"Tesis" (1996)/"Дипломная работа" - дебют ещё молодого, но уже известного и многогранно-талантливого испанского режиссёра Алехандро Аменабара. Ему было 23, когда он снял фильм Дипломную Работу на очень маленькие деньги , и для которого написал в соавторстве сценарий. В своём дебюте Аменабар проявил явный талант в умении создать по-настоящему страшную и гнетущую атмосферу. Фильм, в центре которого расследование двумя студентами института кино, возможного подпольного производства "snuff movies", любительских
фильмов, где убийства и пытки происходят на самом деле, не может не быть страшным, мрачным и жутким. Дело даже не в сценах пыток и мучений, но в атмсфере постоянной гнетущей неопределённости кто есть кто и чего ожидать от любого персонажа.
Одной из причин, по которой мне хотелось посмотреть Tesis, было то, что в главной роли студентки Анджелы, которая собирает материалы для курсовой работы на тему насилие в аудио и видео продукции, снялась повзрослевшая Ана Торент. В возрасте семи лет, маленькая Ана снялась в фильме, считающимся классикой Испанского кино, "Дух улья" (исп. El Espíritu de la colmena) —режиссера Виктора Эрисе, снятый в 1973 году. Ана была поразительно трогательна и органична в роли девочки, на которую старый фильм о грустном чудовище Франкенштейне произвёл неизгладимое впечатление. За ролью в "Духе из Улья" последовала роль ещё одной маленькой девочки по имени Ана в фильме знаменитого Карлоса Сауры "Вскормить Ворона" (1979), утончённом и сложном несмотря на обманчиво простую историю детства и памяти о нём. С удовольствием рекомендую оба испанских фильма 70х годов интересующимся зрителям.
Повзрослевшая Ана Торент получила множество наград и номинаций за роль Анджелы у Аменабара и вполне заслуженно, но мне кажется, чтo её даже переиграли два её экранных партнёра. Fele Martínez снялся в роли Чема, однокурсника Анджелы, этакого киношного нёрда, замкнутого, нелюдимого, но обладавшего обширными познаниями и многочисленной коллекцией редких и даже уникальных фильмов ужасов и порно. К нему обращается Анджела с просьбой посмотреть некоторые фильмы для дипломной работы, и весьма нехотно, Чем соглашается. А затем на экране появляется Eduardo Noriega, ещё один однокурсник, и он натурально "крадёт" все сцены со своим участием. Харизма и экранное присутствие Едуардо необычайно сильны, так же как отрицательное или скорее опасное обаяние. Скажем так, если когда-нибудь в Испании захотят переделать фильм American Psycho, лучшего актёра, чем Нориега на главную роль представить просто невозможно.
Первый час фильма пролетает просто незаметно, и может считаться замечательной работой. Но второй час, к сожалению, кажется слегка разбалансированным. Кроме того, большое количество дыр в сюжете и удобных совпадений, а также явная затянутость, не позволяют мне назвать "Дипломную Работу" полностью удавшейся. Но для первого фильма - очень неплохо, умно и много-обещающе. За годы, прошедшие после выхода кино-дебюта в 1996, Аменабар сделал не так много фильмов, но все -очень интересные, принёсшие ему известность и репутацию одного из лучших современных режиссёров. Его второй фильм "Открой глаза" (с Эдуардо Нориега) был переделан в Голливуде Кэмроном Кроу в "Ванильное Небо" с Томом Крузом в главной роли. В его первом англоязычном фильме "Другие" снялась Николь Кидман. "Море Внутри", которое он снял в 2005, получило Оскара за лучший иностранный фильм. Последний его фильм, который я видела, историческая драма Агора, беллетризованная биография Гипатии (Рэйчел Вайз), первой в истории женщины-учёной из Александрии.
Ну, Агору можно было бы и не совать в тизерную рекламу, потому как конфронтация с историческими фактами и нелицеприятное, гротескно-лубочное изображение коптских христиан в контрасте с сугубо положительной Гипатией лишают фильм опоры на историческую правду, потому говорить "повествует" не совсем уместно, скорее это "фантазия на тему", а по мне - так это и вовсе антиклерикальный, плохосляпанный фейк.
Ну, Агору можно было бы и не совать в тизерную рекламу, потому как конфронтация с историческими фактами и нелицеприятное, гротескно-лубочное изображение коптских христиан в контрасте с сугубо положительной Гипатией лишают фильм опоры на историческую правду, потому говорить "повествует" не совсем уместно, скорее это "фантазия на тему", а по мне - так это и вовсе антиклерикальный, плохосляпанный фейк.
Но как прекрасна Рэчел Вайз в роли Гипатии, одна из немногих совеременных актрис, которой веришь, когда она играет не только красивую, но и интеллектуальную, сильную женщину.