Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
10/10

"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?"

Рецензия на фильм «Древо жизни»

12403 thumb

"Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас" ~ Иммануил Кант 

 
Терри Малик является зрителям как мимолётное видение, раз в десять, а то и двадцать лет, но его каждый фильм - событие в мире кино. Судите сами: Пустоши/Badlands (1973), его дебют, поэтичная и душу леденящая история, подобная Бонни и Клайду; Дни Неба/Days of Heaven (1978), считающийся одним из лучших американских фильмов 1970х. Работая над Днями Неба, Малик задумал Древо Жизни
 и написал сценарий, в котором он обращался к истокам зарождения жизни, под названием Q (Quisida)/Кью-на полном серьёзе (Кьюсида/), Попытка поставить фильм в конце 70х не удалась, и это было одной из причин, почему Малик ушёл из кино на 20 лет. Он триумфально вернулся в 1998 с военным фильмом, Тонкая Красная Линия, признанный многими одним из сильнейших фильмов-размышлений на эту тему. Следующим был The New World/Новый Мир (2005), романтическая драма из истории взаимоотношений первых поселенцев из Англии на Восточном побережье Атлантики, там, где сейчас расположен штат Вирджиния, и индейцев, живших   нa тех землях тысячелетиями.  И наконец, настало время Древа Жизни,  долгожданного, выношенного, самого персонального творения Терренса Малика, к которому он шёл 30 лет. В мире кино сейчас очень мало художников, которые ставят фильмы-поиски ответов на вечные вопросы "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" Мастеров, подобных Малику, способных запечатлеть свои поиски и размышления в незабываемых образах, возможно единицы. У  Габриеля Гарсиа Маркеса Маркеса в самом начале "Ста Лет Одиночества" есть чудесная фраза: "Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем". Такой новый мир создал Терри Малик в своих фильмах. Для многих вещей в них просто нет пока названия.
 
 
Видение Малика глубоко и поэтично. Его сравнивают и с Тарковским и с Кубриком. Сравнение - более, чем заслуженное. Первые же фильмы, пришедщие на память во время просмотра Древа Жизни, это Космическая Одиссея: 2001 и Зеркало. Позволю заметить, что мне Древо Жизни кажется даже сильнее, чем фильм Кубрика, потому что, будучи таким же монументальным по масштабу охваченных тем и по великолепию художественного воплощения, фильм Малика - бесконечно и до боли человечен, что делает его гораздо ближе мне, чем вечное равнодушие  тёмного безмолвия великолепного Кубриковского космо-эпического кино-пространства.
 
Я редко была так тронута и захвачена до глубины души происходящим на экране, как во время даже не просмотра, но, скорее, проживания или совместного движения с новым, очень "Маликовским", но гораздо более амбициозным и грандиозным (во всех смыслах этого слова), чем всё, что он когда-либо поставил, его творением. Я вполне понимаю, что этот фильм может оставить зрителя в недоумении, может обозлить, вызвать желание иронизировать над ним. Эти голоса, взывающие к Богу, и Бог, отвечающий Иову, это отсутствие, на первый взгляд, ясно обозначенного сюжета, действия, диалогов и событий вполне могут вызвать негативное восприятие. Фильм постоянно перемещается в бесконечно далёких друг от друга временных и пространственных категориях. И да, в нём есть сцены с динозаврами, чьё появление вызвало некую оторопь  у части зрителей. Я же считаю что на схеме мироздания, созданной Маликом, динозавры играют такую же важную роль, как все остальные компоненты, включая и нас, живущих сейчас. 
 
 
Малик, известный интраверт и затворник, поразительно искренен и открыт в Древе Жизни, самом его личном фильме. Он размышляет о вечных и древних, как сама вселенная вопросах, и не знает на них ответов, как и мы, но он обладает  талантом воплототь свои размышления и поиски в видения нечеловеческой красоты и глубокой любви.  Он всматривается в жизнь всего лишь одной семьи, которую поселил в провинциальный город своего детства в Техасе в 1950ые. Но история этой семьи, в которой радость невинности и открытия мира, тёмные затягивающие омуты взросления, никогда непрекращающаяся борьба Материнского и Отцовского начала в душе ребёнка, конфликты, потери, сожаления, поиски своего пути и осознание своего места в мире, и, наконец, понимание и прощение, повторяет в точности судьбы миллионы семей в любой точке земли. Может быть, поэтому, она стала близка мне. 
 
 
Красота фильма светла и грустна.  Мне кажется, зритель должен погрузиться в него, как в океанские воды и дать ему омыть себя. Не думать, не анализировать, не искать смысл в поразительных сценах Космогонии, но пропустить их сквозь себя. Я останавливала фильм несколько раз, потому что Древо Жизни - это чувственное со-переживание, которое переполняет до захвата дыхания.  Он - исполнен света, воздуха, открыт всем ветрам (обратите внимание на белую лёгкую колышущуюся занавеску на окне в доме О'Брайен, к которой снова и снова возвращается камера Эмануэля Любецки),  омыт водой - источником жизни, символом очищения  и опасной, обманчивой стихией. Это фильм, подобно Древу из  названия, прочно врос корнями в Землю, но устремлён ветвями и листвой к небу и как бы парит в воздухе. Может быть, поэтому, так пронзительно естественна левитация  около дерева рыжеволосой Боттичеллевой Грации, воплотившейся в прекрасной Джессике Частейн?
 
Почему Лакримозой  Зби́гневa Пра́йснерa  сопровождаются сцены возникновения Вселенной? Почему оплакивание, а не Ода к Радости, к примеру? Не значит ли это, что в рождении уже заключена Смерть, и всё, что явилось, произошло, случилось, непременно и неотвратимо придёт к неизбежному концу - и всё живущее, и Время и Пространство? Создавая силой своего таланта поразительные по красоте сцены зарождения Мира, находя для них цвета оттенков и нюансов, которые я встречала только в одном месте на Земле - в Долине Смерти (Калифорния), Малик видит их сценами скорби, потому что всё и все пройдут бесследно. Мы все это знаем, но только редкие таланты способны выразить скорбь и мудрость в таком совершенном кинематографическом слиянии образов и звуков, что раз войдя в душу, они там и останутся. 
 
Я уверена, что Древо Жизни - фильм для многократных пересмотров. На разных этапах жизни зрителя, он будет открываться разными гранями, но никогда не откроется до конца. Его трудно рекомендовать, но не рекомендовать его просто невозможно. Совершенен ли он? Не знаю. Но прекрасен до боли.
@ Sun, 27 Nov 2011 07:00:55 +0400

Комментарии к рецензии (15)

lara77
  • Кинокритик
  • Sun, 27 Nov 2011 16:20:51 +0400

Глубокая и поэтичная рецензия. Возможно, посмотрю фильм… Я редко нахожу время для просмотра.

TEKTONIC
  • Киноман
  • Sun, 27 Nov 2011 17:47:33 +0400

Зачет автоматом. mrgreen

meganevra
  • Киновед
  • Sun, 27 Nov 2011 22:24:56 +0400

плюсую, прочтя первые две строки. Кантовская цитата - первое, что пришло мне в голову после просмотра. Здорово!

moviefan_us
lara77 писал:

Глубокая и поэтичная рецензия. Возможно, посмотрю фильм… Я редко нахожу время для просмотра.

Уже больше недели прошло со дня первого просмотра, и почему-то каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и с чувством, что случилось что-то хорошее. И я вспоминаю - Древо Жизни случилось.

У Маркеса в самом начале Ста Лет Одиночества есть чудесная фраза: "Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем". Такой новый мир создал Терри Малик в своих фильмах. Для многих вещей в них просто нет пока названия.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 28 Nov 2011 10:03:57 +0400

Минус другой рецензии на фильм я прокомментировал)
Здесь плюс и аргументацией не стану себя утруждать smile

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Mon, 28 Nov 2011 19:24:43 +0400

Очень понравился текст. Фильма самого по естественным причинам пока не видел,
хотя к творчеству Теренса Малика весьма неравнодушен. Предвкушаю!!!

Эка Вы, кино-фанатка, за полгода тут понаписали! Постепенно прочитаю все, начиная с конца, обещаю.

moviefan_us

Боже, если это не самое лучшее, проникновенное и точное описание фильма Теренса Малика, поставленного в 2011 году, дошедшее через века и континенты, то я не знаю, что есть. И не нужно громких слов и пышных метафор. Какaя прекрасная простота, и каждое слово на своём месте:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

1841

ThomasRim
  • Киновед
  • Mon, 28 Nov 2011 20:27:51 +0400
Je ne regrette rien писал:

Боже, если это не самое лучшее, проникновенное и точное описание фильма Теренса Малика, поставленного в 2011 году, дошедшее через века и континенты, то я не знаю, что есть. И не нужно громких слов и пышных метафор. Какaя прекрасная простота, и каждое слово на своём месте:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

1841

Совершенно точно. А как он хорошо резонирует с Тютчевым! Двойники)

Кстати, при сопоставлении с поэтическими произведениями становится ясно, почему Малик именно поэтичен) Оч странно)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 30 Nov 2011 16:29:29 +0400

Поставил бы еще один плюс, если было бы возможно! Фильм посмотрел только что и полностью с Вами согласен, что ассоциации с Лермонтовым сами-собой напрашиваются. Мастерство оператора Любоцки и монтаж потрясающи! "Древо жизни" для меня второй фильм Терренса Малика, так как видел только "Тонкую красную линию" и написал о нем. Сейчас качаю "Пустоши", а есть ли в Копилке другие его работы?

meganevra
  • Киновед
  • Wed, 30 Nov 2011 18:04:36 +0400
Bars2009 писал:

Поставил бы еще один плюс, если было бы возможно! Фильм посмотрел только что и полностью с Вами согласен, что ассоциации с Лермонтовым сами-собой напрашиваются. Мастерство оператора Любоцки и монтаж потрясающи! "Древо жизни" для меня второй фильм Терренса Малика, так как видел только "Тонкую красную линию" и написал о нем. Сейчас качаю "Пустоши", а есть ли в Копилке другие его работы?

http://www.kinokopilka.tv/people/3772-terrens-malik

Добавить комментарий