Я давно смотрела этот фильм, и не стану пересматривать, настолько он трогательный, страдальческий и терзающий душу. Это не фильм про любовь, как ошибочно пишут в синопсисах к кинокартине, это также не фильм о сложных отношениях, потому что простых отношений и не бывает - так устроен человек, что все усложняет. Это картина о добре и зле, а конкретно, о ПУТИ, который волей-неволей выбирает каждый.
Драма человеческого существования заключается в необходимости постоянно делать выбор в пользу того или иного, как на бытовом уровне, так и на
метафизическом: с кем ты, где ты. И смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать СВОЙ выбор, и утвердиться в нем. Поступками.
В фильме главные герои отражают то огромное число людей, которые просто НЕ могут поступать иначе по устройству души кроме как поступать по-доброму (это главная героиня фильма и канатоходец). И показан типаж злодея, который также не задумываясь склонен свой выбор всегда делать ко злу, опять же по расположению души. Вы можете назвать одного материалистом, а двух других - идеалистами, это ничего не меняет.
И картина рисует драматические пути тех, кто творит добро, и тех, кому оно не нужно и не интересно и кто прагматично следуют путем самостийности к своему концу. Путь и тех, и других трагичен. Служители добра обычно гибнут от рук злодеев, а видимое благополучие тех, кто шагает по трупам, обрывается постыдной смертью. Это общая зарисовка дорог, которые мы выбираем.
"Когда на жизненном пути сталкиваются человек доброй воли и человек злой воли - между ними всегда происходит схватка", как сказал Николай Велимирович, епископ сербский. " И ни один из них не отходит без ран."
Категории добра и зла и необходимости личного выбора настолько универсальны, что находят свое центральное место в любой философии, у любого этноса. Даже японская философия утверждает, что "расчетливые люди достойны презрения" (Ямамото Цунэмото). Или так: "Если бы меня спросили, что значит поступать хорошо, то, в двух словах, я бы ответил, что это значит переносить страдания." Это фильм о страдании праведников, потому что они НЕ могут поступать иначе по устроению своей души. Джельсомина следует по пути искренности. Канатоходец идет путем защиты добродетели и путем сострадания.
Мне кажется, режиссер специально назначил героям такие несерьезные профессии - циркачи, канатоходцы и проч. Амплуа в жизни могут быть любые, хотя, может, он имел в виду, что жизнь - театр, а люди в нем актеры. Роли жизненные могут быть любые. В конце концов, как заметил философ и писатель Дмитрий Галковский, все мы барахтаемся в предложенных обстоятельствах. А задачи перед каждым поставлены те же: поступать достойно в любое время.
Реалист режиссер вынес за рамки картины существование человека после жизни. Он поставил точку там, где ее принято ставить на этой земле - на смерти. Он ничего не обещал в награду за добро, он ничем не угрожал злодеям и не взывал к покаянию. Короче, все умерли. Он поставил цель отразить дороги жизни как они есть - и свою задачу он выполнил.
@ Sun, 10 Jul 2011 16:49:57 +0400
хороший текст)
Правда Ваша. Хорошо. Мало читают, мало комментируют. Повалили в отпуска.