Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Twelve thumb
10/10

Отражая отражения во сне, который снится во сне

Рецензия на фильм «В прошлом году в Мариенбаде»

4131 thumb

Предисловие от автора: данный текст имеет экспериментальный характер и является не рецензией, а, скорее, эссе, которому я постарался придать сюрреалистический оттенок, поэтому прошу Вас, уважаемый читатель, не удивляться «странностям» используемого мною литературного языка.


Когда я смотрел этот фильм? Никогда. А может вчера? Или несколько дней назад? Неделю? Месяц? Год?.. Может быть, очень может быть. Однако, несмотря ни на что, крайне сомнительно. Все же я скептик. Прав был «самый остроумный человек Великобритании»,

когда говорил, что скептицизм — это начало веры. Я, как и «Бульдог Дарвина», слишком большой скептик, чтобы отрицать возможность чего бы то ни было. Поэтому может быть. Но я не помню этого.

Но если я этого не помню, то, возможно, я это просто забыл?.. Подобно тому, как забываешь лицо человека, который сидит рядом с тобой в автобусе, а потом незаметно выходит из него, пока ты смотрел на других. А теперь ты снова смотришь на то сидение, где находился этот человек, пытаясь понять, чем он тебя так зацепил, и зацепил ли вообще. Ведь если да, то ты не имел права его потерять. Хотя черт с ней, с потерей, ты не имел права даже не заметить, что потерял…

А автобус продолжает ехать (раздается продолжительное эхо после слова «ехать», которое сопровождается еле слышным звуком шин, облизывающих асфальт)… Пространство! Где я смотрел этот фильм? Нигде. А может в своей комнате? В гостиной? В коридоре? В (кино)театре? Во сне? Да, скорее всего, во сне! Там, когда абсурд обоснован, там, когда отсутствие рациональности рождает несуществование иррaциональности. Так что же я видел? Ничего.

Я не могу сказать, что я не видел ничего. Будет правильней сказать, что я видел ничего. Да-да, именно так! Я видел, слышал и чувствовал это «Ничего», которое не перетекало в пустоту и дышало абсолютной свободой. Свободой от рамок, ограничений, общепринятых стандартов и догматов. Я видел легкость повествования, вызванное отсутствием какого бы то ни было сюжета, я видел виртуозное обращение с формой, фундаментальной основой которой была только фабула.

Я видел фотогалерею, в которой фотографии оживали под взором камеры, а потом уходили в небытие, чтобы потом, транзитом через инобытие, вновь появиться через игру зеркал и теней, вновь ожить с очередным волшебным движением руки гениального оператора Саша Вьерни, превратившего свою камеру в наши глаза, благодаря чему мы не просто видим происходящие события, а словно являемся их непосредственными участниками.

Я видел условную условность происходящего, которая, в свою очередь, тоже была условной. Я видел персонажей, которые созданы для одного, но служат для другого, подобно тем картам и/или спичкам, которыми герои играют в Ним Мизер. Уступая главную роль таинственному замку с его пустующими коридорами и садами, действующие лица сами превращаются в декорации, становясь как те статуи, одним которым известна истина о X, A и M.

Именно так обозначены три основных силуэта в этом гипнотизирующем тумане, стирающем границы пространства и времени, тумане, превращающем силуэты в интроспекции того единственного узника, который пытается из него выбраться, но не может, ибо туман окутал сам разум, и ничего не точно, все сомнительно. Сомнение, доставляющее не меньше наслаждение, чем знание. О, как это комедийно-божественно!

Ни об одном эпизоде, ни об одной сцене, ни об одном кадре нельзя с уверенностью сказать, где и когда это происходит. Ни об одном диалоге/монологе, ни об одной мысли нельзя утверждать, что он(а) принадлежит тому или иному персонажу. Один мужской голос перетекает в другой, а потом и вовсе становится женским, диалог одних героев вдруг продолжают совершенно другие, при этом не теряя основной нити беседы.

Нити, зажатые меж пальцев кукловода, руки которого подчиняются не сознательному, а бессознательному.

 

@ Fri, 28 Oct 2011 01:21:29 +0400

Комментарии к рецензии (17)

A0903
  • Р.Модератор
  • Fri, 28 Oct 2011 01:55:04 +0400

плюсанул, привет Марселе)))

TWELVE
  • Кинокритик
  • Fri, 28 Oct 2011 02:00:33 +0400
Syrdon писал:

плюсанул, привет Марселе)))

спасибо) привет передам)

chichal507
  • Киноакадемик
  • Fri, 28 Oct 2011 09:24:24 +0400

почему я не могу есть кукурузу и смотреть фильм?! че мне теперь голодным сидеть?! странные какие-то условия)

TWELVE
  • Кинокритик
  • Fri, 28 Oct 2011 11:14:27 +0400
Zodiak писал:

почему я не могу есть кукурузу и смотреть фильм?! че мне теперь голодным сидеть?! странные какие-то условия)

странные - не берись)

maleevnikita

Плюсанул или минусанул.Хм. Поставил. Помню. Забыл. Думаю. Томограф.
Ничего. Я его вижу! Зрю! Не ставлю.

TWELVE
  • Кинокритик
  • Fri, 28 Oct 2011 13:33:53 +0400
Быстрый Джо писал:

Плюсанул или минусанул.Хм. Поставил. Помню. Забыл. Думаю. Томограф.
Ничего. Я его вижу! Зрю! Не ставлю.

вам дальше по коридору, пациент))

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 28 Oct 2011 14:43:16 +0400

TWELVE, а почему ты сначала опубликовал рецензию на Кинопоиске ? На КК более требовательная публика ?
Получилось у тебя неплохо. Но как-то не вяжется эта фантазия с 10-ю звездами. Плюс. smile

TWELVE
  • Кинокритик
  • Fri, 28 Oct 2011 18:02:37 +0400
TEKTONIC писал:

TWELVE, а почему ты сначала опубликовал рецензию на Кинопоиске ? На КК более требовательная публика ?
Получилось у тебя неплохо. Но как-то не вяжется эта фантазия с 10-ю звездами. Плюс. smile

на КП больше читателей, на КК больше возможностей.
спасибо)

venicum
  • Киновед
  • Fri, 28 Oct 2011 18:25:05 +0400

"Я видел условную условность происходящего, которая, в свою очередь, тоже была условной." Многовато?

Эссе очень понравилось.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 28 Oct 2011 21:44:44 +0400
TWELVE писал:

на КП больше читателей, на КК больше возможностей.
спасибо)

Каких возможностей ?

Добавить комментарий