Удача. Ревнивая и капризная богиня, дарующая свое покровительство избранным. Или просто козел отпущения, на которого вечно списывают свои промахи неумехи? Или слепой случай, распределение вероятностей? Но стойте, об удаче ли мы говорим?
Иногда фильмы смотришь не вовремя. Слишком рано, чтобы понять суть фильма. Слишком рано, чтобы не замечать ветхую динамику и меланхолию картины. Слишком рано, без способности увидеть отличную игру актеров. А бывает, что фильмы смотришь слишком поздно. И тогда глубоко завуалированная суть кажется банальной.
Тогда замечаешь огрехи во внутренней логике повествования, лица актеров за масками героев. И тогда жалеешь, что не посмотрел его вовремя.
Представьте себе, что в мире есть удачливые люди. Не просто удачливые, а феноменально удачливые, способные выиграть при шансах 1 к 100,000. А теперь представьте, что они могут красть удачу у обычных людей. Устраивают жуткие соревнования, зачастую смертельные. Отличная идея для любого фильма, начиная от комедии и заканчивая мистикой. Раскрыл ли фильм ее полностью? Не уверен.
И можно долго перечислять логические проколы, маловероятность становления подобного уклада, нелогичность ряда поступков, маленький набор соревнований. И пусть большинство ударов придется на волшебный панцирь слова «перебор», некоторые могут нанести серьезные раны фильму. Могут, но не наносят.
Вялое, задумчивое повествование быстро несет нас от начала и до развязки. Событий много, но это не чувствуется. Такая вялость возникает после многочасовой езды по трассе, когда 180 км/час особо не ощущаются. Она возникает почти сразу, ее создает музыка и пустота подземелий казино. Таки ли мы представляем себе «Бога удачи»? Одиноким человеком, живущим в страхе показать кому-то свое лицо. Богатым аскетом, не способным удержать возле себя своего единственного ученика? Почему этот образ из первых 10 минут фильма кажется таким странным, таким чужим, таким «неправильным»?
Удача слепа. Ее получают разные люди – фанатичная и сломленная служительница закона, у которой после гибели семьи осталась только картина и работа. Предприимчивый делец, манипулирующий другими игроками. Безжалостный еврей, выживший в концлагере. Преступник-разгильдяй с чистым сердцем. Каждый из них показан по-разному, обладает своим характером, но почти не меняется в течение фильма. Забавно, но все открытия и изменения происходят не с главным героем, а с тем, кто за ним охотится. Остальные герои, пусть и сложные, достаточно прямы и предсказуемы. Хотя удача должна была наложить на них некий явный отпечаток, его нет. Его нет, но это лишь один из кусочков мозаики.
Так почему же все эти мелкие и крупные проколы не важны для этого фильма, почему он получил признание, известность? За одну меланхоличную и задумчивую атмосферу? И это просто раздутая пустышка? Я думал так во время первого просмотра 10 лет назад. А во время второго я понял, что фильм вовсе не про удачу. Что под маской Фортуны в этом фильме скрывается гораздо более наглядная, жестокая и великая сила. Но возьму ли я на себя ответственность назвать ее? О нет, я ведь не хочу, чтобы фильм попал к вам слишком поздно. Достаточно сказать, что в тексте рецензии ее имя встретилось лишь однажды.
Я не думаю, что для большинства этот фильм станет откровением. Многие просто не поймут глубинную идею. Те, кто поопытнее увидят ее сразу и тоже не будут удивлены. Немногие оставшиеся получат наслаждение от понимания, причем, признаю, высокого порядка. Но прелесть в том, что даже опытные знатоки оценят идею, точнее то, как она завуалирована. Для обычного же зрителя это будет неслабое кино о цене нашей жизни. И только прослойка тех, кого смущает размеренное повествование, кто предпочитает отдых мозга при просмотре, его работе (что тоже полезно, кстати) этот фильм не воспримут. Но что интересно, он из той категории фильмов, которые нравятся, но не пересматриваются. Поэтому постарайтесь насладиться первым его просмотром.
@ Tue, 31 Jan 2012 12:42:09 +0400
Высокомерно, но динамично.
Попытка написать рецензию это сам по себе своеобразный акт высокомерия. Главное, чтоб оно не переносилось на живую аудиторию.
Попытка написать рецензию это сам по себе своеобразный акт высокомерия. Главное, чтоб оно не переносилось на живую аудиторию.
Переносится.Вы "классифицируете" аудиторию(последний абзац).
Переносится.Вы "классифицируете" аудиторию(последний абзац).
Ожидаемый комментарий.
Классификация основана на личном опыте просмотров с десятилетним разрывом и опыте просмотров других людей. Почему причисляю себя к последней категории "понимающих"? А если не понял фильм полностью, то и рецензию писать глупо, согласитесь
Ожидаемый комментарий.
Классификация основана на личном опыте просмотров с десятилетним разрывом и опыте просмотров других людей. Почему причисляю себя к последней категории "понимающих"? А если не понял фильм полностью, то и рецензию писать глупо, согласитесь
Кто-то окромя Вас причисляет? Для чего Вы пишете?
Кто-то окромя Вас причисляет? Для чего Вы пишете?
У меня достаточно широкая контактная аудитория дабы иметь адекватную внешнюю оценку по различным своим качествам, и достаточно развито мышление, дабы иметь адекватную самооценку. В данном случае мне фильм понятен, посему причлся себя к "понявшим" его.
Мотивов написания несколько: саморазвитие, самореализация, признание, скука. Все возникающие мотивы вроде "чтоб сделать благо" являются производными от перечисленных.
У меня достаточно широкая контактная аудитория дабы иметь адекватную внешнюю оценку по различным своим качествам, и достаточно развито мышление, дабы иметь адекватную самооценку. В данном случае мне фильм понятен, посему причлся себя к "понявшим" его.
Мотивов написания несколько: саморазвитие, самореализация, признание, скука. Все возникающие мотивы вроде "чтоб сделать благо" являются производными от перечисленных.
Ваши рецензии интересны, но менее, чем Вы сами.Вы, как "понимающий", поймете верно. Всего хорошего!
у меня вопрос, к фильму не имеющего никакого отношения - что есть понимание?
понимание, для меня, это для кого снято кино, даже "для чего" здесь не особо важно - это понимание, повторюсь для меня.
понимание первоначальной идеи автора, его идейного образа, в начале мог быть просто образ, и как понимание этого образа может сподвигнуть к тому, чтобы кино нравилось? я уж молчу про то что идея автора, с тем что получилось часто не совпадает.
категория фильма "который нравится" - тут я так же не догнал. нравится-не нравится вещь субъективная и мне бы лично не хотелось чтобы кто-то лез в мое "нравится". из рецензии я делаю вывод о тождественности понятий "нравится" и "понимание", что мало вяжется с реальностью.
прошу пояснить)
Ваши рецензии интересны, но менее, чем Вы сами.Вы, как "понимающий", поймете верно. Всего хорошего!
Спасибо. Удачи!
у меня вопрос, к фильму не имеющего никакого отношения - что есть понимание?
понимание, для меня, это для кого снято кино, даже "для чего" здесь не особо важно - это понимание, повторюсь для меня.
понимание первоначальной идеи автора, его идейного образа, в начале мог быть просто образ, и как понимание этого образа может сподвигнуть к тому, чтобы кино нравилось? я уж молчу про то что идея автора, с тем что получилось часто не совпадает.
категория фильма "который нравится" - тут я так же не догнал. нравится-не нравится вещь субъективная и мне бы лично не хотелось чтобы кто-то лез в мое "нравится". из рецензии я делаю вывод о тождественности понятий "нравится" и "понимание", что мало вяжется с реальностью.
прошу пояснить)
Понимание, в данном контексте - это способность увидеть начинку фильма, смысл, которые он несет для разных зрителей. Не имеет значения, получил от этот смысл случайно или нет. Способность различить изначальный смысл и смысл получившийся - понимание более высокого уровня. Для фильмов, которые и так понимаются большинством с трудом такое понимание несет скорее спортивный интерес.
В рецензии я показал, что без идеи фильм средненький, на самом деле. Основное удовольствие можно получив раскусив орешек, поняв фильм. Это в данном конкретном случае. Не спорю, если люди, котрые такое не воспринимают, но многие любят разный отдых и понимание завуалированного смысла им тоже может доставить удовольствие. А Удовольствие от просмотра это синоним "нравится".
Т.е. если брать по множествам, то нравится совпадает с понятием удовольствие от просмотра. А понимание данного фильма - множество, которое пересекается с множеством удовольствия бОльшей своей частью.
Важно, что имеется в виду понимание данного фильма, поскольку его фишка, так сказать, это идея. Проекция моих рассуждений на другие фильмы может не сработать.