Режиссер: Федерико Феллини. В главной роли Джульетта Мазина. Каннский МКФ-1957 — лучшая актриса, 1958 Оскар за Лучший фильм на иностранном языке.
Вполне вероятно, что есть фильмы и лучше, чем «Ночи Кабирии» (1956), но для меня — это не только самый любимый фильм Маэстро Феллини, но и его лучший, один из самых любимых вообще. Это последний фильм Феллини с линейной структурой, третий, в котором он снял свою жену, Джульетту Мазину, это — его объяснение в любви к Мазине.
Федерико поставил
до Кабирии замечательные фильмы в жанре нео-реализма (с его особым поэтически-гротескным видением), в частности, — Il Bidone (1955), Дорога/La Strada (1954) и I Vitelloni (1953). Но именно «Ночи Кабирии» представляется мне совершенным фильмом Феллини, созданным на середине дороги от нео- к сюр-. Oтрешённость от реализма и самозабвенная погружённость в «волну своей памяти», вызвавшие к жизни переполняющие экран фантасмагорические грандиозные видения арт-фильмов, начиная с 1960х и более поздних фильмов ещё не потеснили подлинную человечность, душевность и сострадание его ранних фильмов.
В центре этого трогательного, временами забавного, но в основе своей печального фильма, без преувелечения, сияет бесподобная Джульетта Мазина в роли закалённой тяготами уличной жизни, но не потерявшей надежду на настоящую любовь и страстно мечтающей начать новую жизнь проститутки по имени Мария «Кабирия» Чекарелли. Талант Мазины, направляемый режиссёрским руководством её мужа, помог ей избежать окарикатуривания образа Кабирии, так же как и ненужной сентиментальности. Мазина и Феллини основывают Кабирию на «бродяге» Чарли Чаплина, на что безошибочно указывают её манера двигаться, жестикулировать, забавное манипулирование зонтиком, какая-то трогательная взъерошенность и настороженность, за которыми — пронзительная незащищённость и детские доверчивость и чистота.
Я никогда не видела такого лица, как у Кабирии-Мазины, живого, подвижного, стремительно меняющего выражения. Если человеческое лицо — это зеркало души, то лицо Кабирии отражает каждую эмоцию и мгновеные переходы от горького цинизма к задумчивой тоске, от отчаяния к надежде, от слез — к улыбке. Чудо, которое совершили Федерико и Джульетта заключается в том, что в какой-то момент судьба экранной Кабирии стала близка мне. Так хотелось мне, чтобы она стала счастливой. И вот ведь, волшебная сила искусства — после того, как я видела фильм много раз и знаю все его повороты, каждый раз в одной и той же сцене, я говорю себе и надеюсь: «Может быть, в этот раз ей повезёт».
Через много лет после выпуска фильма, Федерико признался, что из всех многочисленных персонажей, которым он дал жизнь в своих фильмах, Кабирия — единственная, о чьей судьбе он переживает. Из тысяч персонажей бесчисленных фильмов, которые я посмотрела, Кабирия — один из очень-очень немногих, о которых я думаю часто — как сложилась её жизнь? Смогла ли она найти пусть не любовь, но покой и немного счастья?
«Dum Spiro — Spero». «Пока живу — надеюсь». Пока Кабирия улыбается сквозь слёзы и кивает нам в финале трагически-оптимистического шедевра Федерико Феллини, есть надежда и для нас всех.
P.S. Их брак длился ровно 50 лет и один день. Джульетта пережила Федерико на пять месяцев.
все очень здорово, все может так и есть, но я больше люблю "Дорогу". более того, я считаю именно "Дорогу" лучшим фильмом Мазины)) учитывая, что пишете вы хорошо, то может и на нее "Дорогу" напишете?
Большое всем спасибо за комментарии и добрые слова. Я извиняюсь, что не сразу отвечаю - у нас на работе системные админы поставили заглушки и Копилка попала в число запреещённых сайтов. Поэтому я могу только перед работой и вечером заходить. Ну и в выходные, конечно. Надеюсь, что вы посмотрите (или пересмотрите) Кабирию - это действительно один из лучших фильмов в истории кино.
Syrdon'у - мне надо пересмотреть Дорогу. Она тоже в числе любимых фильмов Феллини, но я её очень давно не пересматривала, чтобы написать о ней.
Очень красивая рецензия. Хорошая пара для этого трогательного и печального фильма. Очень точные слова найдены. И я пыталась найти. У вас очень прочувствованно получилось.
C 60-ой рецензией и новым званием. +
Замечательно "+"
До чего же проникновенно написано! Бесподобно! Спасибо за Ваш очередной опус.
Вот это действительно здорово. В немногих словах – о самой сути…
Фильм смотрела впервые, но финал знала, а всё равно, как и вы, надеялась…
Спасибо.
все очень здорово, все может так и есть, но я больше люблю "Дорогу". более того, я считаю именно "Дорогу" лучшим фильмом Мазины)) учитывая, что пишете вы хорошо, то может и на нее "Дорогу" напишете?
Большое всем спасибо за комментарии и добрые слова. Я извиняюсь, что не сразу отвечаю - у нас на работе системные админы поставили заглушки и Копилка попала в число запреещённых сайтов. Поэтому я могу только перед работой и вечером заходить. Ну и в выходные, конечно. Надеюсь, что вы посмотрите (или пересмотрите) Кабирию - это действительно один из лучших фильмов в истории кино.
Syrdon'у - мне надо пересмотреть Дорогу. Она тоже в числе любимых фильмов Феллини, но я её очень давно не пересматривала, чтобы написать о ней.
Cheers!
Очень красивая рецензия. Хорошая пара для этого трогательного и печального фильма. Очень точные слова найдены. И я пыталась найти. У вас очень прочувствованно получилось.