"И смешинки, и слезинки - пополам, пополам, пополам, лам, лам... Даже песню делим честно - пополам, пополам, пополам, лам, лам. Даже песню делим честно...". И энергетику сцены - одним словом, "как положено друзьям". Знамомтесь: Peter Gabriel - клавишные и вокал; Ged Lynch - ударные; David Rhodes - гитара, вокал; Rachel Z. - клавишные, вокал; Tony Levin - бас-гитара, вокал, Melanie Gabriel - вокал;Richard Evans - гитара, дудки и вокал; The Blind Boys of Alabama - вокал; Dr. Hukwe Zawose - вокал; Charles Zawose - вокал;
Sevara Nazarkhan - вокал. "Ай-яй-яй... кампанья...", то есть "Ой-ой-ой... коллектив" - переводчик Эдуард Апломбов, конферансье.
Итак, перед вами - "Growing Up Live" - "Вырастая вверх" - творение Питера Гэбриэла и сотоварищей. "Growing Up Live" был снят в миланском FilaForum, в Италии, во время мирового тура Гэбриэла 2002-2003 года в поддержку альбома "Up". Это было первое турне Питера Гэбриэла, спустя десять лет после "Secret World Tour". Съемка "Growing Up Live" заняла около двух дней и проводилась 26 камерами. Режиссёром шоу был лауреат премий Grammy и BRIT Award Хэмиш Гамильтон, театральным директором – Роберт Ли Пэйдж, поставивший совместно с Питером Гэбриэлом в 1993 "Secret World Tour".
"Я лишь пытаюсь эмоционально задействовать аудиторию в происходящем на сцене и в музыке. Я хочу показать свое доверие к зрителям и дать им возможность почувствовать себя частью происходящего" - эти слова Гэбриэла есть суть любого его выступления. Представление "Growing Up Live" исключением не является. Три, два, один... Начинаем!
Шквал оваций - и на сцене появляется Питер. Приветствует собравшихся, направляется к клавишным инструментам, размещает сет-лист и... Вкрадчивые звуки клавиш, Гэбриэл на сцене один... Начинает петь - такое впечатление, что вокруг никого - Питер поёт как бы сам для себя: "С наступлением ночи радио начинает ловить странные сигналы, которые появляются и исчезают... Выброшенным на берег морским звёздам негде спрятаться..." - таким характерным голосом больше не обладает никто. Необычайно выразительный, пластичный и гибкий голос с первых мгновений проникает в душу - "Нет смысла идти в определённом направлении, ведь мы даже не можем принять чью-либо сторону. Я пошёл... по пустынному выступу, вдоль линии берега...". Все эмоции, которые у присутствующих час за часом, день за днём, год за годом их жизни, складывались блеклыми кольцами внутри, начинают обретать былые краски, начинают оживать... "На краю обрыва наши дети становились взрослее..." - ХРУСТЬ!!! -распрямились ленточные пружины чувств внутри у каждого слушателя... "Господи, надвигается потоп" - голос Гэбриэла переворачивает сознание, ты - вне пространства, вне времени, твоё сознание устремляется вверх - к причудливому и трепетному миру пока ещё смутных образов - "В тебе - тысяча умов. Не бойся плакать, видя то, что освещают вспышки молнии. Актёров больше нет, остались ты да я...". Скупые, но ёмкие и точные звуки клавиш уносят слушателей всё выше… «Господи, надвигается потоп»…
"Вырастая вверх"… В своём выступлении Гэбриэл решил использовать композиции из своего первого сольного альбома (1977), из альбомов So (1986), Us (1992), OVO (2000) и, конечно же, композиции из нового альбома Up (2002). «Я бы описал Питера как человека, который точно знает, чего хочет… Он пишет прекрасные песни, но он совсем не спонтанен, а скорее склонен к постепенному выстраиванию музыки. Он точно знает, как должен звучать тот или иной кусок…» - Роберт Фрипп.
«Надвигается потоп»… - Here Comes the Flood – финал композиции… На сцене появляются музыканты, аккумулируется энергия и свет… И вот Darkness - "Темнота" – композиция из нового альбома Up…
Мрачная Darkness затягивает с первых нот, стиль определить невозможно, он уникален – смесь разных стилистик дает многослойный глубокий материал. «При сочинении музыки и написании песен я часто пользуюсь визуальными понятиями. Я могу вдруг увидеть изображения звука, а при аранжировках описываю процесс визуальными терминами. Работа со словами для меня труднее. Слова обладают большей тяжестью, и сила тяготения давит на слова сильнее, чем при пении, слов лишенном. Чувствуется больше веса. Иногда бессловесное пение ощущается свободно текущим потоком эмоций, духа, тогда как слова, когда они удачны, отмечаются другими частями мозга, и отражённые отзвуки длятся дольше. Они одинаково ценны, но заняты разным" – Питер Брайан Гэбриэл. «Питер как будто взял на себя крест - выразить всю неуверенность, боль и смятение современного человека - и выстоять. И иногда его песни - буквально шедевры, написать и спеть которые не смог бы ни один другой человек не земле. Он взял на себя боль человека и понес её - и всем нам стало от этого легче" – Борис Гребенщиков, цикл передач «Аэростат».
Red Rain. На сцене появляется ударная установка. В чёрном плаще - аки демон – предстаёт перед публикой лысый, но усатый Тони Левин – с палочками на пальцах, чтобы струны бас-гитары звучали хлёстко и гиперфанково. Вот она – новая ступень изысканного саунда и драматургии фантастического представления!
Хорхе Луис Борхес сказал однажды: "Литература - это управляемое сновидение". Песни Питера Гэбриэла - это именно управляемые сновидения, изменяющиеся по своей, неясной нам со стороны, логике сна. «Много лет назад я несколько раз видел один и тот же сон. Красно-черное море, по которому я плыву, вспенивается и бурлит возле рассекающих его двух белых стен. Множество бутылок в форме человеческих фигур несут красную воду от одной стены к другой, падают и разбиваются у подножия второй стены. В песне красное море и красный дождь, из которого оно образовалось, стали символом подавляемых, не находящих выхода мыслей и чувств. Я верю, что душевная боль, не находящая выражения, не только растёт и пожирает нас изнутри, но и находит проявление во внешнем мире. Если личная эмоциональная буря не находит выхода, она проявит себя в событиях с окружающими людьми или, как в этом случае - в виде настоящей бури» - Питер Брайан Гэбриэл. Ну, понеслись по кочкам! «Красный дождь идёт. Красный дождь. Красный дождь льёт, заливая меня…». Ритм, пропитанный духом Бразилии, переплетается с лиричностью и интимностью Питера – «напряжение становится всё сильнее, возвращаясь снова и снова. Просто позволь дождю брызгать на тебя, позволь каплям падать на твою кожу…». И, как итог - «я приду к тебе беззащитный, с детской доверчивостью...»
Барабанная установка смещается, свет становится другим, плотный пульсирующий саунд - начинается Secret World. Добро пожаловать в тайный мир Питера Гэбриэла! Не задерживаемся - познаём то, что скрыто, не мешаем друг другу – познаём сообща подлинный «реальный» «тайный» мир. Активней, активней! Зал – как единый организм, стена звука – и… Стоп! Теперь только штрихи звуков – наращиваем темп, наращиваем – и снова пошла стена звука… Пульс, проверьте у него пульс!..
Сцена трансформируется, сцена, по сути, некий живой механизм – новая композиция – новая трансформация. Обслуживающий персонал - который Гэбриэл называл «our orange angels» - является одним из элементов шоу, работники сцены – в оранжевых буддистских костюмах - оперативно и профессионально управляют всеми нюансами перевоплощения сценического пространства…
По ходу концерта, в промежутках между песнями, Питер рассказывает разные истории - где-то иронически-юмористические, где-то странные и абсурдные. Впрочем, Гэбриэл всегда был отличным актёром с тысячью масок - старика, национального героя, лисы, цветка, монстра, брюссельской капусты и многих других - все эти маски умел Гэбриэл носить и связать их с музыкой…
Вязкие звуки, сцена движется по кругу… На одном дыхании проносится Sky Blue – блюз, каким его видит Питер Брайан Гэбриэл.
Downside Up… Всё становится невесомым – «Я поднимаю взгляд на самое высокое здание и ощущаю, что оно разрушается… Улицы, что были недвижимы и реальны, стали мерцающей дымкой… Все то, во что я верил исчезло». Слова песни превращаются в визуальные сценические образы – Питер и Мелани – «задом-наперед и кверх ногами» - «Я отрываюсь от земли, падаю глубоко в небо, соскальзываю в неизвестность…». «Единственная постоянная, в которой я уверен - это нарастающее ускорение». «Я стою и наблюдаю твое вращение. Меня вот-вот вовлечет центробежная сила. Ты меня притягиваешь. Притягиваешь… Притягиваешь… Притягиваешь…». Ну, ну, ну… Полетели! «Будем жи-и-и-и-и-ть!...»
The Barry Williams Show – ещё одна композиция из нового альбома. Кстати, создателем видеоклипа к песне "The Barry Williams Show" выступил Шон Пенн. «Но Шон дома, а я в Италии… Да и пенн с ним! – видимо, так подумал Питер Брайан и взял дело, то есть режиссуру сценического действия, в свои руки – а заодно и камеру. Вот тебе, зритель, и Barry Williams Show!..
Дышащим жизнью шаром прокатывается по сцене More Than This… На вращающейся по кругу сцене появляется лодка… Начинается пронзительная Mercy Street – «Улица милосердия» - выражение скромной, тревожной, ни в едином слоге не приукрашенной надежды Гэбриэла – «Она глядит на улицы, но все они пусты. В них мечты осязаемы… Всё, что построено, и что там гудит было чьей-то мечтой, росло в голове». Песня посвящена американской поэтессе Энн Секстон (1928-1974), история жизни и творчество которой произвели на Питера очень глубокое впечатление. Секстон страдала тяжелой формой маниакально-депрессивного психоза. Позаниматься в поэтической мастерской ей посоветовал лечивший ее психотерапевт, разглядевший ее литературный дар. Стихи, которые она начала писать - глубоко личные, шокирующе откровенные и эмоционально тяжелые - получили немедленное признание в литературных кругах, принесли ей славу, именитых знакомых и даже Пулицеровскую премию за один из сборников. Но, видимо, так и не принесли облегчения ее душевного состояния: в возрасте 46 лет Энн Секстон покончила с собой.Текст песни Гэбриэла отчасти является отсылкой к поэме под названием «45 Mercy Street».
Красота переплетается с состраданием – «Выведи лодку, жди в ней до ночи и ночь придет… Путь сострадания в снах, вся наизнанку суть. Где сострадание? Кто сможет подсказать?.. Где сострадание? - На руках отца… Энн и отец её на лодке плывут, их путь по воде, их путь по волнам морским…». Звуки флейты, естественность скорби… Какими словами описать солнечный луч в дымке тумана? Mercy Street нужно просто услышать… У Гэбриэла нет правил в аранжировке, нет единой маски для исполнения песни - каждую песню он проживает на сцене, и в моменты исполнения песня становится понятнее.
За Mercy Street следует гипнотическая Digging in the Dirt, взывающая к помощи и пониманию. Далее следует Growing Up - композиция из нового альбома.
«Вырастая вверх»… Работу над новым альбомом Питер начал еще в 1995 году. Проходила она по большей части в принадлежащей Гэбриэлу сверхсовременной студии «Настоящий мир» - Real World Studios. Кроме студии «Настоящий мир», записи производились также «на местности» во Франции, Сенегале и даже на берегах Амазонки в Бразилии. На альбоме Питер вернулся к некоторам темам, поднятым им ещё в конце 70-х — начале 80-х . Несмотря на оптимистично звучащее название, альбом «Up» представляет собой собрание довольно мрачных песен, повествующих, по признанию их автора, «о начале и конце жизни». Столь пессимистичное настроение Гэбриэл объясняет смертью от рака своего брата, смертью других близких ему людей и неуклонным старением родителей. «Смерть стала занимать гораздо более заметное место в моей жизни за последние десять лет» - Питер Брайан Гэбриэл.
Представление плавно перетекает в Solsbury Hill – композицию из первого сольного альбома Питера, которую Гэбриэл написал как символ надежды на развитие карьеры после Genesis. «Поднявшись на Солсбери-Хилл, я смог увидеть огни города… Время остановилось… Подойдя поближе, я услышал голос… Я не поверил этому посланию, моё сердце забилось: бум-бум-бум. Сынок, собирай свои вещи, я пришел, чтобы доставить тебя домой… Чтобы сохранить тишину, я отошел от дел, мои друзья, наверное, подумали, что я спятил, превращая воду в вино… Моя жизнь была рутиной… Я чувствовал себя частью этой бутафории, я словно бы сошел с конвейера… Я покажу другого себя, я расскажу им, что значит улыбка на моем лице… Мое сердце забилось: бум-бум-бум. - Эй, - сказал я. – Можете сохранить мои вещи - за мной пришли, чтобы доставить меня домой!» - так пел Гэбриэл – велосипедист Гэбриэл…
Sledgehammer – реализация надежды, песня, ставшая трансатлантическим хитом. Видео «Sledgehammer» было номинировано на 11 наград MTV Awards, из которых получило 9 - абсолютно уникальный случай. Дальше награды и почётные номинации уже сыпались без счета. Sledgehammer… «Это моя попытка воспроизвести настроение и стиль музыки, которая больше всего нравилась мне, когда я был подростком - соула 60-х. Тексты многих из этих песен были полны шутливых сексуальных намеков. Я попытался отдать дань этой песенной традиции» - Питер Брайан Гэбриэл. Одним словом, «можешь купить себе паровоз, можешь купить себе самолет, можешь купить себе колесо обозрения и кататься на нем вверх и вниз, по всем изгибам… Почему бы тебе не позвать меня по имени? Позволь мне стать твоей кувалдой… Открой свою теплицу, где растут самые сладкие фрукты - я хочу стать твоей кувалдой… Я хочу почувствовать эту власть, заключенную в тебе -давай, давай, помоги мне. Я поддерживал ритм, я поддерживал ритм - вот, что мы делаем каждый день и ночь»… Для исполнения этой песни Питер одел пиджак с лампочками и – как ни в чём не бывало – «поддерживал ритм, поддерживал ритм»...
Следует Signal to Noise, а за ним - In Your Eyes. Появляются гастарбайтеры из Узбекистана – Севара Назархан – певица из Ташкента – с другом. «В твоих глазах, в твоих глазах…» - басит басист Тони Левин. Жизнеутверждающие клавиши, Питер и музыканты братаются с залом…
Остановка Father, Son , конечная. Поезд дальше не идёт! Просьба освободить FilaForum! Опоздавшие будут добираться до дома на шарах Zorb!
Father, Son … На сцене Гэбриэл и Тони Левин. Чистая и пронзительная coda – итальянцы меня поймут. Father, Son … «У меня было счастливое и свободное детство… Мамина игра на фортепиано просто впиталась в моё подсознание… Я восхищался отцом - настоящим изобретателем, создающим удивительные вещи буквально из ничего» - Питер Гэбриэл.
«Я приду к тебе беззащитный, с детской доверчивостью...». Coda
P. S. "Под влиянием музыки тронулось что-то лучшее, что было в душе... и это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире" – Лев Николаевич Толстой, «Война и мир».
@ Tue, 14 Feb 2012 22:07:29 +0400
Е-мае!
Я это читать не буду
И никто не будет
Нифигасебе! Извините...
А я думала, у Сюр рецензии длинные...
Питер тоже затягивает. Но это музыка. Воспринимается.
Спустя две минуты: придется перечесть, все-таки музыка.
janpaul, почему не ведешь колонку Музыки на КК ? +
Е-мае!
Я это читать не буду
А причина? Не Асилил?
Шикарная рецензия.
Прав Тектоник - с таким восприятием музыки вполне можно вести музыкальные обзоры на КК .
За рецензию - + . Спасибо!
Питер тоже затягивает. Но это музыка. Воспринимается.
Спустя две минуты: придется перечесть, все-таки музыка.
janpaul, почему не ведешь колонку Музыки на КК ? +
"Подумаешь, я ещё и вышивать могу... и на машинке тоже..."
"Подумаешь, я ещё и вышивать могу... и на машинке тоже..."
Бисером