Трудно писать о фильме, который снят почти 50 лет назад. Дело в том, что если я худо-бедно разбираюсь в тех событиях, что происходят в современном мире, то судить и знать что было во Франции и Италии в 60-е годы не могу. Да и не хочется разбираться, фильм далек от политики, от глобальных тем, хотя это как посмотреть...
После просмотра складывается ощущение, что треть, если не половина, экранного времени посвящена теме взаимоотношения женщин и мужчин. Глобальная тема? Еще бы! Одно из самых первых взаимодействий главного героя - режиссера с
женщиной уже выдает в нем человека, не совсем образцового. Вообще фильм о мужчине, о кризисе в творчестве и отношениях.
Мне очень понравилась встреча главного героя со своей любовницей. Не увидев ее на перроне он думает:"Не приехала. Тем лучше.", но она все же пришла к нему. И мне кажется, что Федерико Феллини хотел показать, как мы порой вынуждены притворяться перед другими людьми. Здесь же претворство между близкими людьми, хотя невозможно сказать точно, насколько эти люди близки в духовном плане. И режиссер прав, порой состояние и настроение такое, что приходится претворяться, что тебе очень интересно слушать про удивительную люстру из магазина или про неприятную соседку. Конечно, это нужно умело делать иначе отношения могут быть испорчены. Особенно те, в которых любви нет.
А кому на самом деле доступна любовь? Ведь это такое чувство, которое в нормальном человеке может проснуться всегда. Как в детском саду, так и в старости. Возможна ли искреннее и чистое чувство между зрелым и даже стареющим мужчиной и молодой девушкой, которая еще не окончила институт? Героя фильма утверждают, что может. Но при этом мужчина страдает от страха, что его возлюбленная, молодая девушка бросит его. И это беспокойство мешает ему наслаждаться тем чувством, которое ему дарит любимая. Поразительно, как мы легко можем растрачивать те подарки судьбы, которые достаются нам. Ведь сразу понятно, что для этого мужчины это скорее всего последние настоящие честные отношения. И он сам их отравляет своей неуверенностью в себе, а это порождает неуверенность в близких, становится еще хуже. Если раньше он не мог доверять только себе, то теперь и любимая возможно обманывает его и всему причина деньги... Грустно, когда люди не умеют откинуть страхи и радоваться тем минутам счастья, потому что порой кажется что это действительно пара минут за всю жизнь.
В фильме я не встретил замужней пары, которые были бы верны друг другу и счастливы вместе. Впечатление такое, что люди не умеют выбирать себе пары или же тут что-то большее? Я прихожу к выводу, что очень сложно сохранить не только любовь, но и влюбленность, когда ты слишком хорошо и долго знаешь одного человека. Тебе уже известно все про него. Привычки, предпочтения, слабости, желания, заблуждения, фразочки. Даже можешь почти наверняка угадать, что она скажет тебе утром, какого цвета постельное белье купит в магазине. Мне еще далеко до женитьбы, но опыт моей семьи, родителей некоторых моих друзей подсказывает, что быть верным и состоять в браке невозможно практически. Или же верность в браке приобретает совсем иной смысл:"Будь с другими, но делай это так, чтобы твоя семья не страдала и по возможности извлекай пользу". Похоже эта та формула, которая должна работать в жизни, но не работает... Получатся скорее следующее - муж находит себе любовницу, новые свежие отношения и чувства заполняют его сердце, у них все хорошо и вот некогда примерный муж бросает свою жену и детей, отправляется жить со своей новой женщиной, а дальше что? Все то же, что было. Постепенно бытовые отношения проветрят голову и та, что месяц назад так нравилась и будоражила воображение теперь становится скучна, а потом даже надоедлива и ты лишний раз засидишься на работе или устроишь вечернюю прогулку подлиннее, потому что невозможно уже находиться рядом с нею и не раздражаться. А как хорошо была бы жизнь, если б эта формула работала! Да, ты не порядочный муж, но у тебя есть энергия от не очень частых, но зато страстных встреч с другой женщиной, нервное напряжение уходит, вместо него даже появляется желание сделать что-то по дому, привести в порядок квартирку, отремонтировать наконец что-любо. И хорошо, если при этом милая супруга даже и не подозревает об увлечении на стороне. Не все так идеально, как мечталось когда-то, но зато лучше, чем рушить семьи, отнимать нормальное детство у дочек и сыновей... Возможно именно за такую модель семейных отношений выступал режиссер.
Думаю все согласятся с мнением, что у отношений есть внешняя и внутренняя сторона. Что это значит для меня? Примерно то, что мы видим в отношениях главного героя и его супруги. На людях это хорошая пара, не очень романтичная, но вежливая друг к другу, достаточно внимательные люди, правда муж немного увлечен своей профессией, что порой не уделяет должного внимания жене, а женщина несколько печальна. Но практически во всем образцовая пара. А теперь взглянем на них в спальне, когда нет посторонних глаз, когда они один на один. Грубые, жесткие слова, взаимные обвинения, полнейшее непонимание между людьми. Что это? Вот и есть внутренняя сторона, которая порой очень сильно отличается от внешних. Поэтому не стоит поддаваться обманчивому впечатлению, когда видишь идеальную пару в театре или на улице. Возможно это лишь показное, а на самом деле эти люди практически на краю расставания стоят.
Еще меня порадовало, как режиссер показал разницу между работой и досугом главного героя, тоже режиссера по сценарию. Работа его хаос, суета, сотни требований и предложений со всех сторон, еще больше вопросов, на все их нужно ответить, да так чтобы людям было понятно именно то, что ты хочешь им сказать. А вот досуг проходит совершенно иначе, тихие спокойные занятия, когда не нужно сжимать нервы и терпение в кулак, когда можно расслабиться. Но вот актеры, они как во время работы с режиссером, так и в обычной жизни остаются такими не до конца понятными ролями. И еще больше непонятно, для кого они их играют? Для окружающих или все же для себя? Может быть они бояться, что в отличие от их ролей в кино и театре, настоящая жизнь скучна и банальна. Вот и придумывают себе странные образы. Но честное слово, это начинает походить на закидоны зазнавшихся и переоценивающих себя людей. Что забавляет когда это видишь на киноэкране и раздражает если приходится непосредственно общаться в жизни с такими людьми, которые слишком высокого о себе мнения.
Главная, заявленная Феллини, тема фильма - творческий кризис режиссера. Окружение и пресса характеризует это состояние главного героя как "похоже ему больше нечего сказать". Но после просмотра фильма я себе задал вопрос:"Нечего сказать или слишком много, что хочется сказать?". Жизнь даже самого заурядного человека полна событиями, на первый взгляд они ничего не значат, но вот есть среди них такие, которые почему-то на всю жизнь запоминаются. Вот я учился в школе, классе в 7 и балуясь чуть ручкой не попал в глаз соседке по парте. Она тогда сделала мне замечание, мне до сих пор стыдно. Хотя таких ситуаций было очень много, когда я людей чуть ли не зашибал всякими разными способами. Но за это мне не стыдно, а вот тогда почувствовал очень сильно свою вину. Так и в фильме "8 с половиной". Главный герой пережил несколько таких моментов, которые глубоко засели в его душе. Чувства которые они вызывают для него всегда злободневны, но проблема его и кризис в том, что этих чувств так много и все они наваливаются разом, от этого невозможно сказать о них другим людям так, чтобы быть по-настоящему понятым. И совсем сложная задача пытаться снять кино про все это. Собственно это у главного героя не получается.
Мне было несколько трудно сформулировать основные мысли и чувства по поводу этой ленты. Именно по той причине, что очень много мыслей и чувств возникает после просмотра и если пытаться сказать обо всем и сразу выходит жуткая путаница и непонятно становится все. Но в итоге у меня получилось, может быть плохо и не совсем так как я хотел, но результат есть и я им доволен.
@ Sun, 30 Oct 2011 08:15:45 +0400 | Источник: http://outrunner-ked.blogspot.com/2011/10/8.html
Добротный текст. "+". Только с размером шрифта надо что-то делать Вторую рецензию из-за этого читать просто не стал
Добротный текст. "+". Только с размером шрифта надо что-то делать Вторую рецензию из-за этого читать просто не стал
СпасибоНужно уменьшить или увеличить размер?
СпасибоНужно уменьшить или увеличить размер?
Нужно уменьшить.
А теперь как? Размер 12пт. Такой нормальный будет?
в самый раз
"Мне очень понравилась встреча главного героя со своей любовницей." - в этом месте откровенно "пробило на ха-ха"
А в целом очень даже хорошо для Вашего возраста понимать подобные проблемы От меня Вам "+"
Несколько сумбурно, но понравилось. Добротное философское погружение. Из-за уже названной сумбурности немного расплываешься по тексту, можно выделить несколько ключевых идей и использовать ик как костяк, тогда оно выходит проще для восприятия.
Касательно философии можно добавить, что в мире, где измена - это норма, найдя настоящее чувство можно просто в него не поверить.
Любопытно читать мысли, навеянные Вам фильмами. Спасибо! Однако, хочется прочесть что-нибудь более "рецензионное" в Вашем исполнении. Удачи!