Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Janpaul thumb
10/10

"Чуки-чуки, банана куки..."

Рецензия на фильм «Доктор Айболит»

4839 thumb

Бывают произведения, похожие на небольшой снежный ком, который автор скатывает творческими усилиями с некого снежного склона. В пути небольшой ком обрастает некими снежными хлопьями (читай - мифами, комментариями, цепью случайных событий и т. д.) и превращается в огромный снежный шар, способный даже вызвать лавину. Но тем не менее в сути этой громадины - небольшой ком снега. А есть произведения, подобные огромной горной стране, с целой системой пещер, вершин, каньйонов, плато, склонов... Кто-то исходил этот край вдоль и поперёк, кто-то

оказался в нём впервые...

Вот и мультфильм Давида Яновича Черкасского "ДОКТОР АЙБОЛИТ" - как минимум горный массив. "Это забавное место - он похож на цирк, он похож на зоопарк, здесь свои шуты и свои святые, свои Оскары Уальды и Жанны д`Арк. Здесь свои негодяи и свои герои... Я люблю их всех. Нет! Ну, скажем так, почти всех, но я хочу, чтоб им всем было хорошо".

Семисерийный мультфильм "ДОКТОР АЙБОЛИТ" создан в 1984-1985 годах на студии "Киевнаучфильм" творческой группой под руководством режиссёра Давида Черкасского. В детстве просмотр каждой серии "ДОКТОРА АЙБОЛИТА" являлся для меня восхитительным путешествием по особым, ни на что не похожим местам. И это при том, что мультфильм воспроизводил уже знакомые мне произведения К. И. Чуковского "Доктор Айболит", "Муха-Цокотуха", "Краденое солнце", "Телефон"... Воспроизводил, но как! "О, сколько нам открытий чудных готовит... гений, парадоксов друг" - это я сейчас о Черкасском. Стиль мышления Давида Яновича - парадоксальный оптимизм, наполненный душевным теплом - "Дайте мне Кафку, и вы получите музыкальную разноцветную комедию!". Только Черкасский мог превратить наследие Чуковского в некий анимированный взбалмошный триллер-нуар-мюзикл в стилистике "Солдатских сказок" Саши Чёрного и рассказов Даниила Хармса. "А кто-то смеётся, глядя с той стороны - да, это мастер иллюзий." Давид Янович - свой среди детей и ребёнок среди взрослых.

 Итак, мультфильм Черкасского "ДОКТОР АЙБОЛИТ". Вместе с попугаем Карудо настраиваемся на философское восприятие событий. Перед нами - полотнище вековой борьбы Добра и Зла. Педиатры всех стран, объединяйтесь! Чу, друзья - это же эпидемиология цивилизаций! Перерождённоё зло - капитан "Чёрной каракатицы" в образе злого гения Бармалея - готовится поработить мир. Прислужники тёмных сил - пираты, зловредная и сварливая сестра Айболита Варвара, исчадие ада Тараканище, неудачник Крокодил - собираются под флаг первородного Хаоса. Первый этап - захват Африки с помощью спектакля-западни. И, действительно, куда же, как не в Африку податься беспощадному и кровожадному каннибалу, обладателю скверной преступной страсти к маленьким детям, злодею Бармалею? Злодею, которому "не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких - да, очень маленьких детей - детей"? Ведь, получив вид на жительство на материке, где с успехом практикуется ритуальный каннибализм, можно основательно подготовиться к порабощению мира в целом! "Да здравствует милая Африка!".

Кто же остановит первородное Зло? Вот оно, время Айболитов! И Айболит - этакий Шерлок с контрабасом вместо скрипки, этакий Ван Хельсинг с градусником - собирает друзей. Работник африканского Алькатраса Гиппопотам, санитары Авва и Карудо, да что там - все, у кого в душе осталась хоть искра добра - готовы к сражению. Кстати, вот тебе, зритель, ассоциативный ряд - доктор Дулиттл (персонаж сказки Лофтинга), Айболит (перерождение Дулиттла у К. И. Чуковского), больница, боль... Теперь вспомни, что Черкасский творил на студии "Киевнаучфильм". Переведём слово "больница" на украинский язык. Получаем слово "лiкарня" и в итоге имеем разную смысловую оценку объекта под названием "больница" - вот он, тайный код да Винчи!

Но вернёмся к мультфильму. Давид Черкасский - мастер мелочи (обрати внимание, например, на профили орлов-таксистов); его работы - как слоёный пирог, детали спрятаны и их можно увидеть и оценить только при многократных просмотрах. Есть эпизоды - совершенная классика - которые нужно просматривать покадрово.

В разные этапы моей жизни эффект от просмотра "ДОКТОРА АЙБОЛИТА" был сравним для меня  с эффектами от просмотров фильмов "Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Трактористы-2", "Любовь и сигареты", "8 1/2 $", "Даун хаус". Дело, видимо, в том, что "каким-то непостежимым образом Черкасский замкнул на себе ток жизни и экрана".

Давид Янович и в жизни чувствует себя художником. По словам Александра Татарского, всё его поколение ходило, говорило, буквально фотографируя манеры Черкасского. Прочь проза обыденности, день проживается как произведение искусства. Не обязательно - монументальное полотно. Сегодня это могут быть лёгкий эскиз или шарж, хоть анекдот. Но именной, неповторимый. Юрий Норштейн скажет: "Признаюсь, немного завидую раскованности Давида, внутренней его свободе. Хотя мы с ним настолько противоположны... Но он сумел каким-то чудом поймать детскую интонацию. И ещё - с ним всегда радостно. Да что там говорить о Давиде - нужно выпить в хорошей компании, чтобы существовать в рифму с ним."

Режиссёр Черкасский фонтанировал идеями, порой бредовыми, но всегда реализуемыми. Он придумал несколько авторских художественных методик и всякий раз с блеском их применял. Сочетание анимации и художественной съёмки, трёхмерные "пролёты" вымышленной "камеры" Черкасского, зеркальные отображения событий в глазах персонажей, прорисовка на экране звуковых эффектов... И всё это в сочетании со своеобразной техникой - объёмной и гротескной - художника Радны Сахалтуева - бурята по происхождению, закончившего московский ВГИК и попавшему в Киев по распределению, на студию, которая создавалась "с нуля". Творческий тандем Додика и Раднуши - так называют они друг друга - сложился единожды и навсегда. "Не надо ни для кого делать картину. Ни для детей, ни для взрослых, только так, как ты умеешь."

Музыка - важная часть мультипликационного фильма. Георгий Фиртич - ещё одна личность из творческой группы Черкасского. Музыкальные запоминающееся произведения со специфическим юмором, фееричные пародийные выверты, переосмысление культурного музыкального наследия... И - как вершина Килиманджаро - опера "Муха-Цокотуха". Кстати - по моим данным - именно после выхода мультфильма "ДОКТОР АЙБОЛИТ", в языке суахили появилось сленговое понятие "джаро-муха-цокотуха", что в переводе на русский означает "музыка, которая сверкает"! Для меня вложенная в "ДОКТОР АЙБОЛИТ" "Муха-Цокотуха" является автономным авторским произведением, сопоставимым по уровню с альбомами "Треугольник" и "Радио Африка" (АКВАРИУМ), "Метаморфозы" и "Смотри в оба" (СТРАННЫЕ ИГРЫ), "LV" (ЗООПАРК).

Несколько слов по поводу озвучивания персонажей. Зиновий Гердт - Айболит, Семён Фарада - Бармалей и Таракан, Мария Миронова - Варвара, Всеволод Абдулов - Карудо... Продолжать? Дас ист фантастиш, не правда ли? По признанию Черкасского, лучшие отечественные актёры при озвучке персонажей напрямую влияли на то, какими именно становились герои, которым артисты дарили голоса - "Ты им что-то рассказываешь, они выполняют намного лучше, ну а уже потом, отталкиваясь от их голосов, я иначе рисую анимацию. Теперь понятно, почему "кровожадный и беспощадный" вызывает сострадание и симпатию?..

Да, а что там с борьбой Добра и Зла? - спросите вы. Как всегда - "БАЦ!", "БУМ!" и в итоге Зло - "ФШ-Ш-Ш...". Как-то так... «Простые слова, иностранные связи – какой безотказный метод…».

P. S. Взрослый зритель! Чтобы продлить удовольствие от очередного просмотра мультипликационного фильма Давида Черкасского "ДОКТОР АЙБОЛИТ", обязательно прочитай в еженедельнике светской хроники "Бульвар Гордона" за № 20 (56) от 16.05.2006 интервью с самим Давидом Яновичем.

@ Fri, 20 Jan 2012 16:12:16 +0400

Комментарии к рецензии (3)

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Fri, 20 Jan 2012 21:52:35 +0400

ps интересный)
я прочитал.
удовольствие продлить... хм. Не считал себя никогда ханжой, но confused пошлости какие-то в желтом журнале вызвали тошноту, скорее, чем продление удовольствия от "Айболита" mrgreen

...статья про то, как мужчина (пусть даже режиссер хорошего мультфильма) "просеивает" 30 женщин полного рыхловатого телосложения, большого роста, за 30-40 лет. Отсеиваются две из тридцати, согласные на секс в подворотне Крещатика. Преподносится восхищенным тоном как "секретный суперметод соблазнения женщин" twisted

Дык и без того ясно, что порядочных женщин большинство, но и шлюхи есть.

"Айболит" cry

janpaul
  • Киноакадемик
  • Fri, 20 Jan 2012 22:27:15 +0400
UserZero писал:

ps интересный)
я прочитал.
удовольствие продлить... хм. Не считал себя никогда ханжой, но confused пошлости какие-то в желтом журнале вызвали тошноту, скорее, чем продление удовольствия от "Айболита" mrgreen

...статья про то, как мужчина (пусть даже режиссер хорошего мультфильма) "просеивает" 30 женщин полного рыхловатого телосложения, большого роста, за 30-40 лет. Отсеиваются две из тридцати, согласные на секс в подворотне Крещатика. Преподносится восхищенным тоном как "секретный суперметод соблазнения женщин" twisted

Дык и без того ясно, что порядочных женщин большинство, но и шлюхи есть.

"Айболит" cry

На самом деле Давид Янович Черкасский беседует с Дмитрием Гордоном по принципу "Мы можем пить с тобой, но мы не будем петь с тобой" - прочитай интервью ещё раз и улови иронию - типа "ямочки для ног" на склонах Днепра, "Рауль, не надо..." и т. п. wink

lara77
  • Кинокритик
  • Mon, 23 Jan 2012 13:59:40 +0400

Ну, жёлтую прессу я читать не буду)), а рецензии всё же плюс за верную передачу атмосферы мультика.

Добавлю, что Давид Черкасский является также сценаристом таких всенародно любимых мультфильмов, как «Приключения капитана Врунгеля» (музыка тоже Георгия Фиртича) и «Остров сокровищ». На последний здесь есть просто замечательная рецензия – жаль только, что где-то на задворках форума, а не на странице фильма. wink

Добавить комментарий