Мини-сериал, который действительно можно посмотреть в один присест, обязательно заслуживает вашего внимания. Прежде всего, меня привлекло участие в главной роли актера Евгения Цыганова, которого я запомнил с фильма «Дети Арбата». Потом я увидел, что сценарий написан по повести Анатолия Азольского «Облдрамтеатр». Азольский – букеровский лауреат 1996 года, замечательный мастер психологического детектива, и его проза, что называется, прошивает весь фильм. Закадровый текст, который звучит голосом того же Евгения
Цыганова, так сказать, направляет ход мысли и следователя, и, вместе с ним, зрителя. Следует обратить внимание и на то, что продюсерами сериала являются знаменитые режиссеры Дмитрий Месхиев и Андрей Смирнов.
Итак, 1949 год. Вся страна и все прогрессивное человечество готовится в декабре отпраздновать семидесятилетний юбилей любимого Вождя и Учителя, Отца народов,гениального полководца – Иосифа Виссарионовича Сталина. А в областном городе происходит цепь загадочных происшествий. К расследованию привлекается преподаватель римского права местного Юридического института, бывший следователь прокуратуры и бывший фронтовик – Сергей Гастев. (Евгений Цыганов). Сергей явно не слишком рвется снова втягиваться в следственные дела, он даже скрывает тот факт, что оказался невольным свидетелем одного громкого инцидента. Но эту деликатную работу поручает именно ему сам второй секретарь горкома партии товарищ Францев. В этой роли внушительный и, как всегда, подтянутый Алексей Серебряков.
В помощь Сергею выделяется молодой участковый из пригородной деревни с запоминающимся, как у художника-передвижника именем – Илья Ефимович. Сообразительный и, на редкость начитанный, парень, он становится как бы доктором Ватсоном, при особе мыслящего детектива капитана Гастева, который действует неожиданно и неординарно. Роль младшего лейтенанта Ропни исполняет Александр Ильин (мл). Чей он потомок? Я пока не выяснил. Взаимоотношения этого дуэта, пожалуй, одна из любопытнейших линий фильма.
Гораздо более запутанные отношения у Сергея в личной жизни. Предметом его страсти является Людмила Мишина, «комсомольская богиня», второй секретарь горкома ВЛКСМ с массой принципов и комплексов. Ее играет Мария Машкова, дочь Владимира Машкова, тоже весьма яркая и темпераментная актриса. Великолепно поставлена сцена, когда эта исступленно верующая комсомолка репетирует свою речь, которая прозвучит с трибуны на торжественном заседании в городском театре.Репетирует в кровати , оседлав своего любовника.
Запоминающиеся образы создают Дарья Мороз и Андрей Мерзликин. Она – Анечка, модистка, которая раньше работала в городском театре, а теперь обшивает на дому дам местного бомонда, а он – Тампеев, бывший фронтовой разведчик – один из активных участников банды. Судьба героя Андрея Мерзликина, к сожалению, типична для послевоенного времени. Именно такие - отчаянно храбрые люди, бойцы с передовой, штрафбатовцы, разведчики часто, по различным обстоятельствам, пополняли ряды криминальной среды. Вспомните, Левченко из «Места встречи…». Им, таким отважным, креативным, умеющим владеть оружием, столкнувшись с черствой подозрительностью системы, не оставалось ничего другого, как продолжать свою войну. Большинство из них не доживет до того дня, 9 мая 1965 года, когда День Победы объявят государственным праздником и станут оказывать почести ветеранам Отечественной войны. При Сталине и при Хрущеве официально этот день никак не отмечался.
Все, баста! Дальше ни слова о мастерски закрученной интриге, где все эти замечательные актеры раскрываются с самых неожиданных сторон. Я, без всякого сомнения, ставлю этот сериал в один ряд с «Ликвидацией» и с «Местом встречи изменить нельзя», а благодаря его компактности, всего-то 3, 5 часа, я бы даже осмелился дать ему пальму первенства. Причем, данный фильм совсем не боевик. В нем практически отсутствуют сцены "экшн", о трупах только говорят, но не показывают. А, тем не менее, захватывает ход мыслительного процесса и познавание окружающей героев действительности, где сильные мира того, прикрываясь высокими словесами, творили весьма грязные аферы во имя Великого Сталина. Так что ВКП(б) – также можно было бы называть партией жуликов и воров.
Своеобразный жанр в нашем кино – «ретро-детектив», привлекает гораздо большее внимание зрителей, утомившихся от бесконечного мелькания на экране однообразных «ментов», «леших», «слепых», "бешенных", «знахарей», «диких» и пр. и пр., которые все вроде бы наши современники. А в фильмах о сороковых, пятидесятых годах нам показывают вроде как бы историю. Историю государства, которого больше нет. По этой причине рождено немало мифов о том, что в стране, победившей совсем недавно Германию и Японию, под чутким и мудрым руководством партии и правительства во главе с товарищем Сталиным, царил благостный порядок и дисциплина, равенство всех народов и счастливое детство, (моего отца арестовали как раз в конце этого 1949 года). В Советском Союзе не существовало даже таких понятий, как казнокрадство и коррупция
Для большинства - это действительно далекая история, а я в том же 1949 году уже пошел в первый класс и прекрасно помню тот ажиотаж, каким сопровождался юбилей Вождя и Учителя. Из Москвы в один момент исчезли инвалиды войны с костылями и тележками на шарикоподшипниках. Закладывались фундаменты шести сталинских высоток. Параллельно с этим разворачивалась компания борьбы с безродными космополитами, с учеными-генетиками и кибернетиками, и ожесточенная «борьба за мир», которая вскоре выльется в войну в Корее. Очевидные результаты этой войны в разделенной надвое стране мы наблюдаем сейчас - шестьдесят лет спустя.
Этот короткий сериал примечателен и тем, что в нем отсутствуют динамичные сцены драк, погонь и перестрелок. На все четыре серии всего один выстрел. Однако не покидает ощущение постоянно нагнетаемой опасности, которая сопровождает каждый шаг Сергея Гастева, который неуклонно приближается к истине. И этот смелый, интеллигентный и благородный человек буквально по лезвию бритвы должен пройти, чтобы наказать зло и не навредить друзьям и любимой, которая невольно была вовлечена в махинации своих высокопоставленных товарищей из городской номенклатуры. Несмотря на относительно благополучный финал, остается ощущение, что главного героя ждут еще в близком будущем тяжелые испытания.
Замечательно воссоздан внешний вид старинного провинциального русского города с гордым названием Советск. Кирпичные и деревянные дома, сараи, поленицы дров, скверно мощеные улицы. Вероятно, этого города Российской федерации не затронула ни перестройка, ни модернизация. Но, как выяснилось, город, который снимался в «Забытом», никакого отношения теперь к России не имеет, и это даже не провинция, а столица независимой Латвии – город Рига. Поэтому в некоторых ролях наши старые знакомые - Ивар Калныньш и Айвар Лицитис и еще много прибалтийских артистов. Во время съемок чуть было не произошел международный скандал – местные жители, увидев на стене огромный портрет усатого генералиссимуса, подали в суд за пропаганду советской символики.
По полупустынным улицам дребезжат старые трамваи, проезжают полуторки и сдудебеккеры, редкие «эмки», «победы» и «москвичи». Использовались солидные фонды Латвийского клуба антикварных автомобилей. Илья Ефимыч ловко управляется с настоящим трофейным немецким мотоциклом «Zundapp». Словом, атмосфера конца сороковых годов передана безупречно. То же самое касается и костюмов. Большинство персонажей мужчин носит полувоенную одежду. Режиссер Владимир Щегольков, оператор Петр Духовский, и художники фильма очень тщательно поработали над фактурой в стиле ретро, причем особой изощренности незаметно. И становится понятной, благодаря съемкам в Латвии, та же естественность в сценах, которые возникают в воспоминаниях Сергея Гастева, о последних своих фронтовых «каникулах» в Австрии, в апреле 1945 года.
Единственное сомнение вызывает постоянная легкая небритость главного героя. Как-то во времена последних лет жизни товарища Сталина подобный внешний вид, мягко говоря, не приветствовался. Усы там – пожалуйста, а вот даже бороды носить позволялись только каким-нибудь академикам старой формации. И последнее – не слишком удачно название фильма - «Забытый». Тем более, что в том же 2011 году был выпущен проходной для телеканала «НТВ» сериал на криминальную тематику – «Забытые». Ведь гораздо более емкое и запоминающееся название, отвечающее глубокому смыслу, носила повесть Анатолия Азольского – «ОБЛДРАМТЕАТР».
Ну что же за Вашу рецензию как обычно плюс, а вот по поводу в один ряд с ликвидацией и местом встречи позволю не согласиться, здесь при всей достоверности эпохи и героев недостаточен масштаб, да лаконично, да интрига но все же, игра и масштаб немного не дотягивают, хотелось бы ошибиться и увидеть продолжение. И еще Ильин выглядит умнее Уотсона хоть и такой же наивный, к стати это сын Александра Адольфовича Ильина.
Насчет Циганова я к стати из за него и посмотрел фильм, вернее начал смотреть и втянулся. По поводу ощущений, все таки "Ликвидация" и "Место встречи" гораздо сильнее держат в напряжении, по этому такая моя оценка фильма.
Ну что же за Вашу рецензию как обычно плюс, а вот по поводу в один ряд с ликвидацией и местом встречи позволю не согласиться, здесь при всей достоверности эпохи и героев недостаточен масштаб, да лаконично, да интрига но все же, игра и масштаб немного не дотягивают, хотелось бы ошибиться и увидеть продолжение. И еще Ильин выглядит умнее Уотсона хоть и такой же наивный, к стати это сын Александра Адольфовича Ильина.
Пардон, не понял - так (+) или (-)?
Или это у Вас в 4.20 ночи глаза слипаются?
А за Ильина (мо) спасибо. А то я думал то ли он Андреевич, то ли Владимирович?
Пардон, не понял - так (+) или (-)?
Или это у Вас в 4.20 ночи глаза слипаются?
А за Ильина (мо) спасибо. А то я думал то ли он Андреевич, то ли Владимирович?
Глаза и правда глючат, прошу прощения, я уже спросил модератора как исправить сей прискорбный казус.
Конечно же плюс.
Жаль что фильмы которые достойны внимания проходят незамеченными и без обсуждений. Неужели нечего обсудить? Почва благодатная, и детектив, и культ личности, и любовь, и конфликт поколений.
Отличный сериал, только досмотрел, не ожидал, что так понравиться. Прочитал рецензию «по горячим следам», однозначно плюс. Но вы уж меня извините, но как-то суховато у вас получилось, то ли пересказа много, то ли эмоций недостаточно, не пойму, вроде обо всем сказано, а все-таки чего-то не хватает. Текст про «Жизнь и приключения Мишки Япончика» по-другому воспринимается, жаль, «Забытый» мне понравился гораздо больше, может в этом все дело...
Отличный сериал, только досмотрел, не ожидал, что так понравиться. Прочитал рецензию «по горячим следам», однозначно плюс. Но вы уж меня извините, но как-то суховато у вас получилось, то ли пересказа много, то ли эмоций недостаточно, не пойму, вроде обо всем сказано, а все-таки чего-то не хватает. Текст про «Жизнь и приключения Мишки Япончика» по-другому воспринимается, жаль, «Забытый» мне понравился гораздо больше, может в этом все дело...
Больше всего я опасался как раз пересказа сюжета и намека на характеристики действующих лиц.
Иначе меня бы заподозрили в спойлеризме, и это испортило бы многим впечатление от первого просмотра.
Но, быть-может, я позднее кое-что добавлю, нажав на кнопочку "редактировать"!
А Вас благодарю за внимание к моим работам.
Да это именно то что «доктор прописал», теперь единственным желанием осталось надежда на то, что авторы снимут продолжение. Спасибо вам за отличный текст и краткий исторический экскурс. Невольно переносишься в прошлое и с прискорбием понимаешь, сколько пустого, незаполненного места и как вы чертовски правы на счет всего того низкосортного телемусора, которым, с переизбытком, завалены наши телеэкраны...