"Я ржал как конь, а не усмехался чуток" - из золотых россыпей КП
Подобный маленькому действующему вулкану или компактной динамо-машине, чьей энергии хватило бы на освещение города средних размеров, Луи де Фюнес привносил в свои комедии потешные неразбериху, суету и путаницу грандиозных масштабов. Они производили неотразимый эффект, вызывавший у зрителей смех до коликов в желудке. Не стала исключением и "Мания величия", комедийная версия исторической трагедии Виктора Гюго "Рюи Блаз",
поставленная Жераром Ури в 1971 году. Романтическая драма плаща и шпаги с обречённой любовью королевы и простолюдина и ярко выраженным социальным подтекстом была неоднократно экранизирована, включая киноверсии с Жаном Maре и Жераром Депардье. Действие фильма Ури формально следует сюжету Гюго, разворачиваясь в Испании 17 века. Но работая над ним, режиссёр включил комические сцены и ситуации, которые должны были высветить сверхъестественную гиперактивность де Фюнеса, его выразительную жестикуляцию, неподражаемую мимику, сочетавшиеся у его героя с гигантским эго в миниатюрной оболочке. Имя знаменитого комика в титрах картины заранее настраивает зрителя на отсутствие в ней серьёзных политических комментариев, взволнованных драматических монологов и стоически трагического завершения оригинальной пьесы.
В центре "Мании величия" злая шутка, которую вознамерился сыграть с королевой Испании богатый и знатный гранд Дон Саллюст де Базан, впавший в немилость и поклявшийся страшно отомстить. Жадный и коварный сборщик налогов, следующий девизу "Богатые должны становиться богаче, а бедные - беднее", Саллюст переодевает своего слугу Блаза дворянином и представляет при дворе под именем своего племянника Дона Сезара де Базана. Привлекательный, остроумный, и обходительный Блаз за короткое время успевает спасти короля от бомбы заговорщиков, получить в благодарность должность своего хозяина, провести ряд политических реформ, вызвавших одобрение народа и недовольство знати, и покорить сердце королевы. От первой и до последней сцены "Мания величия" это стремительный аваланж, подхвативший, закруживший и сталкивающий в нескончаемых комических эскападах Блаза, Саллюста, его племянника Дона Сезара, которого любящий дядюшка продал в рабство кочевникам Сахары, ослеплённого ревностью короля, прекрасную королеву, влюбленную в Блаза, и ее дуэнью, грозную, как Цербер, уродливую, как Гарпия, тоже не устоявшую перед чарами Блаза.
Прирождённый комедиограф, Жерар Ури делал, по его же словам, фильмы о серьёзных вещах, но так, что они смешат зрителей. Его лучшие картины открывают эпоху классических французских комедий, которая началась еще в 1960-ых, когда одна за другой вышли «Разиня» и «Большая прогулка» с великолепным дуэтом Луи де Фюнеса и Бурвиля. Актёры прекрасно дополняли друг друга на экране благодаря абсолютно разным темпераментам. Наивная простота и добродушная ироничность, присущие экранным персонажам Бурвиля, деликатно балансировали нахрапистую агрессивность и несносный характер героев Де Фюнеса. "Мания величия" задумывалась как их третий совместный фильм, в котором де Фюнесу предназначалась роль Саллюста, а Бурвилю - Блаза. К сожалению, Бурвиль скончался до начала съёмок, и его заменил Ив Монтан. На удивление и зрителям и критикам, Монтан, чьё имя ассоциировалось у публики с невозмутимыми и зачастую циничными героями серьёзных драм и крутых триллеров, оказался очень обаятельным в роли смекалистого неунывающего мошенника, строящего козни своему хозяину-интригану в лёгкой, искромётной "Де Фюнесовской" комедии.
Высокобюджетная для своего времени "Мания величия" радует глаз красочными декорациями, пышными костюмами, экзотическими местами съёмок и эффектными экшн трюками. БOльшая часть фильма снята в испанском регионе Альмерии, послужившей съёмочной площадкой для многочисленных спагетти-вестернов, что, возможно, вдохновило и музыкальные темы "Мании величия", явно напоминающие мелодии Эннио Марриконе. Но главная её прелесть в том, что основанная на серьёзной драме, тщательно продуманная пародия Ури получилась восхитительно абсурдной, обворожительнo-глупoватой и бесконечнo смешной. И тем смешнее, чем больше осознаются нелепость и невозможность ситуаций, которые создаёт и в которые сам себя загоняет тайфун по имени Саллюст Де Фюнес, одержимый и ослеплённый манией величия. Когда пoдoшло время самой смешной сцены фильма, в которой герой Де Фюнеса, осознав крушение своих грандиозных интриг и потеряв от негодованния дар речи, начинает издавать немыслимые хрюкающие, квакающие и крякающие звуки, от одного взгляда на его ошеломлённое лицо с сорока гримасами в минуту я поползла с дивана вниз. Заливаясь неудержимым счастливым смехом думала я только о том, чтобы ковёр в моей гостиной, который определённо задаёт ей стиль, не был безнадёжно испорчен в той же манере, что и ковёр Чувака Лебовски.
Приятного просмотра, любители французских комедий, поклонники Луи Де Фюнеса, Ива Монтана и Жерара Ури. Веселитесь от всей души, смейтесь на здоровье и ни в коем случае не подавляйте желания ржать как конь во время самой забавной для вас сцены. Держитесь только подальше от ваших ковров.
Я только что обновила эту свою старую рецензию. Буду рада, если прочитаете и отзовётесь. Особенно буду рада, если вы посмотрите или уже посмотрели чудесную комедию с Луи де Фюнесом и Ивом Монтаном и оставите несколько слов о ней.
Комедия великолепная, спасибо что напомнили о ней! Я давно так не смеялась. Дуэт Ива Монтана и Луи де Фюнес - сногсшибателен. На Луи де Фюнесе ржешь как лошадь, на Ив Монтане усмехаешься чуток.
Умирала со смеху на лелеющем ананас , да почти на всех эпизод. Фильм фантастичен тем, что расположил сюжет вне времени и пространства, создал как бы сказку для взрослых.
Я смотрела фильм раньше, и в какой-то момент решив, что Луи де Фюнес хорош в фильмах своего времени, не собиралась пересматривать, изрядно подзабыв все происходящее.
К слову сказать, мне безумно повезло, и мой учитель физики был человеком с гримасами на лице. Он и похож был чутка на Луи де Фюнес. Гримас у него было не сорок в минуту, две-три , да и то, не всякую минуту. Но это большой подарок - видеть лицо, не маску.
Комедия великолепная, спасибо что напомнили о ней! Я давно так не смеялась. Дуэт Ива Монтана и Луи де Фюнес - сногсшибателен. На Луи де Фюнесе ржешь как лошадь, на Ив Монтане усмехаешься чуток.
Умирала со смеху на лелеющем ананас , да почти на всех эпизод. Фильм фантастичен тем, что расположил сюжет вне времени и пространства, создал как бы сказку для взрослых.
Я смотрела фильм раньше, и в какой-то момент решив, что Луи де Фюнес хорош в фильмах своего времени, не собиралась пересматривать, изрядно подзабыв все происходящее.
К слову сказать, мне безумно повезло, и мой учитель физики был человеком с гримасами на лице. Он и похож был чутка на Луи де Фюнес. Гримас у него было не сорок в минуту, две-три , да и то, не всякую минуту. Но это большой подарок - видеть лицо, не маску.
Спасибо за рецензию
Спасибо большое! Очень рада что рецeнзия вызвала желание пересмотреть кино. Отличный же фильм. Таких больше не делают.
Уважаемые Копилочники,
Я только что обновила эту свою старую рецензию. Буду рада, если прочитаете и отзовётесь. Особенно буду рада, если вы посмотрите или уже посмотрели чудесную комедию с Луи де Фюнесом и Ивом Монтаном и оставите несколько слов о ней.
Большое спасибо.
Комедия великолепная, спасибо что напомнили о ней! Я давно так не смеялась. Дуэт Ива Монтана и Луи де Фюнес - сногсшибателен. На Луи де Фюнесе ржешь как лошадь, на Ив Монтане усмехаешься чуток.
Умирала со смеху на лелеющем ананас , да почти на всех эпизод. Фильм фантастичен тем, что расположил сюжет вне времени и пространства, создал как бы сказку для взрослых.
Я смотрела фильм раньше, и в какой-то момент решив, что Луи де Фюнес хорош в фильмах своего времени, не собиралась пересматривать, изрядно подзабыв все происходящее.
К слову сказать, мне безумно повезло, и мой учитель физики был человеком с гримасами на лице. Он и похож был чутка на Луи де Фюнес. Гримас у него было не сорок в минуту, две-три , да и то, не всякую минуту. Но это большой подарок - видеть лицо, не маску.
Спасибо за рецензию
Комедия великолепная, спасибо что напомнили о ней! Я давно так не смеялась. Дуэт Ива Монтана и Луи де Фюнес - сногсшибателен. На Луи де Фюнесе ржешь как лошадь, на Ив Монтане усмехаешься чуток.
Умирала со смеху на лелеющем ананас , да почти на всех эпизод. Фильм фантастичен тем, что расположил сюжет вне времени и пространства, создал как бы сказку для взрослых.
Я смотрела фильм раньше, и в какой-то момент решив, что Луи де Фюнес хорош в фильмах своего времени, не собиралась пересматривать, изрядно подзабыв все происходящее.
К слову сказать, мне безумно повезло, и мой учитель физики был человеком с гримасами на лице. Он и похож был чутка на Луи де Фюнес. Гримас у него было не сорок в минуту, две-три , да и то, не всякую минуту. Но это большой подарок - видеть лицо, не маску.
Спасибо за рецензию
Спасибо большое! Очень рада что рецeнзия вызвала желание пересмотреть кино. Отличный же фильм. Таких больше не делают.