В кинопространстве Сокурова, как и любого другого кинофилософа, всегда присутствовали высшие силы или, скажем точнее, Высший Судья. В случае конкретного режиссера определится трудно. Возможно, совесть, которая, если поддаться сокуровским постулатам, – некое трансцендентное понятие, точка соприкосновения высших сил и механизмов с точечным разливом людского или Человеческого. Впрочем, если совесть – более или менее подробный образ судилища, то здесь никто никого не осудит. Потому что это уже не наш свет, а
«тот», и Смерть отбрасывает свои тени на загробные своды. К черту и античные механизмы возмездия, и религиозные догматы, и стихийный божественный гнев еще языческих времен; кинопространство Сокурова - это область гибели, нон грата, где и происходит дальнейшее взаимодействие двух нравственных полюсов – Евы Браун и Адольфа Гитлера.
Разложенец, тусклый демон, с которого мантия мифов спадает, как плохо сидящее немецкое сукно, заглатывает свою Еву, словно Левиафан. Иначе – труп и гниль. И он боится ее – она напоминает ему о мире качественно ином, единственная прощупывает этот нерв. Чуждая, живительная влага «другого», окрыленного существа, экстравертного и импульсивного, с невероятной упорностью точит мраморность и мертвость окружающего бытия и лично Гитлера. Ева просто-напросто не вливается в предлагаемый Сокуровым формат, она остается где-то за пределами кинобытия. Ее акробатические виражи на балконах – вопреки гравитации этого мира. Она действительно воплощенная жизнь: в движениях, изгибах, цвете кожи. На уровне бытовом – такая девочка, которая была развращена в юности мужчиной себя старше, и, тем самым, навеки привязалась к нему. Гитлер – ее первый мужчина и последний. У него же были любовницы, он фактически не оказывал ей знаков внимания, у нее не было ни уюта, ни семьи, ничего. И в этом, как мне кажется, идея «Молоха». Мысль Оригена о том, что любовь может принять даже дьявольскую природу падших ангелов. Можно ли полюбить зло? Даже не так - может ли любовь поглотить в себя зло абсолютное, без остатка? Может ли она обновить его? Или перегорит, как выдохшаяся лампа Ильича? Эти противоречивые с христианской точки зрения идеи абсолютно применимы и исследуемы в этом магическом Авалоне, без Бога и, соответственно, без надежды.
Конечно, бессмысленно проводить мало-мальски значимый анализ без понимания художественной специфики Сокурова. Это пространство, где тяжело даже находиться, где дым застыл в вечно дымной пасторали, будет сопровождать зрителя вплоть до титров. Режиссер ограждается от своих персонажей: языковой барьер (даже для россиян – немецкий с субтитрами), оптика – и невероятно сложно любое сопереживание. Этот готический, вымороченный мир чужд зрителю абсолютно, в нем даже свет, мучительно прорывающийся сквозь закопченную и вязкую фактуру, затхл и томен. И все же в «Молохе» Сокуров обращается именно к свойствам чисто человеческим, к людской натуре. Сценарий Арабова, ухвативший с собой приз в Каннах, вплоть до мельчайших мазков живописуют фигуру Гитлера, который, не будь он кровожадным диктатором, был бы либо гением парадоксальной литературы, либо ее центральным персонажем в течение всего 20 века. Потому что бесконечно странно наблюдать, как за пределами своих покоев Гитлер – кровожадная маска, хтоническое божество, метафизически вездесущее и неподвижное, а здесь – мелкий подонок, смехотворный в своей настойчивой ипохондрии, гадливый до омерзения, закапывая собственное дерьмо во время пикника. И так будет развенчано всё идеологическое верховье немецкого фашизма.
И каково бескорыстно любить среди властолюбивых мумий? Ева, печальная Ева, как инородно твое существо этим умершим чертогам, как по-человечески невыносимо смотреть на эту страдальческую зависимость, на болезненное влечение влечение бабочки к праху. Мыщц к костям. И тем презрительнее воспринимается этот паноптикум, цирк, кунсткамера окаменевших уродов и уродцев, возомнивших себя чуть ли не вагнеровскими персонажами, и тем показательнее, что все эти небожители, безгранично нелепые в своем мессианстве, водят за нос целые народы, но не могут обмануть равнодушное око объектива. И как безмерно странен этот мир. Как по-настоящему в нем ведут себя вещи и люди.
И концовка. Куда повлечет Гитлера его безликий Хрусталев? В пустоте финальных титров ничто не может дать ответ. Такова сокуровская гибель богов, упоительная в своем удушающем, жестоком, хирургически бесстрастном цинизме.
@ Thu, 01 Dec 2011 21:25:34 +0400
Трупов много было?
То ли у меня настроение ща хорошее, то ли что-то подправил, но ща реца как-то лучшее легла, что ли.. Молодец, в общем)
Трупов много было?
То ли у меня настроение ща хорошее, то ли что-то подправил, но ща реца как-то лучшее легла, что ли.. Молодец, в общем)
И то, и другое, думаю) спасибо, в любом случае)
"Тусклый демон"...Том, а Bы видели фильм "Downfall"/"Der Untergang"/"Бункер"? Когда я о нём писала, то в заглавии процитировала режиссёра Оливера Хиршбигеля: "You have to feel that Hitler was a human being; only then he is a real horror" "Вы должны почувствовать, что Гитлер был человеческим существом; только тогда он - подлинный ужас". Немецкий фильм весь построен на этом концепте, и он страшнее любого фильма ужасов.
"Тусклый демон"...Том, а Bы видели фильм "Downfall"/"Der Untergang"/"Бункер"? Когда я о нём писала, то в заглавии процитировала режиссёра Оливера Хиршбигеля: "You have to feel that Hitler was a human being; only then he is a real horror" "Вы должны почувствовать, что Гитлер был человеческим существом; только тогда он - подлинный ужас". Немецкий фильм весь построен на этом концепте, и он страшнее любого фильма ужасов.
...слишком пафосно все это!
...все просто как апельсин! они себя, уже считают небожителями и законы людские на них не распространяются!
...а ведет их к этому, покорная толпа! ...и началось не вчера! ...Александр, Каллигула - богами себя объявляли, нонешние попроще - отцами нации!
...забавный феномен: Лидер - толпа! ...всю мировую историю его хлебаем, расхлебать не можем!
"...и он страшнее любого фильма ужасов".
Вы серьезно???))) Я уверен, что Хиршбигель просто отмазывался от толпы гуманистов, антифа и прочих, пребывающих в Сфере МAN по Хайдеггеру То есть от "мирного" быдла, которое за свои идеи "мир во всем мире" и распять не побоится. По этой же причине, трололо всея Европы Ларс фон Триер этой же толпе продекларировал свой нацизм. Ну да ладно. В "Бункере" Гитлер изображен далеко не чудовищем и не подлинным ужасом, он изображен страдальцем, может быть и ступившим на неверную дорожку. У меня стало просыпаться некое сочувствие к нему при просмотре этого фильма, хотя я далеко не поклонник фашизма-нацизма и прочего.
Сокуровский вариант кипятит мозг за счет формы подачи материала, потому считаю, что некая сюрность повествования оправдывает и "тусклого демона", и мыслЮ Оригена, и лампочку Ильича)
"...и он страшнее любого фильма ужасов".
Вы серьезно???))) Я уверен, что Хиршбигель просто отмазывался от толпы гуманистов, антифа и прочих, пребывающих в Сфере МAN по Хайдеггеру То есть от "мирного" быдла, которое за свои идеи "мир во всем мире" и распять не побоится. По этой же причине, трололо всея Европы Ларс фон Триер этой же толпе продекларировал свой нацизм. Ну да ладно. В "Бункере" Гитлер изображен далеко не чудовищем и не подлинным ужасом, он изображен страдальцем, может быть и ступившим на неверную дорожку. У меня стало просыпаться некое сочувствие к нему при просмотре этого фильма, хотя я далеко не поклонник фашизма-нацизма и прочего.
Сокуровский вариант кипятит мозг за счет формы подачи материала, потому считаю, что некая сюрность повествования оправдывает и "тусклого демона", и мыслЮ Оригена, и лампочку Ильича)
"...он изобраден страдальцем..." - хера себе, ты выдал!
...смотришь ты верно, посыл у тебя не тот!
...давай попробуем абстрагироваться! ...вчера ты: -брат попытчика на убивство царя-батюшки, адвокатишка-замухрышка или семинарист-налётчик или ефрейтор-пейзажист.., а сегодня - фюрер нации..!
...у кого хошь башка съедет, ибо, ну, не могЕт быть так..!
...значиться ПРОВИДЕНИЕ тебя ведет..! ...и законы Божьи и Человеческие на тебя не распространяются!
"...он изобраден страдальцем..." - хера себе, ты выдал!
...смотришь ты верно, посыл у тебя не тот!
...давай попробуем абстрагироваться! ...вчера ты: -брат попытчика на убивство царя-батюшки, адвокатишка-замухрышка или семинарист-налётчик или ефрейтор-пейзажист.., а сегодня - фюрер нации..!
...у кого хошь башка съедет, ибо, ну, не могЕт быть так..!
...значиться ПРОВИДЕНИЕ тебя ведет..! ...и законы Божьи и Человеческие на тебя не распространяются!
И это тож
Однако, от своих слов не отказываюсь - нацисты в фильме Хиршбигеля "Бункер" подаются с некой долей страдальчествования. Здесь Гитлер в последние свои дни сходит с ума не от власти, а от безысходности и отчаяния. Он показан человеком, как сказала мувифан, которому вполне сочувствует режиссер.
И это тож
Однако, от своих слов не отказываюсь - нацисты в фильме Хиршбигеля "Бункер" подаются с некой долей страдальчествования. Здесь Гитлер в последние свои дни сходит с ума не от власти, а от безысходности и отчаяния. Он показан человеком, как сказала мувифан, которому вполне сочувствует режиссер.
...просто, сука-история, любит лечить шизиков..!
...пажалте на процедуры и наступает просветление, ну ниразу ты на фюрер, пейзажист неудачник и толпа очнулась от гипноза и "...некому руку подать...", а ведь, только вчера, все было так прекрасно.., но, сон был это...
...я вот в чем трагедию шизиков вижу...
...историю, к сожалению, делает толпа, а не личность...