ненавистном ему мире. По сути, замки – это то, что держит любого человека, ограждая оттого, что ему точно не понравится. Черный подходит к окну, зрителям слышится звук дождя, достаточно сильного. Роль окна выполняет зрительный зал, он смотрит в зал, на него наставлен прожектор, видно, как играет на свету влажные глаза актера, направленные в зал. Интересно, как выглядит темный, наполненный зал со сцены? Черный выхватывает взглядом отдельно каждую капельку, стараясь проводить ее глазами до самой земли, каждая капелька – это зритель в зале. Он смотрит на дождь, как смотрел на него до этого тысячу раз. Когда этот взор был наполнен чем-то, ведь капли падали сверху, с неба, каждая капелька что-то значила, что-то невообразимое, а сейчас, капельки дождя смотрят на него в ожидании, с огромным количеством немых вопросов, обращенных к нему, на которые у него есть один ответ, спрятанный за замками, за этой дверью, стоящей посередине сцены. Дождь, который знает больше него, задает ему вопросы. Черный не так интересен зрителю, как Белый. Артистичная натура и опыт, несравненный с опытом большинства – такому веришь, потому как хочется. Хотя он часто повторяет, что он не знает, не знает очень многого. Черный раскроется в конце и в нем мы заподозрим, как в начале заподозрили в Белом. Кто-то будет кричать, а кто-то плакать. Некоторые зрители охнут, большинство промолчит. Поаплодируют актерам, вышедшим на поклон, может даже попросят на бис, вспомнив, что перед ними выступали мастодонты, на секунду забытые, со своими большими, наверняка, домами под жарким светлым солнцем. Встанут со своих мест и уйдут. И опустеет сцена, погрузившись во тьму… в свет...
@ Tue, 26 Apr 2011 14:42:17 +0400
наверно, эту рецензию стоит назвать экспериментальной и может даже и не рецензией... в общем я обнаглел))
наверно, эту рецензию стоит назвать экспериментальной и может даже и не рецензией... в общем я обнаглел))
это да действительно не рецензия, скорее это oчерк по мотивам, но, черт возьми, написано классно, +
это да действительно не рецензия, скорее это oчерк по мотивам, но, черт возьми, написано классно, +
наверно, эту рецензию стоит назвать экспериментальной и может даже и не рецензией... в общем я обнаглел))
Если бы здесь, я имею в виду на сайте, было нечто вроде блога, то, конечно, это туда. Ваше "обнаглел" как раз от того, что мыслей и идей много, но, видно, не хватает тут нужных мест для их выражения... Ну да ладно. Я вот что хочу спросить, - "Вы действительно считаете решение профессора покончить жизнь самоубийством необдуманным. Или это у вас так по сценарию в вашем театре?"
Отлично.
За 2 шага до Киноакадемика. Импровизация.
*Интересно, как выглядит темный, наполненный зал со сцены?*
Он офигенно освещен, видно каждое лицо! (В не очень огромном театре)))
Это зрители думают, что они - в темноте, а актеры - под лампами!))
Поэтому *своих* не сажают ближе 6-го ряда.
(Что-бы лица мам, друзей и прочих приглашенных не отвлекали актера...)
Ну это так, для занудства инфа... ))
Плюсссс!!
*Интересно, как выглядит темный, наполненный зал со сцены?*
Он офигенно освещен, видно каждое лицо! (В не очень огромном театре)))
Это зрители думают, что они - в темноте, а актеры - под лампами!))
Поэтому *своих* не сажают ближе 6-го ряда.
(Что-бы лица мам, друзей и прочих приглашенных не отвлекали актера...)
Ну это так, для занудства инфа... ))
Плюсссс!!
а мне казалось, что в темноте сижу))
Если бы здесь, я имею в виду на сайте, было нечто вроде блога, то, конечно, это туда. Ваше "обнаглел" как раз от того, что мыслей и идей много, но, видно, не хватает тут нужных мест для их выражения... Ну да ладно. Я вот что хочу спросить, - "Вы действительно считаете решение профессора покончить жизнь самоубийством необдуманным. Или это у вас так по сценарию в вашем театре?"
в тот момент, когда вы только узнаете о каком-либо событии, вы думаете довольно стереотипно, впервые услышав, что этот человек, персонаж, попытался совершить самоубийство, вы подумаете, как это глупо и необдуманно, потом, скорее всего, вы назовете это трусостью, вспомнив про свои проблемы, типо "я ж не прыгаю под поезд, а у меня во, как много проблем, похлеще..." и дальше перечисляет проблемы
коротко - это вроде как зрительный зал так думает)
Кому-то очень захочется написать комментарий к рецензии, но... нет, ах, оставьте
(чесслово, не знаю, что со своим новым статусом делать)