Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
8/10

Королевские пираты

Рецензия на фильм «Морской ястреб»

13575 thumb

Пожалуй, этот старый добрый фильм, прекрасный подарок всем любителям исторического и приключенческого кино - от мала до велика. Вот и я впервые с ним встретился еще в 1950-м году, в небольшом кинотеатрике «Аврора» на Покровке, в советские времена это была улица Чернышевского. С конца сороковых кинопрокат баловал нас порядочным количеством фильмов, которые копировались с богатой фильмотеки немецких студий в Берлине и в Праге. Фильмы там были всякие – немецкие, австрийские и итальянские, но так же картины наших союзников по

антигитлеровской коалиции – Великобритании и США. Весь этот киноимпорт предварялся внушительной заставкой, - Этот фильм захвачен в качестве трофея в войне с немецко-фашистскими захватчиками. К тому времени отношения с Америкой и Британией вконец испортились, поэтому государственное пиратство процветало, на радость отечественным кинозрителям, Ах! Да! Чуть не забыл – ведь это кино как раз про пиратов! Притом пиратов на службе государства – каперов. В нашем прокате он назывался «Королевские пираты».

Прежде всего, необходимо представить режиссера этого фильма. Личность, в своем роде, уникальная – американец венгерского происхождения Майкл Кёртиц. Он создатель культового фильма «Касабланка» 1942 года. В 1943 году он снял фильм с большой симпатией к СССР - «Миссия в Москву». Я уже имел удовольствие писать о его картине «Приключения Робин Гуда» 1938 года. Так вот, заглянул я в его фильмографию, чтобы уточнить некоторые даты, имена и фамилии, и ахнул! Оказалось, что с того же 38-го года по 40-й он снял 10 (десять) художественных фильмов! За три года – десяток полноценных игровых фильмов, среди которых три роскошных, костюмных, исторических боевика. «Робин Гуд», «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» и «Морской ястреб». Связующей фигурой этих трех картин является великолепный во всех отношениях Эррол Флинн.

Эролл Флинн - американец австралийского разлива. Майкл Кёртиц еще в 1935 году выбрал его, тогда еще малоизвестного актера, для морского приключенческого фильма «Одиссея капитана Блада» по роману Рафаэля Сабаттини. Обаятельный красавец, профессиональный мореход-яхтсмен – он, как никто другой, полноправно занимает место на капитанском мостике галеона «Альбатрос». В декорациях дворца королевы Елизаветы I  Флинн тоже чувствует себя как дома. Дело понятное – недавно у его героя – графа Эссекса, именно тут разыгрался страстный роман с печальным для него концом. Правда, в роли королевы-девственницы в том фильме была Бетт Девис. В «Морском ястребе» ее играет Флора Робсон. Замечательно играет! Тоже профессионалка в своем роде. Елизавету она играла и в патриотическом фильме Александра Корда «Пламя над Англией».

Романтическая картина о доблестном капитане Джеффри Торпе имеет в основе своей некоторые элементы из биографии мореплавателя и капера Фрэнсиса Дрейка. Он стал первым англичанином, совершившим  кругосветное путешествие. Морские странствия между Британией и Новым светом, нападения на тяжелогруженые испанские галеры и галеоны. Дрейк принимал активное участие в разгроме Великой армады. В отличие от обаятельного и демократичного героя фильма, Фрэнсис Дрейк обладал крутым нравом, был чрезвычайно мнительным и подозрительным человеком. Он наводил ужас на испанские города в колониях и на самом Пиринейском полуострове. Испанцы его называли Франсиско Драко – Дракон. Королева Елизавета присвоила Дрейку рыцарский титул и чин адмирала, ведь поступления в казну от его пиратской деятельности превышали в два раза доходы государства. Кроме Дрейка известны и другие «королевские пираты» - братья Хокинсы, Чарльз Говард, Лорд Сеймур, Уолтер Рейли, Мартин Фробишер. Копия галеона Фрэнсиса Дрейка «Золотая лань» была построена в 1973 году, и этот корабль также совершил кругосветное путешествие. В наши дни этот плавучий музей можно посетить в Бриксгймской гавани Лондона.

Но не только военными заслугами прославлен Фрэнсис Дрейк. Любопытный факт, связанный с именем «железного пирата». В немецком городке Оффенбург стоит памятник, на постаменте которого надпись гласит: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».

Отрезанный широким проливом от Европы остров Британия, отрегулировав свои внутренние проблемы, начинал активно завоевывать океанские просторы. Еще при Генрихе VIII в Англии начали строить морские суда для дальнего плавания. Строили по чертежам и под руководством голландских карабелов. Голландцы, кстати, первыми начали партизанские действия на море против испанских завоевателей. Они называли себя – морскими гёзами. Их набеги не ограничивались регионом родного Северного моря. Множество испанских кораблей они ограбили и потопили у мыса Доброй надежды в Южной Африке, на пути в Ост-Индию.

Вот поэтому практически весь мореходный лексикон и словарь морских терминов нидерландского происхождения. Все эти - гроты, ванты, трапы, бугшприты, форштевни, кнехты, кливера, стаксели  и бим-бом-брамсели оттуда. Испанцы тоже использовали кораблестроителей из Фландрии, тем более, что тогда владения Габсбургов занимали полмира. И по сей день, Испания не восстановила своего лесного покрова. Сотни тысяч дубов было вырублены при Филиппе II  для создания грандиозного флота. 130 боевых кораблей и 40 грузовых вспомогательных было построено для завоевания британского острова и восстановления на нем истинной католической веры. Грандиозные сражения английского и голландского флота с испанской Великой армадой в 1588 году еще впереди. Фильм заканчивается патриотическим митингом британских моряков, которые клянутся своей королеве отразить вторжение. Не забывайте, картина снималась в первый год второй мировой войны, когда Англия в одиночестве противостояла нарастающей нацистской агрессии.

Лихой капитан Джеффри Торп в этом фильме безудержно дерзок, отважен и при этом остается истинным джентльменом и даже трогательно смущенным, когда с первого взгляда влюбляется в свою пленницу, племянницу испанского посла – Донну Марию. Бренда Маршалл, безусловно, очень красивая девушка, но ее героине играть в этом фильме, в общем то, нечего. Изображать испанскую гордость и строптивость, отвергая любезность грабителя и потом красиво закатывать прекрасные очи,  изображая вспыхнувшую любовь. Но тогда для нас, десятилетних пацанов, все это было вполне достойно и мило. Это тем более забавно видеть сейчас, зная, каким завзятым сердеедом  являлся Эррол Флинн. Однако, стоит добавить, что плодотворный творческий союз Кёртица и Флинна закончился разрывом после этой картины, когда жена режиссера сбежала таки к роковому красавцу актеру.

Разумеется этот фильм, прежде всего, не исторический, а приключенческий. Поэтому несколько облегчены и даже окарикатурены некоторые персонажи. Забавно, что главным злодеем и испанским шпионом при дворе Елизаветы представлен ее министр Лорд Вольфингем. Так созвучно с Уолсингемом, шефом британской разведки и контрразведки, вернейшим слугой Елизаветы, которого называли гением шпионажа. По-своему остроумно показаны ухищрения испанских лазутчиков, обнаруживших на контурной карте Панамского перешейка место, где можно устроить засаду для капитана Торпа. В те времена, как вы помните, никакого Панамского канала еще не было в помине и грузы с золотом и серебром, которые доставлялись из империи инков в Перу, надо было караванами перевозить с тихоокеанского побережья на берега Атлантики в самом узком месте и там уже снова грузить на корабли.

Итак, несомненные достоинства этого старого черно-белого кино (говорят, что существует и цветная версия) - это до сих пор непревзойденные съемки морских сражений парусных кораблей. Таких прекрасно поставленных массовых сцен на тесном пространстве сходящихся борт о борт судов, таких сцен абордажного боя я не видел больше с тех пор никогда. И все это было снято в эпоху, когда и понятия не имели о цифровых технологиях. Разумеется, пригодился и опыт предыдущих работ – «Одиссеи капитана Блада» и «Приключений Робин Гуда», тем более что актерам и многочисленным каскадерам приходилось сражаться не только на кораблях, но и на суше, в тропических лесах Панамского перешейка.

Признаюсь, с детства, воспитанный на подобных фильмах о моряках, кораблях и пиратах, на книгах Мелвилла, Стивенсона, Станюковича и Джека Лондона я совершенно не могу воспринимать, да и просто смотреть современное модное высокоприбыльное кино, типа «Пираты Карибского моря».

@ Sat, 04 Feb 2012 00:01:24 +0400

Комментарии к рецензии (9)

Profess
  • Киновед
  • Sat, 04 Feb 2012 00:15:59 +0400

Превосходно! Когда я впервые узнал об этом фильме несколько лет назад, он мне запомнился цветным. По телевизору шла сцена со сбежавшей обезьянкой. Стал его искать, узнавать, но везде написано, что он черно-белый. Что это: казусы памяти или казусы интернета?

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sat, 04 Feb 2012 00:29:23 +0400
Profess писал:

Превосходно! Когда я впервые узнал об этом фильме несколько лет назад, он мне запомнился цветным. По телевизору шла сцена со сбежавшей обезьянкой. Стал его искать, узнавать, но везде написано, что он черно-белый. Что это: казусы памяти или казусы интернета?

Вероятно, его раскрасили, как "17 мгновений" для какого нибудь телеканала.

Profess
  • Киновед
  • Sat, 04 Feb 2012 00:32:03 +0400
Bars2009 писал:

Вероятно, его раскрасили, как "17 мгновений" для какого нибудь телеканала.

Он показывался по ТНТ или подобному небогатому дециметровому каналу. Ни одного упоминания про цветную версию я в интернете не нашел.

fjlsdfkvl

За исторический экскурс поставил бы два плюса, но не имамы возможности)

Profess
  • Киновед
  • Sat, 04 Feb 2012 18:25:47 +0400

Теперь с картинками - замечательно!

lara77
  • Кинокритик
  • Sat, 04 Feb 2012 19:44:15 +0400

А я вот пару лет назад впала в детство и с увлечением посмотрела первые три части «Пиратов Карибского моря». Не скажу, что прямо очень понравилось, но было интересно, местами забавно. mrgreen

Profess
  • Киновед
  • Thu, 16 Feb 2012 01:10:48 +0400

"Но самой главной военной добычей были, конечно, фильмы. Их было
множество, в основном -- довоенного голливудского производства, со
снимавшимися в них (как нам удалось выяснить два десятилетия спустя) Эрролом
Флинном, Оливией де Хевиленд, Тайроном Пауэром, Джонни Вайсмюллером и
другими. Преимущественно они были про пиратов, про Елизавету Первую,
кардинала Ришелье и т. п. и к реальности отношения не имели. Ближайшим к
современности был, видимо, только "Мост Ватерлоо" с Робертом Тейлором и
Вивьен Ли. Поскольку государство не очень хотело платить за прокатные права,
никаких исходных данных, а часто даже имен действующих лиц и исполнителей не
указывалось. Сеанс начинался так. Гас свет, и на экране белыми буквами на
черном фоне появлялась надпись: ЭТОТ ФИЛЬМ БЫЛ ВЗЯТ В КАЧЕСТВЕ ТРОФЕЯ ВО
ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Текст мерцал на экране минуту-другую, а
потом начинался фильм. Рука со свечой освещала кусок пергаментного свитка,
на котором кириллицей было начертано: КОРОЛЕВСКИЕ ПИРАТЫ, ОСТРОВ СТРАДАНИЙ
или РОБИН ГУД. Потом иногда шел текст, поясняющий время и место действия,
тоже кириллицей, но часто стилизованной под готический шрифт. Конечно, это
было воровство, но нам, сидевшим в зале, было наплевать. Мы были слишком
заняты -- субтитрами и развитием действия."
И.Бродский. "Трофейное"

Profess
  • Киновед
  • Thu, 16 Feb 2012 01:12:31 +0400

"Среди этих трофеев иногда попадались настоящие шедевры. Помню,
например, "Леди Гамильтон" с Вивьен Ли и Лоренсом Оливье. Также я припоминаю
и "Газовый свет" с тогда совсем еще молодой Ингрид Бергман. Подпольная
индустрия была начеку, и сразу после выхода фильма у какой-нибудь
сомнительной личности в общественной уборной или в парке можно было купить
открытку с фотографией актрисы или актера. Самым драгоценным в моей
коллекции был Эррол Флинн в "Королевских пиратах", и в течение многих лет я
пытался имитировать его выставленный вперед подбородок и автономно
поднимающуюся левую бровь. С этой последней я потерпел неудачу."
И.Бродский. "Трофейное"

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Thu, 16 Feb 2012 01:38:18 +0400
Profess писал:

"Среди этих трофеев иногда попадались настоящие шедевры. Помню,
например, "Леди Гамильтон" с Вивьен Ли и Лоренсом Оливье. Также я припоминаю
и "Газовый свет" с тогда совсем еще молодой Ингрид Бергман. Подпольная
индустрия была начеку, и сразу после выхода фильма у какой-нибудь
сомнительной личности в общественной уборной или в парке можно было купить
открытку с фотографией актрисы или актера. Самым драгоценным в моей
коллекции был Эррол Флинн в "Королевских пиратах", и в течение многих лет я
пытался имитировать его выставленный вперед подбородок и автономно
поднимающуюся левую бровь. С этой последней я потерпел неудачу."
И.Бродский. "Трофейное"

Большое спасибо, коллега, за эти фрагменты из Бродского. Я еще в рецензии на "Робин Гуда" писал, что для тогдашних школьников - Высоцкого и Бродского обаятельный и героический образ Эррола Флинна был гораздо более интересным образцом для подражания, чем,например. Павка Корчагин.

Добавить комментарий