Очень интересная картина. Интересна задумкой и воплощением – получился такой коктейль символов, научных идей, околонаучных гипотез и, конечно же, философии. Жако Ван Дормаль – режиссер, ставит перед зрителем извечный философский вопрос о соотношении мышления человека с бытием. Что первично - сознание (философия идеализма) или материя (материализм)? И в продолжение более чем двухчасового хронометража пытается ответить на него, погружая зрителя в увлекательное путешествие по мультивселенной, где течение вариантов и целая сеть
возможных исходов дают пищу для разума и не только.
Нужно отдать должное создателям фильма – красочно, наглядно, но в то же время загадочно, а от того изящно преподать философскую концепцию и интерпретацию сложнейшей квантовой механики – для этого нужен как минимум талант. А как максимум – владение научным материалом, и Ван Дормаль в интервью признавался, что когда он готовил этот фильм, то прочел несколько научных трудов по физике о временных факторах и соотношении пространства и времени. Кстати, автором одной из прочитанных работ являлся наш соотечественник – Илья Пригожин. И хотя режиссер скромно заявил, что «ничего из этих научных трудов я не понял, но в них была удивительная научная поэзия…», ему, на мой взгляд, удалось завизуализировать непростые концепты, сдобрив той самой, едва уловимой научной поэзией.
И по сей день озвученная в картине проблематика Бытия не имеет однозначного разрешения, хотя имеет место быть в различных формулировках со времен античности и даже ранее. Потому-то зрителю не предстанут само собой разумеющиеся выводы, и искатели ответов не найдут в нем точных инструкций по изготовлению «философского камня». Я думаю, что авторы хотели лишь поднять насущные вопросы на поверхность, заставив разум и воображение работать, отвлечься от насущных и, в принципе, мелочных дел по сравнению с вопросами вечности. Тем не менее, режиссер, как мне показалось, частично дает свое видение ответов на поставленные вопросы. И, ввиду многочисленных споров и неоднозначного мнения относительно творения бельгийского кинорежиссера, мне захотелось поделиться своим мнением по поводу оного. Так о чем же говорит Ван Дормель в своем удивительном кино?
Как уже было сказано выше, сюжет фильма есть развертывание современных физико-философских идей в удобоваримой форме. Автор репрезентирует сложные идеи интерпретации различных проблем, начиная от квантовой механики, проблем детерминизма и стрелы времени и заканчивая субъективным идеализмом по Юму и Беркли. Одним из философских воззрений на сущность квантовой механики является интерпретация по Эверетту, заключающаяся в том, что каждый раз, когда кто-то или что-то сталкивается с проблемой выбора, Вселенная множится на несколько ветвей развития событий, число которых равно числу вариантов выбора. И далее, при любом акте выбора реально осуществляются (с той или иной вероятностью) ВСЕ мыслимые варианты этого выбора. Но каждый вариант осуществляется в своей Вселенной, отличающейся от всех прочих именно этим выбором, и развивающейся параллельно и независимо. И неважно, кто или что выбирает: электрон ли, в результате ветвления волновой функции, или человек, раздумывающий выпить утром чай, кофе или рюмку коньяка. Как реально существуют все решения волновых функций, так реально существуют и все варианты человеческого выбора. Таким образом, для каждого объекта существует как бы Древо Вселенных (Мультивселенная), размножение ветвей которого происходит каждый раз в момент выбора. Но тут нам попадается первая загвоздка! Человек, то есть мыслящий субъект в норме может осознавать и воспринимать только одну линию развития Вселенной, то есть в каждой точке ветвления он выбирает только одну ветвь, которую и осознает в дальнейшем. А далее следует вторая! Сам субъект также делится вместе с окружающей его Вселенной, и потому в параллельных Вселенных полноценно существуем мы же, которые также воспринимают свой мир как реальность. Вот так задачка, да?
Но эта задачка разрешается чудным образом в главном герое, вокруг которого вертится вся история. Мистер Никто не только интересен тем, что он последний смертный на планете Земля, он человек с уникальной сверхвозможностью осознавать сразу ВСЕ ветви развития Мультивселенной! Более того, для него не существует стрелы времени, то есть он воспринимает будущее, настоящее и прошлое сразу, как единое временнòе полотно. В то время как для нормального человека время течет от события к событию, связанными причинно-следственными связями. Кстати, согласно законам фундаментальной физики стрелы времени не должно существовать, поскольку постулаты Ньютоновской механики прекрасно работают в обоих направлениях времени – как из прошлого в будущее, так и наоборот. Второй же закон термодинамики (принцип энтропии), согласно которому разбитый стакан никогда не соберется в целый, вообще постулирован, исходя из опыта! К слову, Илья Пригожин, которого я упомянул выше, известен тем, что открыл миру существование таких термодинамических систем, которые при определенных условиях стремятся не к беспорядку и упрощению, а к качественному усложнению.
Исходя из всего сказанного, можно предположить, что как минимум для Создателя Вселенной стрелы времени не существует. Но режиссер в своей смелой трактовке идет дальше, говоря, что ее не существует также для прочих трансцендентных сущностей - ангелов и человеческих душ. Но только до тех пор, пока не придет означенный час для данной души вселиться в тело. Тогда ангелы, по Ван Дормелю, лишают души новорожденных сверхспособностей, прикасаясь к их губам. Но по сюжету, душа главного героя случайно избегает этой участи, чем собственно и объясняется тасование Вселенных и прочий винегрет фильма.
Как это ни странно прозвучит, но мне кажется, режиссер таким квантовым подходом решился показать нам жизнь одного человека с объективной позиции, то есть «глазами» Того, Кто создал нашу с вами Вселенную. И это очень удачная практическая попытка с точки зрения мысленного научно-философского эксперимента, поскольку на основе этой идеи в дальнейшем может быть развита проблематика вечных вопросов бытия и, возможно, достигнуто приближение к ИСТИНЕ...
@ Sun, 01 May 2011 20:15:45 +0400
Странно...Никак не могу разбить на абзацы. Не иначе как дьявольские козни
Попрошу уважаемых модераторов разбить на абзацы (после звездочек), если не трудно. Ибо в таком виде как у меня читать невозможно.
Хорошо поработали! спасибо за рецензию
А я-то думала, что "мультвселенная" - от слова "мультик"...
Да, да, помню доклад по квантовой физике... Вот и здесь - хорошая научная база, снова похоже на лекцию или доклад, а о фильме маловато... Пока ничего не поставлю, подумаю.
А я-то думала, что "мультвселенная" - от слова "мультик"...
Да, да, помню доклад по квантовой физике... Вот и здесь - хорошая научная база, снова похоже на лекцию или доклад, а о фильме маловато... Пока ничего не поставлю, подумаю.
Н-да, художественно-образный аппарат у меня хромает)
Хорошо поработали! спасибо за рецензию
Рад стараться)
посмотри этот фильм - http://www.kinokopilka.tv/movies/442-protivostoyanie он попроще))
посмотри этот фильм - http://www.kinokopilka.tv/movies/442-protivostoyanie он попроще))
да ну, дешевая хня. прям как высокоинтеллектуальные книжки про Ваху
Внимательно прочитал. Потом перечитал. Потом подумал.
Потом ещё подумал и, не раздумывая особо, поставил то, что следовало.
Не со всем согласен, хотя фильма не видел, судить о соответствии написанного первоисточнику трудно. Но то, что тема интересная, глубокая без дна, преподнесена старательно и с любовью к каждому слову, видно сразу и не может не вызвать уважительного одобрения.
Внимательно прочитал. Потом перечитал. Потом подумал.
Потом ещё подумал и, не раздумывая особо, поставил то, что следовало.
Не со всем согласен, хотя фильма не видел, судить о соответствии написанного первоисточнику трудно. Но то, что тема интересная, глубокая без дна, преподнесена старательно и с любовью к каждому слову, видно сразу и не может не вызвать уважительного одобрения.
Спасибо, польщен))