"Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо..."
Уже второй день, как я посмотрела фильм, но до сих пор он не отпускает - и бесит и восхищает одновременно. Безусловно оригинально, мрачно до сумасшествия, беспросветно и депрессивно. При этом и юмор, но очень чёрный, явно присутствует. Достаточно вчитываться в титры, которые комментируют происходящее в
отрстранённо-повествовательной манере, чтобы обнаружить его.
Фильм, конечно - мрачно-едкая сатира на человеческий неизбывный, я бы сказала жгучий интерес к низменному, постыдному, извращенному, запрещённому, но тем и более притягательному. Этакий отравленный валентайн самым всматривающимся видам искусства - кино и фотографии, бесстрастно запечетлевающим всё, куда устремляется взор, как бы низко он не опускался.
Что делает "Про Уродов и Людей" уникальным - это стиль. Снятый в манере раннего кинематографа, по цвету выдержанный в благородной и утончённой сепии, в нём мало диалогов, но фильм от этого не страдает. Похоти, желанию, так же как алчности и мерзости не нужны слова, они говорят сами за себя. Поэтому так много в фильме крупных немых планов (пустые глаза Маковецкого - Иогана и воистину дьявольская, поганящая всё и вся, на что она устремлена, ухмылка Сухорукова - Виктора Ивановича), которые вызывают чувство острой и неподдельной... даже не знаю, как объяснить, тоски и подавленности. Да, пожалуй, подавленности от того, что не только так много мерзости в мире, но и оттого, как легко ей возобладать над невинностью и чистотой, надругаться походя одним лишь присутствием и играючи втянуть в затягивающие сети разложения. Пока я смотрела фильм, почему-то мне часто приходило в голову имя Ф.М. Достоевского, и не какое-то определённое произведение, а настрой, атмосфера, тон - пустынный Петербург, то ли из грёзы, то ли из кошмара. Униженные и оскорблённые. Красота спасёт мир - спасёт ли? Добродетель, любовь и нежность не спасают уродливый мир, но сами в грязь втоптаны и с грязью этой сливаются. Живя в грязи - другого существования уже и не представляешь. Не знаю, не берусь судить, но не полемика ли или посвящение темам Достоевского вызвали к жизни уродов и людей Балабанова?
Интересно, Балабанов действительно искренне уверен, что женщины, их слабость, любопытство, невозможность противостоять воинствующей наглой и гнусной пошлости, насилию и вульгарности - источник зла и причина физического и морального падения и неизбежной гибели всех персонажей, которых можно отнести к людям и которые оказались мужского рода? Или это ещё одна кино-провокация, которыми полон его поразительно красивый фильм о многоликости уродства? Единственная женщина, о которой он не успел сказать ничего плохого - мать Лизы, но она умирает ещё в прологе.
Сильное кино. Если бы минут так 15 убрать - из бесконечного спуска Виктора Ивановича по лестнице, ведущей в преисподню, из нескончаемых проездов через Неву и на трамвае под Гавот Прокофьева из Ромео и Джульетты, он бы получился ещё более жёстким, жутким и упругим. Но и так - забыть трудно.
Ещё один фильм вспомнился мне, и он представляется идеальным компаньоном "Уродам и Людям" -"Москва" (2000) Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина. Не вдохновился ли Зельдович фильмом Балабанова? Та же подавляющая атмосфера, пустые, стерильные улицы, наглый торжествующий цинизм. Если когда-либо фильмы вобрали в себя и отразили в завораживающе прекрасных и одновременно отталкивающе низменных кинообразах жуткое время, а точнее безвременье абсурда, отсутствия логики и смысла, и смерть надежды, то это московский фильм Александра Зельдовича и петербургский фильм Алексея Балабанова.
@ Thu, 26 Jan 2012 02:26:29 +0400
обижены на Балабанова?)))))) и в этом вся его прелесть)))..
помню когда посмотрела этот фильм,тоже такие чувства обуяли..но как истинно сказано "про уродов и людей"- у каждого своя грань степени уродства.
ПЛЮС!
"О женщины! Ничтожество вам имя…" - тот же автор... Так что нечего на Балабанова пенять
"О женщины! Ничтожество вам имя…" - тот же автор... Так что нечего на Балабанова пенять
убери пока Шпилька неувидала )))иначей ты трюп ))))))))))
обижены на Балабанова?)))))) и в этом вся его прелесть)))..
помню когда посмотрела этот фильм,тоже такие чувства обуяли..но как истинно сказано "про уродов и людей"- у каждого своя грань степени уродства.
ПЛЮС!
Да нет, я на него вовсе не обижена. Я так, вслух размышляю. Это не первый и далеко не последний раз в искусстве, когда автор, вполне возможно, вкладывает самого себя в своё творение -свои проблемы, ассоциации, обиды, казалось бы забытые, но дремлющие в глубине сознания. Звучит, как дешёвый "сайкобабле"(Psychobabble)? Ну а куда денешься? Он так явно открывается, что вывод явно напрашивается. Или у него были проблемы в юности с первой нежной любовью или, как всегда "mommy issues". Или, как я уже предположила - кино-провокация. Тоже вполне возможно.
Cheers!
Да нет, я на него вовсе не обижена. Я так, вслух размышляю. Это не первый и далеко не последний раз в искусстве, когда автор, вполне возможно, вкладывает самого себя в своё творение -свои проблемы, ассоциации, обиды, казалось бы забытые, но дремлющие в глубине сознания. Звучит, как дешёвый "сайкобабле"(Psychobabble)? Ну а куда денешься? Он так явно открывается, что вывод явно напрашивается. Или у него были проблемы в юности с первой нежной любовью или, как всегда "mommy issues". Или, как я уже предположила - кино-провокация. Тоже вполне возможно.
Cheers!
Psychobabble ... Об этом поподробнее пожалуйста ...
Да нет, я на него вовсе не обижена. Я так, вслух размышляю. Это не первый и далеко не последний раз в искусстве, когда автор, вполне возможно, вкладывает самого себя в своё творение -свои проблемы, ассоциации, обиды, казалось бы забытые, но дремлющие в глубине сознания. Звучит, как дешёвый "сайкобабле"(Psychobabble)? Ну а куда денешься? Он так явно открывается, что вывод явно напрашивается. Или у него были проблемы в юности с первой нежной любовью или, как всегда "mommy issues". Или, как я уже предположила - кино-провокация. Тоже вполне возможно.
Cheers!
не ..между прочим у Балабанова везде отношение к женщинам не ахти .. "кочегар"."брат""война "..да во всех.. просто я анализирую..с чем это у него связано?!... думаете проблемы?
Psychobabble ... Об этом поподробнее пожалуйста ...
Ну я, с одной стороны, вроде бы как сама нас собой подсмеиваюсь, пытаясь разложить артиста, о котором я, кроме его двух фильмов ("Брат" и "Про Уродов и Людей" ничего не знаю, на психоаналитические составляющие, сама не являясь квалифицированным (да и не квалифицированным) специалистом в области психологии, психоанализа, психотерапиии т.д. и т.п. Использование терминологии без глубоких знаний в этох областях и есть Psychobabble. Я не уверена, есть ли русский эквивалент, скорее всего да, но я не знакома с ним.
С другой стороны, у Балабанова в фильме действительно от женщин все беды, вольно или нет, за исключением матери главной героини, что, кстати, наводит на мсыль, что нет, дело не в подавленных, но не забытых им проблемах с его собственной матерью. Ну значит, остаётся ранняя несчастливая любовь, разбитая вдребезги и вывалянная в грязи.
Я в течение последних двух месяцев каждый вечер смотрю великолепый ТВ сериал Criminal Minds - о том , как ФБР профайлеры составляют предполагаемый психологический портрет сериального убийцы или насильника, чтобы вычислить его следующий удар. Может, огромное впечатление от каждого эпизода и подвигло меня подсознательно спрофилировать А. Балабанова?
Ну я, с одной стороны, вроде бы как сама нас собой подсмеиваюсь, пытаясь разложить артиста, о котором я, кроме его двух фильмов ("Брат" и "Про Уродов и Людей" ничего не знаю, на психоаналитические составляющие, сама не являясь квалифицированным (да и не квалифицированным) специалистом в области психологии, психоанализа, психотерапиии т.д. и т.п. Использование терминологии без глубоких знаний в этох областях и есть Psychobabble. Я не уверена, есть ли русский эквивалент, скорее всего да, но я не знакома с ним.
С другой стороны, у Балабанова в фильме действительно от женщин все беды, вольно или нет, за исключением матери главной героини, что, кстати, наводит на мсыль, что нет, дело не в подавленных, но не забытых им проблемах с его собственной матерью. Ну значит, остаётся ранняя несчастливая любовь, разбитая вдребезги и вывалянная в грязи.
Я в течение последних двух месяцев каждый вечер смотрю великолепый ТВ сериал Criminal Minds - о том , как ФБР профайлеры составляют предполагаемый психологический портрет сериального убийцы или насильника, чтобы вычислить его следующий удар. Может, огромное впечатление от каждого эпизода и подвигло меня подсознательно спрофилировать А. Балабанова?
спасибо.. .. пошла искать сериал ..чую мое )))))
Ну я, с одной стороны, вроде бы как сама нас собой подсмеиваюсь, пытаясь разложить артиста, о котором я, кроме его двух фильмов ("Брат" и "Про Уродов и Людей" ничего не знаю, на психоаналитические составляющие, сама не являясь квалифицированным (да и не квалифицированным) специалистом в области психологии, психоанализа, психотерапиии т.д. и т.п. Использование терминологии без глубоких знаний в этох областях и есть Psychobabble. Я не уверена, есть ли русский эквивалент, скорее всего да, но я не знакома с ним.
С другой стороны, у Балабанова в фильме действительно от женщин все беды, вольно или нет, за исключением матери главной героини, что, кстати, наводит на мсыль, что нет, дело не в подавленных, но не забытых им проблемах с его собственной матерью. Ну значит, остаётся ранняя несчастливая любовь, разбитая вдребезги и вывалянная в грязи.
Я в течение последних двух месяцев каждый вечер смотрю великолепый ТВ сериал Criminal Minds - о том , как ФБР профайлеры составляют предполагаемый психологический портрет сериального убийцы или насильника, чтобы вычислить его следующий удар. Может, огромное впечатление от каждого эпизода и подвигло меня подсознательно спрофилировать А. Балабанова?
Очень своеобразная трактовка. Спасибо за ответ.
не ..между прочим у Балабанова везде отношение к женщинам не ахти .. "кочегар"."брат""война "..да во всех.. просто я анализирую..с чем это у него связано?!... думаете проблемы?
А все-таки, Балабанов небезнадежен! Есть у него очень даже светлый фильм "Мне не больно", где в центре весьма таки приятная дама - Рената Литвинова.