Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Ptiza thumb
5/10

To take a drive on Taxi Driver

Рецензия на фильм «Драйв»

12534 thumb

Посчитайте сами сколько лет прошло с 1976 года по нынешний 2011 и удивитесь как мало изменилось в нашем мире и его отображении в киноискусстве. Не заметить сходства между двумя фильмами невозможно. Только сравнение пойдет не в пользу настоящего. Для страждущий впечатлений а ля "ребят подскажите пожалуйста еще музыки или фильмов в таком стиле" есть совет: фильм Мартина Скорсезе "Таксист"  1976 года выпуска. Конечно он не единственный в таком стиле, но... извините за цитату "это же какой то позор, профессор". И

еще, вы не почувствуете разницу во времени, т.е. после просмотра фильма Драйв, "стaрьё" вроде Таксиста не только не покажется вам таковым, но и приятно удивит ритмом, музыкой, целеустремленностью и всепоглощающим драйвом.
Итак, Герой:


 

Классический Герой вестерна, по мнению многих исследователей кино, есть никто иной, как Иисус Христос. И не надо фыркать, идите и почитайте академические статьи на тему "герой вестерна".
Герой вестерна, а также герой Госслинга и Де Ниро во-первых, появляется ниоткуда, о нем мало что известно. Он крут и не словоохотлив. Он приходит в на место действия, спасает мир (изменяет его к лучшему) тем самым обретает смысл жизни и уходит в никуда. В классическом вестерне подробнее описывается само место действия, мир, требующий изменения, очищения, исправления, чем сам герой. Будет ли это городок, которому досаждают бандиты или индейцы, нью-йоркские грязные улицы (Таксист) или один район Лос Анджелоса - не важно.
Есть описание места, не героя.  Герой просто крут, он ищет смысл жизни, он его находит, выполняет свою миссию и уходит.
Нам никогда не известно в подробностях его прошлое, состояние Героя отображено в самом мире, где он действует. Он ищет выход и находит его через насилие, над собой в первую очередь. Он приносит жертву.
И Драйвер и Трэвис полностью отвечают этим характеристикам. Они построены по одному и тому же закону. Иногда мне казалось, что Госслингу дали указание играть Трэвиса из Tаксиста. Только сценарий не дал ему возможности показать своего героя в полной мере.
У них одинаковые курточки, одинаковые походки, одинаковые взгляды чистого, но опасного ребенка.
Сценаристы позволили Трэвису заявить о своих целях в самом начале фильма: я свободен для поступков, я готов, я хочу что бы этот мир был чище, он полон больных людей, нечистых, плохих, но есть ОНА,  я люблю ее и "they can not touch her" . Трэвис начинает поиск, он меняется на протяжении всего фильма в поисках правильного пути и, в конце концов, находит себе применение. Сквозь череду проб и ошибок, сцен, которые заставляют зрителя смущаться, нервно ёрзать в кресле, смеяться и, что самое главное, восхищаться героем, его живыми реакциями, тем, что он не сдаётся, тем, как он открыт нам, как он не прячется за непроницаемой маской всезнания. В отличие от Драйвера. Внешность, как и курточка Трявиса меняется, Драйвер же одевает маску на маску в конце фильма.
Героиня:
Чистое создание, олицетворения того хорошего за что надо бороться. Героиню на надо уложить в постель, ее надо защитить от грязи, уберечь. She can not be touched.
В фильме Драйв это женщина и ребенок - очень просто. В Таксисте это Женщина (Бетси) и ребенок (Айрис) две отдельные личности, разные, существующие, не просто как плакат "Она и младенец", что может быть чище, посмотрите на них и вы все поймете. В фильме Таксист, зрителю будет мало просто посмотреть, что бы понять их чистоту, зритель пройдет с ними через немало приключений, что бы, в конце концов, действительно причастится, понять и желание Трэвиса их защищать, и ощутить собственное амбивалентное отношение к ним, и через борьбу двух сложившихся мнений прийти к какому то своему заключению, выводу, который не  навязан плохим сценарием, а сделан самостоятельно.

Главная тема фильма:
В обоих фильмах одна и та же. Мир грязен и жесток. Я не могу спасти его целиком, но здесь, в своем болотце я сделаю полную дезинфекцию.  А то, что мне при этом надо будет погибнуть - не важно, разве сама цель не стоит жизни?

Кульминационное насилие в обоих филмах совершенно одинаково: без лишних разговоров, черзмерно жестоко, не эстэтично, изобилует жуткими деталями.

Стилистика обоих фильмов похожа, но если Драйв оперирует лишь:
- монотонностью, затянутостью кадров (ведь именно так и выглядит настоящая жизнь, никто ее для нас не монтирует в реальности: я смотю в окно на улицу, я смотрю, смотрю, смотрю, могу поставить музычку и соорудить саундтрэк, но все равно, реальность монотонна и скучна)
- композицией (давайте поставим героя на край фрэйма и сделаем так, что окружающая его действительность, будь то мебель или стены, будет давить на него, как бы выталкивая за рамки кадра, давить на нашу встроенную тягу к совершенству, к стабильности и, тем самым, внедрять чувство дискомфорта, который испытывает герой)
- неординарностью углов сьемки (если мы еще и повернем камеру на 30 градусов, так что герой и его реальность лягут на бок - зритель точно почувствует, что он не просто в голливудском фильме, а в настоящем искусстве!)
то Скорсезе, даже будучи юным режиссером отважился на более сложную палитру.
Причем, он побрезговал пользоваться вышеперечиленными дешевыми трюками, а создал органичный сценарий (Пол Шредер его создал, но не без Скорсезе, конечно же), который через динамичные сцены и межличностные конфликты описал ситуацию так, что зритель получил полную иллюзию того, что мнение, которое складывается у него о героях не навязано свыше композициями или другими однозначными манипуляциями, а приобретено им абсолютно независимо от кого или чего либо. Во всю эту мастерскую иллюзию объективности Скорсезе совершенно революционно вплел субьективные взгляды Героя (через голос за кадром, через субъективный взгляд Трэвиса на окружающий мир). Сам же Герой, Трэвис, и тот путь, который от проходит у нас перед глазами, не подлежит никакой критике и оставляет Драйвера далеко позади в способности взволновать зрителя, вызвать в нем сопереживание, неприятие, возмущение, страх, сочувствие и всю ту гамму чувств, которая по мнению Аристотеля приводит к "очищению души от вредных аффектов" или катарсису - безвредной радости.

Хочу добавить, что первая сцена ухода от погони в фильме Драйв великолепна и, в совокупности со всем остальным действом, наводит на мысль о том, что писать начинали хорошо, а закончили как oбычно. Т.е. для экспозиции "крутизны" героя эта сцена даже более, чем хороша, но она требует совершенно другого продолжения, что, меня лично, привело к разочарованию.
А то, что фильм отличился на Каннах... мое мнение таково: Фестивали, как дискотеки или торги живым товаром, извините, фильмами, конечно. Но на примере дискотеки легче объяснить. На дискотеку приходит ограниченное количество девушек; из них надо выбрать одну лучшую на каждый танец. Не выбрать нельзя. Причем на дискотеку в Берлине приходят одни готические монстры, в Венецию продвинутые брюнетки, а в Канны восторженные блондинки. Что поделаешь, что в 2011 году собрались не самые большие красавицы? Есть только одна дискотека, на которой одна и та же девушка может танцевать с Оскаром все медляки подряд.
 

@ Wed, 14 Dec 2011 15:24:06 +0400

Комментарии к рецензии (22)

ThomasRim
  • Киновед
  • Wed, 14 Dec 2011 15:39:41 +0400

Автор каким-то жутким образом бредит. Не претенциозно, не ерничает, не издевается, над синтаксисом не изгаляется, просто сидит, схватив голову руками, и бормочет непостижимую чушь. Логика ассоциативна на уровне детсада. Начиная со сравнения "Драйва" с "Таксистом" и заканчивая Каннами. Осудить его невозможно, как невозможно ругать мартышку с пулеметом.

chichal507
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Dec 2011 15:59:58 +0400

как я не согласен, блин) начиная с самого Таксиста, не, сравнение уместно, вполне, но выводы, почему-то, у нас с вами автор, разные, при чем и Таксиста и Драйвера я обожаю. вы перечислили стилистику, только цветовую гамму забыли, но вам она тупо не нравится, она для вас скучна - тобишь дешевые трюки вы сказали, но теми же дешевыми трюками можно назвать приемы Таксиста. можно же еще сравнить Драйв с французским нуаром, почему играя те черно-белые роли: молчаливого героя и чувственной героини - нам демонстрируют ягнят, по сути, Гослинга и Маллиган? когда 15-летний паренек кричит на балкон ей, 15-летней девчонке, я достану тебе луну - сентиментальность. кино - сентиментальность чистой воды, и оценивать его надо с этой точки зрения.
в рецензии безусловно субъективный подход, который я безумно уважаю, но никогда не могу согласиться, потому воздержусь, хотя блин, как же я негодую))
награды получил фильм за режисерскую работу, как я понимаю - за атмосферу. про Оскар я не догнал, но думаю и не надо, можно догадаться)

Ptiza
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Dec 2011 16:02:54 +0400
ThomasRim писал:

Автор каким-то жутким образом бредит. Не претенциозно, не ерничает, не издевается, над синтаксисом не изгаляется, просто сидит, схватив голову руками, и бормочет непостижимую чушь. Логика ассоциативна на уровне детсада. Начиная со сравнения "Драйва" с "Таксистом" и заканчивая Каннами. Осудить его невозможно, как невозможно ругать мартышку с пулеметом.

Прежде чем ерничать, потрудитесь хотя бы задуматься. Если не о фильмах и сравнительных характеристиках (обьективно, без особой любви к тачкам), так хотя бы о кинофестивалях. Зачем они? с какой целью? Что на них и как происходит? Кто организатор (кто платит за музыку?) Не становитесь "восторженной блондинкой", постарайтесь заглянуть чуть чуть глубже. Задайтесь вопросом, почему на 12 престижных фестивалях одно из обязательных условий - премьера? Ничего грязного и постыдного - всего лишь рынок. Кинорынок.

Ptiza
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Dec 2011 16:08:42 +0400
Zodiak писал:

как я не согласен, блин) начиная с самого Таксиста, не, сравнение уместно, вполне, но выводы, почему-то, у нас с вами автор, разные, при чем и Таксиста и Драйвера я обожаю. вы перечислили стилистику, только цветовую гамму забыли, но вам она тупо не нравится, она для вас скучна - тобишь дешевые трюки вы сказали, но теми же дешевыми трюками можно назвать приемы Таксиста. можно же еще сравнить Драйв с французским нуаром, почему играя те черно-белые роли: молчаливого героя и чувственной героини - нам демонстрируют ягнят, по сути, Гослинга и Маллиган? когда 15-летний паренек кричит на балкон ей, 15-летней девчонке, я достану тебе луну - сентиментальность. кино - сентиментальность чистой воды, и оценивать его надо с этой точки зрения.
в рецензии безусловно субъективный подход, который я безумно уважаю, но никогда не могу согласиться, потому воздержусь, хотя блин, как же я негодую))
награды получил фильм за режисерскую работу, как я понимаю - за атмосферу. про Оскар я не догнал, но думаю и не надо, можно догадаться)

Не было времени писать полноценную работу (и места выделено не так много, как потребовалось бы) Сравнивать можно не только с Таксистом. И характеристик намного больше, рассмотрены основные, которые сразу бросаются в глаза. Да, мне не понравился Драйв, потому, что очень похож на Таксиста. Я не отрицаю, что похожие вещи можно делать и заниматься одной и той же теметикой и так далее. Но на мой взгляд, Драйв сравним с плагиатом. и я тоже негодую. А мое отношение к кинофестивалям я высказал. это всего лишь красивая, шикарная, полезная, необходимая... рекламнaя акция.
Оскар: только на Оскаре один фильм может получить неограниченное количество номинаций. Так как голосование совершенно неуправляемо (более 1000 академиков) на кинофестивалях все по другому. это прежде всего кинорынок (на Каннах, кроме красной дорожки и прочего, просто торгуют - представляют новые проэкты, находят инвесторов и прочее) В правилах не записано, но проведя анализ побед с 1946 года на тех же Каннах можно увидеть, что один и тот же фильм редко берет 2 номинации. Почему? Почему в номинации Дебют побеждает один из самых слабых фильмов или второй по качеству, но редко действительно лучший и НИКОГДА не тот фильм, который и без победы возмет кассу? Потому что хороший фильм уже и так продан. ему хавтит участия. Фильм-надежда, тот, который без победы не получит должного места у кинопрокатчиков (а они тут как тут, на фестивале, как покупатели) тот и получает приз. Приз=прокат=фьючерс, вложение в новый фильм данного творческого коллектива, который состоит далеко не из одного режиссера. это группа людей и движет ими не только тяга к творчеству. она неотьемлемых участник, но в таком искусстве, как кино... вобщем, одним холстом, да засохшей краской за 1000 рублей не обойдешься.

chichal507
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Dec 2011 16:16:24 +0400
Птица писал:

Не было времени писать полноценную работу (и места выделено не так много, как потребовалось бы) Сравнивать можно не только с Таксистом. И характеристик намного больше, рассмотрены основные, которые сразу бросаются в глаза. Да, мне не понравился Драйв, потому, что очень похож на Таксиста. Я не отрицаю, что похожие вещи можно делать и заниматься одной и той же теметикой и так далее. Но на мой взгляд, Драйв сравним с плагиатом. и я тоже негодую. А мое отношение к кинофестивалям я высказал. это всего лишь красивая, шикарная, полезная, необходимая... рекламнaя акция.
Оскар: только на Оскаре один фильм может получить неограниченное количество номинаций. Так как голосование совершенно неуправляемо (более 1000 академиков) на кинофестивалях все по другому. это прежде всего кинорынок (на Каннах, кроме красной дорожки и прочего, просто торгуют - представляют новые проэкты, находят инвесторов и прочее) В правилах не записано, но проведя анализ побед с 1946 года на тех же Каннах можно увидеть, что один и тот же фильм редко берет 2 номинации. Почему? Почему в номинации Дебют побеждает один из самых слабых фильмов или второй по качеству, но редко действительно лучший и НИКОГДА не тот фильм, который и без победы возмет кассу? Потому что хороший фильм уже и так продан. ему хавтит участия. Фильм-надежда, тот, который без победы не получит должного места у кинопрокатчиков (а они тут как тут, на фестивале, как покупатели) тот и получает приз. Приз=прокат=фьючерс, вложение в новый фильм данного творческого коллектива, который состоит далеко не из одного режиссера. это группа людей и движет ими не только тяга к творчеству. она неотьемлемых участник, но в таком искусстве, как кино... вобщем, одним холстом, да засохшей краской за 1000 рублей не обойдешься.

Тарантино такой же отвратительный плагиатор, отвратительный потому как безумно талантливая сволочь)
Рефн брал за основу киношный мир, придуманный не им, да, придуманный за долго до него, сформированный не только Таксистом, но Самураем и Хамфри Богартом, точнее его героем, и еще кем-то, и еще - сделанно это безумно талантливо, учитывая что в книге, по книге фильм снят, не особо развернешься. и в этом прелесть фильма, за это я его и полюбил, за то что я этот мир, созданный кинематогрофом, прекрасно понимаю, впитывыю ведь его, без остановки с раннего детства)

chichal507
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Dec 2011 16:25:14 +0400

to Ptiza
на Канны и на Оскары мне все равно, приятно когда наше кино получает, а так паралельно совершенно) такие разговоры не ко мне

Ptiza
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Dec 2011 16:30:21 +0400
Zodiak писал:

Тарантино такой же отвратительный плагиатор, отвратительный потому как безумно талантливая сволочь)
Рефн брал за основу киношный мир, придуманный не им, да, придуманный за долго до него, сформированный не только Таксистом, но Самураем и Хамфри Богартом, точнее его героем, и еще кем-то, и еще - сделанно это безумно талантливо, учитывая что в книге, по книге фильм снят, не особо развернешься. и в этом прелесть фильма, за это я его и полюбил, за то что я этот мир, созданный кинематогрофом, прекрасно понимаю, впитывыю ведь его, без остановки с раннего детства)

Я там добав за оскар.
Полностью соглашусь. Но, во-первых, если взять Таксиста и Драйв и пройтись по структуре пункт за пунктом, то наберется более 80 процентов совпадений, ручаюсь. Оценивать что лучше тоже можно, а можно и подождать лет 5-10 и посмотреть вспомнит ли кто культовый фильм Драйв? а Таксист? Где Мементо, которому пели оды?
Во-вторых, кто его заставлял после Пушера браться за книжку Саллиса? причем переработать ее именно в это? Общественное коллективное подсознание?

chichal507
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Dec 2011 16:39:13 +0400
Птица писал:

Я там добав за оскар.
Полностью соглашусь. Но, во-первых, если взять Таксиста и Драйв и пройтись по структуре пункт за пунктом, то наберется более 80 процентов совпадений, ручаюсь. Оценивать что лучше тоже можно, а можно и подождать лет 5-10 и посмотреть вспомнит ли кто культовый фильм Драйв? а Таксист? Где Мементо, которому пели оды?
Во-вторых, кто его заставлял после Пушера браться за книжку Саллиса? причем переработать ее именно в это? Общественное коллективное подсознание?

"это" у вас звучит плохо) Это - шикарное, вкусное кино )
я лично буду упоминать Таксиста и Драйвера там где надо и где не надо, как я с успехом делаю с режиссером Ли Чан Доном и Тасигахарой) пока есть такие дебилы как я, про хорошее кино не забудут)
снимать его пргласили, конечно. голливудское кино, для Голливуда характерно приглашать удачно выстреливших европейских или азиатских режиссеров, но сделал он из боевичка, то что хотелось ему, я бы назвал это "признанием в любви подростка".
а пройтись и набрать 80 %, можно по каждому фильму, уверяю.

Ptiza
  • Кинокритик
  • Wed, 14 Dec 2011 16:50:41 +0400
Zodiak писал:

"это" у вас звучит плохо) Это - шикарное, вкусное кино )
я лично буду упоминать Таксиста и Драйвера там где надо и где не надо, как я с успехом делаю с режиссером Ли Чан Доном и Тасигахарой) пока есть такие дебилы как я, про хорошее кино не забудут)
снимать его пргласили, конечно. голливудское кино, для Голливуда характерно приглашать удачно выстреливших европейских или азиатских режиссеров, но сделал он из боевичка, то что хотелось ему, я бы назвал это "признанием в любви подростка".
а пройтись и набрать 80 %, можно по каждому фильму, уверяю.

Вы не дебил, но давите на меня незанкомыми многоэтажными именами. Да "это" у меня звучит плохо и я не любитель фестивального кино. Думаю мое время прийдет и я познакомлюсь с Тасигахарой (даже гугл не знает кто это) и иже с ним. Сейчас я веду борьбу с преобладанием подобного film-auteur на нашем местном рынке (Израиль) поэтому не пою диферамбов Драйву. потому как даже авторское кино может быть куда лучше (у того же режиссера было лучше).
давайте остановимся. Мне нравятся ваши рецензии. Но я пишу по другому. и по стилю (ваш лучше) и по поводу.

chichal507
  • Киноакадемик
  • Wed, 14 Dec 2011 16:56:35 +0400
Птица писал:

Вы не дебил, но давите на меня незанкомыми многоэтажными именами. Да "это" у меня звучит плохо и я не любитель фестивального кино. Думаю мое время прийдет и я познакомлюсь с Тасигахарой (даже гугл не знает кто это) и иже с ним. Сейчас я веду борьбу с преобладанием подобного film-auteur на нашем местном рынке (Израиль) поэтому не пою диферамбов Драйву. потому как даже авторское кино может быть куда лучше (у того же режиссера было лучше).
давайте остановимся. Мне нравятся ваши рецензии. Но я пишу по другому. и по стилю (ваш лучше) и по поводу.

Тэсигахара с "э", спешу, пишу, мысли не успевают за пальцами)
ну может быть... может быть все что угодно, откуда я знаю, что "может быть", всегда есть ничтожная вероятность, что в комнату войдет инопланетянин) а ваша охота на ведьм (канны и тому подобное) все таки ерунда, на которую не стоит даже тратить времени, опять же, можете тут меня послать.

Добавить комментарий