Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Profess thumb
9/10

Искренне ваш! Шурик?

Рецензия на фильм «Карьера Димы Горина»

9701 thumb

Веселая, милая, наивная молодежная комедия вышла на экраны в 1961 году, и сразу завоевала многочисленных поклонников. Как и одновременно появившиеся «Девчата» или более ранняя «Весна на Заречной улице» она посвящена любви, молодости, а также комсомольским свершениям и трудовым подвигам на благо Родины. Чем же она выделяется из ряда других популярных фильмов той эпохи? Конечно, участием знаменитых артистов: Владимира Высоцкого, Александра Демьяненко, Татьяны Конюховой; весьма оригинальным и вроде бы малоправдоподобным

сценарием, а также цветным изображением, что немаловажно!

В главной роли у нас Александр Демьяненко, опытный артист, за спиной которого уже 5-6 фильмов, в том числе и главные роли, и нет пока славы Шурика, которая, на мой взгляд, и погубила его как артиста. Высоцкий в заметной роли шофера Софрона, а ведь, если я не ошибаюсь, это его второй фильм, а может, и первый. Татьяна Конюхова уже звезда, снялась в 15 фильмах, но она и постарше остальных будет, хотя и снимается до сих пор! Честно говоря, все лучшие фильмы с Конюховой я смотрел довольно давно, и мне трудно сравнивать.

Композитор Андрей Эшпай создал к этому фильму прекрасную музыку, она считается до сих пор творческой удачей композитора, одной из лучших его работ.

А для режиссеров Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского это вообще самый лучший, удачный и известный фильм – кто может назвать другие творения сих мастеров экрана?!

Сценарист Борис Медовой, для которого этот фильм тоже самый известный, создал парадоксальную, с первого взгляда неправдоподобную, а возможно, весьма правдоподобную историю про недотепу-Шури… пардон, Диму Горина, хлюпика, интеллигента, очкастого ботаника. Вообще, именно очки, а точнее, плохое зрение и сыграли злую шутку с Демьяненко: он не мог без них обходиться и везде выглядел одинаково. Взять фильм «Взрослые дети», вышедший тогда же: Демьяненко выглядит точно также, в тех же очках, а, возможно, и рубашке – ведь бюджет ограничен. Для Шурика его покрасили, но восприятие не изменилось.

Когда конкретно снимался этот фильм – большой вопрос, но, думается, в 1960 году. Об этом косвенно говорит дарственная надпись от 1 января 1960, а также 1960 год, выведенный на фундаменте опоры. Кроме того, деньги старые, а денежная реформа была в 1961 году. После было еще много реформ, но о той все знают и помнят. Если так, то артистам Высоцкому 22 года, Демьяненко – 23, Конюховой лет 30, зато бригадиру Дроботу – актеру Владимиру Селезневу – всего 20, хотя он играет бывшего подполковника, а война давно закончилась. Почему Селезнев почти не снимался и никому неизвестен, непонятно, он жив и сейчас и не особо стар, но его кинозвезда закатилась десятилетия назад. Кстати, мужчины в главных ролях выглядят постарше своих лет, причем заметно. Остальные артисты в суперзвезды не выбились, их имена не на слуху.

И вот такой недотепа Дима Горин делает бешеную карьеру – его прочат в директора сберкассы. Возможно, он окончил только финансовый техникум – тогда это было в порядке вещей. Но обрадованный перспективой роста, он допускает фатальную ошибку, вот, не было тогда компьютеров, а если бы были, то и фильма бы не было. Боюсь, что на деле за это его могли бы перевести в рядовые сотрудники, если не уволить.

Дима создал себе идеал женщины, склеив портрет из кусочков лиц кинодив, по-моему – зарубежных, но могу и ошибаться. Живет он в Москве (судя по улицам) с тетей, возможно, его родители сгинули в военные годы, а может и в лагерях. Несомненно, персонаж Демьяненко, как и сам артист, как и Высоцкий, пережил тяготы эвакуации, очереди за хлебом, печное отопление, воду в колодце, «на 38 комнаток всего одну уборную», поэтому его неприспособленность сильно переиграна. Он как будто впервые видит двуручную пилу, хотя в нашей стране 2/3 населения, включая женщин, прекрасно могут с ней обращаться.

Он добровольно оказывается на стройках социализма, и никакой пользы от него, кроме вреда, нет и не предвидится. Он напивается, как в «Кавказской пленнице», толкает подобные речи, вдруг видит свой идеал и остается. Но то, что он остается навсегда, это, разумеется, невероятно. Прелестная Галя Берёзка (Конюхова) вносит разлад в размеренную жизнь будущего Кольбера (хотя, скорее, из него получился бы Джон Ло). Дима строит ЛЭП-500 ударными темпами. Странная у них технология: в одной бригаде одни женщины корячатся, в другой мужики. Сами и лес рубят, и столбы ставят. Все это в тайге, где зимой не особо холодно, а летом нет комаров и мух. Но места живописные-е-е! А сколько деревьев погублено на съемках!

Чего Дима не бежит, невероятно, он же даже не комсомолец. Его научают нехорошему: пить, курить, наверняка ругаться матом – какая стройка без могучего слова, а очки он теряет в снегу, ходит, не спотыкаясь, потом они вдруг появляются, запасные, наверное. Высоцкий часто в кадре, думается, он хороший учитель.

Можно сразу разгромить весь сценарий: ведь и лес валить, и работать на высоте без специального обучения нельзя, а такая обуза, как Горин, на деле была бы выдавлена из коллектива – ведь он представляет реальную опасность для жизни окружающих. Громадный вертолет над речкой, много автокранов и грузовиков, мало тракторов, нет бульдозеров, трелевщиков. А дедушка-председатель мечтает отвести к коровнику и десяти домишкам свет от такой линии. Да от такой линии экономически целесообразно отводить только для города в 10 тысяч и 50 окрестных деревень. Но у нас не учебный фильм о строительстве, поэтому на неточности наплевать. У нас кинокомедия и она вполне получилась. Если сравнивать сценарий с «Осторожно, бабушка», где гениальная игра Ф.Г.Раневской и Р.Быкова с С.Филипповым отвлекает от мыслей о связности и реальности событий, то «Карьера…» – это образец социалистического реализма.

Поскольку назойливого Шурика еще не существует, образ Горина смотрится. Кстати, он вступает в комсомол на высоте 50 метров над землей и обретает истинную любовь еще повыше. Но если вернуться к карьере Александра Демьяненко, то создается впечатление, что он играет одного Шурика. Взять детектив 1983 года «Пропавшие среди живых» – Шурик теперь следователь, но ведь Шурик. Взгляните даже на постер фильма! Думается, тут дело не только в режиссерах, предлагавших такие роли, но и в недостаточности таланта самого артиста, роли которого удачны лишь тогда, когда совпадают с его навсегда прилепленной маской. И.Ургант, Н.Фоменко, недавно ушедших трогать не будем – «Или хорошо, или ничего!». А Владимир Высоцкий – и Жеглов, и Ганнибал, и дон Гуан, и Гамлет, и Хлопуша, и Керенский, и везде он убедительно вживается в образ, аж мурашки по коже. И режиссером он собирался стать, и прозу начинал писать. Но, видимо, сравнения неуместны, сейчас эти люди стоят на совершенно разных ступенях славы и истории.

А фильм обязательно стоит посмотреть, посмеяться, погрустить, вспомнить о нашей прошлой жизни, которая теперь кажется такой далёкой и прекрасной, потому что все плохое из памяти ушло и осталось только хорошее!

 

@ Fri, 10 Feb 2012 00:28:04 +0400

Комментарии к рецензии (17)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Fri, 10 Feb 2012 01:16:52 +0400

Смотрел это кино еще в том же 61-м в кинотеатре "Встреча" на Садово-Черногрязской улице, и тогда шоферюга Высоцкий промелькнул совершенно незамеченным. Никто его тогда не знал и не слышал. Его песни зазвучали на магнитных лентах только с 1964 года, когда он стал артистом Театра на Таганке.

Profess
  • Киновед
  • Fri, 10 Feb 2012 01:21:40 +0400
Bars2009 писал:

Смотрел это кино еще в том же 61-м в кинотеатре "Встреча" на Садово-Черногрязской улице, и тогда шоферюга Высоцкий промелькнул совершенно незамеченным. Никто его тогда не знал и не слышал. Его песни зазвучали на магнитных лентах только с 1964 года, когда он стал артистом Театра на Таганке.

Так своих песен он тогда еще и не пел, да и на гитаре плоховато играл - пальцы слабые были. А где вообще Высоцкий научился водить машину - непонятно.

Profess
  • Киновед
  • Fri, 10 Feb 2012 01:24:32 +0400

Сейчас посмотрел в сборнике Высоцкого: первые стихи в 61, а в 63 уже появились сильные, классические.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 10 Feb 2012 15:12:57 +0400

Фильм о Горине был снят в одну из переходных эпох советского кинематографа. Он соединил в себе пролетарскую кинофизику 50-ых и приход комедийных кинолент эпохи 60-ых, когда граждане Советского Союза, преодолев последствия, оставшиеся после Отечественной войны, обеспечив себе хлеб, захотели зрелищ. Поэтому Вы правы, что в этом фильме собрались актеры двух эпох. Что касается карьеры Александра Демьяненко: он по жизни был Шуриком, стал Шуриком в кино и останется Шуриком в наших сердцах. Можно наводить много примеров. Сколько есть известных актеров, слава которых умножается, а планку героев, которые их некогда прославили, побить не могут. Том Хэнкс, к примеру, после "Форрест Гамп" 1994 года ничего лучшего не показал, как актер... confused

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Fri, 10 Feb 2012 15:14:56 +0400

Так он же был чёрно-белый и его раскрасили... Если я не ошибаюсь... confused

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Fri, 10 Feb 2012 15:27:20 +0400
AZZYMUT писал:

Так он же был чёрно-белый и его раскрасили... Если я не ошибаюсь... confused

Вы ошибаетесь. Он всегда был цветным, хотя конечно был снят не на пленке "Кодак".

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Fri, 10 Feb 2012 15:58:15 +0400
TEKTONIC писал:

Фильм о Горине был снят в одну из переходных эпох советского кинематографа. Он соединил в себе пролетарскую кинофизику 50-ых и приход комедийных кинолент эпохи 60-ых, когда граждане Советского Союза, преодолев последствия, оставшиеся после Отечественной войны, обеспечив себе хлеб, захотели зрелищ. Поэтому Вы правы, что в этом фильме собрались актеры двух эпох. Что касается карьеры Александра Демьяненко: он по жизни был Шуриком, стал Шуриком в кино и останется Шуриком в наших сердцах. Можно наводить много примеров. Сколько есть известных актеров, слава которых умножается, а планку героев, которые их некогда прославили, побить не могут. Том Хэнкс, к примеру, после "Форрест Гамп" 1994 года ничего лучшего не показал, как актер... confused

А мне Хэнкс нравится в "Зелёной миле". Да и "Терминал" - тоже очень хорош! thumbsup

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Fri, 10 Feb 2012 15:59:06 +0400
Bars2009 писал:

Вы ошибаетесь. Он всегда был цветным, хотя конечно был снят не на пленке "Кодак".

Значит, ошибка вышла. А про Кодак - понятно, ирония, да?
Я помню "Шосткинское ПО "Свема". mrgreen

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 10 Feb 2012 17:03:16 +0400
AZZYMUT писал:

А мне Хэнкс нравится в "Зелёной миле". Да и "Терминал" - тоже очень хорош! thumbsup

Мне он нравится почти во всех фильмах. Тут нечему удивляться. Хэнкс на КК имеет 680 фанатов (раздел Персоны КК). Это 11-ое место. И в "Зеленой Миле" он был хорош. Ему понравился сценарий и Хэнкс сыграл. Но, согласитесь, вот он Том Хэнкс, и он участвует в казнях. Добрый, милый, жизнерадостный, а служит убиению пускай преступников, но людей. Мое мнение: эта роль не для него. Может быть Хэнксу виднее. Кто знает... Мне понравилась Зеленая Миля. А в Форресте мне очень понравился фильм и игра Хэнкса. А дальше игра с мистикой, дуэт с ди Каприо - это вообще провал...

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Fri, 10 Feb 2012 17:44:08 +0400

Скажу так - рецензия меня не впечатлила. Шурика жалко! Прошу прощения. Зато честно.

Добавить комментарий