Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
8/10

"Мой суровый урок жизни и любви" -Линн Барбер

Рецензия на фильм «Воспитание чувств»

4247 thumb

 

Дословный перевод названия фильма "An Education" (2009) - "Образование", но и русский вариант, "Воспитание Чувств", очень подходит ему и вполне раскрывает его тему и содержание. Оба названия имеют самое прямое отношение к истории главной героини фильма, 16 летней Дженни Миллар, способной, хорошенькой и думающей девочки, лучшей ученицы привилегированной частной школы для девочек в Лондоне в 1961 году. Родители, у которых Дженни -единственный ребёнок, и учителя в один голос твердят, что Дженни должна
продолжить образование в Оксфорде, да она сама и не против, хотя ещё и не решила, что она хочет от жизни и кем хочет стать. 
 
Случайная встреча на автобусной остановке с таинственным незнакомцем в новенькой спортивной машине, по имени Дэвид (Питер Сарсгаард), даёт Дженни возможность получить образование, о котором в школе и дома особенно не говорили - приобщиться к миру, о котором она только читала. Этот мир раширяется, когда Дэвид знакомит Дженни со своими друзьями, такими же утончёнными знатоками и экспертами "другой жизни", Дэнни и Хелен. Жизни, состящей из ужинов в дорогих ресторанов, где звучит хорошая джазовая музыка, выставок, аукционов, путешествий, дорогих подарков У какой девочки голова не пойдёт кругом, когда к ней проявляет явный и неподдельный интерес мужчина старше её вдвое? Он даже сумел обаять её родителей до такой степени, что они без тени сомнения позволяют ему брать Дженни в поездки с ночёвками, как например, в Париж в честь её 17 летия. А что может быть более романтичным, ярким и бунтарским атрибутом другой жизни, чем бродить по бульварам Парижа, пребывавшего в 1961 году на самом гребне "Новой волны", поднятой ниспровергателями "устарелого искусства? Как можно сравнить этот постоянный праздник с такими привычными и обыденными лицами школьных подруг, с репетициями школьных пьес и с уроками игры на виолончели? Но всё же, что кроется за обаянием Дэвида, за его познаниями в искусстве, за умением красиво тратить деньги и красиво ухаживать? Какое образование выберет Дженни? 
 
Фильм основан на воспоминаниях известной английской журналистки Линн Барбер о её собственном романе с мужчиной намного старше в Лондоне начала 60х, когда она была 16-летней школьницей. Сначала Барбер опубликовала статью в журнале "Granta", которая привлекла внимание продюсера Аманды Поузи, купившей права на экранизацию и поручившую адаптатцию статьи в сценарий английскому писателю и сценаристу Нику Хорнби (автор книг, по которым поставлены "Аbout a Boy" и "High Fidelity"). Поставила фильм датчанка Лоне Шерфиг, член известной Догмы 95 и постановщик картины "Итальянский для начинающих" (2000). Позже, Барбер написала автобиографическую книгу "Образование" о своей юности, навеянную ранней публикацией. 
 
"Образование/Воспитание Чувств" -интересный, хорошо поставленный и сыгранный, независимый британский фильм, который открыл для кино талантливую молодую актрису Керри Маллигэн. 24 летняя Керри сыграла 16 летнюю школьницу замечательно. Она очень убедительно показала хорошую девочку, которая, как и любая 16-летняя девочка открыта всем неожиданным урокам, что жизнь готова ей преподать и соблазнам, к которыми манят её огни большого города, особенно, когда её жизнь размеренна, спланированна и так предсказуемо обычна. И ничего интересного не случается, а мальчики-ровесники боятся рот открыть в присутствии её чрезмерно въедливого, громогласного и даже устрашающего отца (прекрасное исполнение Альфреда Молины) . Керри на протяжении всего фильма убедительна и достоверна в образе очень неглупой, но очень юной и наивной девушки подростка, и заслуженно получила номинации и награды от всевозможных организаций и киноакадемий разных стран. 
 
Актёрский состав - первый класс. Даже маленькие роли примечательны, и особенно запоминается Алфред Молина в роли отца Дженни, от всей души желающего добра своей единственной дочери, но весьма своеобразно себе это представляющий. Как всегда запомнилась Эмма Томпсон, в эпизодической роли снобствующей антисемитски настроенной школьной директрисы. Питер Сарсгаард очень хорош - этакий вкрадчивый рафинированный змий -искуситель Дэвид, который так и остался загадкой. Лучше всего его уклончивую, затемнённую сущность удалось подметить Мелоди Гардо в песне  "Your Heart Is As Black As Night", которую молодая певица и музыкант сама и написала:
 
В истории, которая в первую очередь видится, как познание самой себя совсем юной девушки, почти девочки из среднего класса, на грани между отрочеством и женственностью, можно почувствовать и проследить настроения и предубеждения, господствующие в обществе в целом: систему социальных классов с невидимыми, но весьма ощутимыми барьерами, бытовой антисемитизм, как часть менталитета, переосмысление жизненных приоритетов, к которым относится и важность образования. Фильм также интересен, как взгляд на пре-свингующий Лондон начала 60х буквально за несколько лет до того, как он превратился в интернациональный гедонисткий центр молодёжной культуры, моды, музыки и всего самого хиппового. 
 
Линн Барбер, чья история сделала фильм возможным, называет этот эпизод своей юности "мой суровый урок любви и жизни". Она так заканчивает свою статью: "В результате моей встречи с Саймоном (прототип Дэвида Голдмана в фильме/JnRR), я получила то, о чём мои родители всегда мечтали для меня -образование. Я узнала непонаслышке о дорогих ресторанах, роскошных отелях и поездках за границу. Я научилась разбираться в антиквариате, смотреть фильмы Ингмара Бергмана и ценить классическую музыку. Но это не всё. Опыт моих отношений с Саймоном полностью излечил мою тягу к изысканности. К тому времени, когда я всё-таки поступила в Оксфорд, я хотела всего лишь встретить доброго, порядочного мальчика моего возраста, даже если он неловкий девственник. В конце концов я встретила такого, вышла за него замуж и мы были вместе до его смерти. Полагаю, что и за это я должна поблагодарить Саймона " (перевод мой /JnRR)
 
Несмотря на то, что урок, полученный Линн-Дженни был суровый и отрезвляющий, сам фильм получился лёгкий, весенний и напоминает задумчивую улыбку с которой мы вспоминаем дела давно минувших дней - "что прошло, то будет мило.". Если фильмы имеют лица, то у "Образования" - милое личико Керри Мaллигэн с глазами, распахнутыми навстречу всему, что будущее сулит и с прелестными ямочками на щеках. 
 

 

@ Thu, 29 Mar 2012 05:50:17 +0400

Комментарии к рецензии (11)

Dtraum
  • Кинокритик
  • Thu, 29 Mar 2012 17:53:16 +0400

Мне комментировать? Или лучше не надо?

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 29 Mar 2012 18:19:20 +0400

Я жду Вашу рецензию на Маленькую Принцессу. Хот Чили ... wink

cvetikkk
  • Киновед
  • Thu, 29 Mar 2012 20:55:34 +0400

Разве так необычно до головокружения проявление симпатии мужчин к особам, моложе себя вдвое?
Как раз для молоденьких- это естественное преимущество!

moviefan_us
álom писал:

Мне комментировать? Или лучше не надо?

Это как Вам угодно.

moviefan_us
cvetikkk писал:

Разве так необычно до головокружения проявление симпатии мужчин к особам, моложе себя вдвое?
Как раз для молоденьких- это естественное преимущество!

Проявление симпатии, конечно, дело вполне естественное. Но, чтобы без спойлеров, когда кто-то кажется ну неправдоподобно хорошим, может быть, этот кто-то вовсе и не так хорош? smile

moviefan_us
TEKTONIC писал:

Я жду Вашу рецензию на Маленькую Принцессу. Хот Чили ... wink

Если это и будет, то через какoе-то время. Я уже кино скачала и так заинтересовалась фактом того, что фильм - практически автобиография режиссёра, Евы Ионеско, что порылась в сети и нашла действительно очень спорные и вызывающие фотографии, сделанные матерью Евы, фотографом Ириной Ионеско в 1970 годах. Она начала снимать свою золотоволосую девочку, когда той было четыре года, Фотографии, безусловны, замечательно сделаны - с точки зрения света, композиции, аксессуаров. Но сама тема - запечетление совсем маленькой девочки, ребёнка в образе блудницы, полуодетой, совсем раздетой, выставляющей себя напоказ, согласно маминым представлениям об искусстве, очень будоражущая и мрачная. Где кончается искусство и начинается ничем не прикрытая и холодная сексплотация? Как может мать собственноручно растлевать если не тело, то душу своей дочери и практически лишить её детства? Достижение это или жуть во мраке, что Ева Ионеско обладает непобитым рекордом - "самая юная модель" Плейбоя и Пентхауса? Вообще, когда я о фильме почитала, три имени сразу пришли в голову - Лолита, Прелестное Дитя ( фильм Луи Малля с девочкой Брук Шилдс в роли потомственной юной проститутки, родившейся в публичном доме) и ДжонБенет Рэмси - реальное прелестное дитя, королева красоты среди маленьких девочек, найденная убитой в подвале своего дома в городе Боулдер, Колорадо, в рождественскую ночь 1996 года. Ей было 6 лет. Убийцу до сих пор не нашли.

Дети, когда они маленькие готовы на всё ради родительской любви. Они делают то, что им говорят родители. Что происходит в головах и сердцах родителей, видящих в своих детях объекты сексуального интереса и похоти понять может, возможно врач психиатр, но не я. Оскар Уайльд сказал: "Дети начинают с того, что любят своих родителей. Потом они судят их. Иногда они их прощают". Мне кажется, что Ева Ионеско сейчас находится между второй и третьей ступенью. Кстати, фильм "Моя маленькая Принцесса" имеет второе, английское название "I'm Not a F**king Princess" - "Никакая я, на хрен, не принцесса"

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 30 Mar 2012 13:12:49 +0400
Je ne regrette rien писал:

Если это и будет, то через какoе-то время. Я уже кино скачала и так заинтересовалась фактом того, что фильм - практически автобиография режиссёра, Евы Ионеско, что порылась в сети и нашла действительно очень спорные и вызывающие фотографии, сделанные матерью Евы, фотографом Ириной Ионеско в 1970 годах. Она начала снимать свою золотоволосую девочку, когда той было четыре года, Фотографии, безусловны, замечательно сделаны - с точки зрения света, композиции, аксессуаров. Но сама тема - запечетление совсем маленькой девочки, ребёнка в образе блудницы, полуодетой, совсем раздетой, выставляющей себя напоказ, согласно маминым представлениям об искусстве, очень будоражущая и мрачная. Где кончается искусство и начинается ничем не прикрытая и холодная сексплотация? Как может мать собственноручно растлевать если не тело, то душу своей дочери и практически лишить её детства? Достижение это или жуть во мраке, что Ева Ионеско обладает непобитым рекордом - "самая юная модель" Плейбоя и Пентхауса? Вообще, когда я о фильме почитала, три имени сразу пришли в голову - Лолита, Прелестное Дитя ( фильм Луи Малля с девочкой Брук Шилдс в роли потомственной юной проститутки, родившейся в публичном доме) и ДжонБенет Рэмси - реальное прелестное дитя, королева красоты среди маленьких девочек, найденная убитой в подвале своего дома в городе Боулдер, Колорадо, в рождественскую ночь 1996 года. Ей было 6 лет. Убийцу до сих пор не нашли.

Дети, когда они маленькие готовы на всё ради родительской любви. Они делают то, что им говорят родители. Что происходит в головах и сердцах родителей, видящих в своих детях объекты сексуального интереса и похоти понять может, возможно врач психиатр, но не я. Оскар Уайльд сказал: "Дети начинают с того, что любят своих родителей. Потом они судят их. Иногда они их прощают". Мне кажется, что Ева Ионеско сейчас находится между второй и третьей ступенью. Кстати, фильм "Моя маленькая Принцесса" имеет второе, английское название "I'm Not a F**king Princess" - "Никакая я, на хрен, не принцесса"

Последняя Ваша фраза лучше всего подходит для заглавия рецензии.
Тема, затронутая в фильме, не вписывается в общий формат семейных отношений.
Кино аномально, кино и аномалия - синонимы.
Это Ваша тема и Вы с ней справитесь.
Спасибо за полновесный комментарий. Его можно использовать для написания рецензии.

moviefan_us
TEKTONIC писал:

Последняя Ваша фраза лучше всего подходит для заглавия рецензии.
Тема, затронутая в фильме, не вписывается в общий формат семейных отношений.
Кино аномально, кино и аномалия - синонимы.
Это Ваша тема и Вы с ней справитесь.
Спасибо за полновесный комментарий. Его можно использовать для написания рецензии.

Я посмотрела Принцессу и довольно- таки впечатлилась не только фильмом, но и тем, как он близок режиссёру и тем, как странно было Юппер играть её (режиссёра) мать. Кстати, Изабель Юппер - единственная на планете Актриса, кому доступно воплотить персонаж столь на грани безумия, таланта и полной погружённости в свой мир. Посмотрела многие из фотографий Ирины Ионеско, не только с "нимфеткой" Евой, но и с другими моделями. Фотограф она, конечно, от Бога. Работы её - завораживающе прекрасны. И тут-то возникает вопрос - все ли средства хороши и дозволены для раскрытия художником его таланта полностью? Когда художник одержим его единственно возможным видением прекрасного, вправе ли он забыть о цене, которой это прекрасное достигается, если это цену платит его собственная плоть и кровь? У меня создалось впечатление, что Ирина - Ханна в фильме никогда не стала взрослой сама. Она осталась в мире декаденстких и очень красивых грёз, где драгоценности, смерть, эротика и великолепное высокомерие соединились в мрачные и нездешние, причудливые и экзотические, пышные и вызывающие образы.

Сейчас, пожалуй, соединю два комментария и сделаю рецензию из них. Только добавлю, что Ева Ионеско, похоже, очень любит фильмы Райнера Вернера Фассбиндера. Атмосфера "Принцессы", неимоверные костюмы Ханны, её восхищение и внешнее подражание Марлен Дитрих, сама идея о попытке сильной одинокой женщины добиться успеха и независимости, даже имя Ханна, - всё это напоминает известную трилогию РВФ - "ФРГ", в частности фильм "Замужество Марии Браун" с блистательной Ханной Шигулой в роли Марии. А также ранний фильм Фассбиндера "Горькие слёзы Петры фон Кант", также с Шигулой, и "Лолу" - осовремененный вариант "Голубого Ангела" с Марлен Дитрих. От Дитрих, "Лолы - Лолы" к Барбаре Зуковой "Лола" Фассбиндера до малышки Евы - Виолетты "Лолиты" - круг замкнулся.

Ах да, я хотела спросить, видели ли Вы Принцессу сами и коротко, что о ней думаете?

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 09 Apr 2012 13:46:05 +0400
Je ne regrette rien писал:

Я посмотрела Принцессу и довольно- таки впечатлилась не только фильмом, но и тем, как он близок режиссёру и тем, как странно было Юппер играть её (режиссёра) мать. Кстати, Изабель Юппер - единственная на планете Актриса, кому доступно воплотить персонаж столь на грани безумия, таланта и полной погружённости в свой мир. Посмотрела многие из фотографий Ирины Ионеско, не только с "нимфеткой" Евой, но и с другими моделями. Фотограф она, конечно, от Бога. Работы её - завораживающе прекрасны. И тут-то возникает вопрос - все ли средства хороши и дозволены для раскрытия художником его таланта полностью? Когда художник одержим его единственно возможным видением прекрасного, вправе ли он забыть о цене, которой это прекрасное достигается, если это цену платит его собственная плоть и кровь? У меня создалось впечатление, что Ирина - Ханна в фильме никогда не стала взрослой сама. Она осталась в мире декаденстких и очень красивых грёз, где драгоценности, смерть, эротика и великолепное высокомерие соединились в мрачные и нездешние, причудливые и экзотические, пышные и вызывающие образы.

Сейчас, пожалуй, соединю два комментария и сделаю рецензию из них. Только добавлю, что Ева Ионеско, похоже, очень любит фильмы Райнера Вернера Фассбиндера. Атмосфера "Принцессы", неимоверные костюмы Ханны, её восхищение и внешнее подражание Марлен Дитрих, сама идея о попытке сильной одинокой женщины добиться успеха и независимости, даже имя Ханна, - всё это напоминает известную трилогию РВФ - "ФРГ", в частности фильм "Замужество Марии Браун" с блистательной Ханной Шигулой в роли Марии. А также ранний фильм Фассбиндера "Горькие слёзы Петры фон Кант", также с Шигулой, и "Лолу" - осовремененный вариант "Голубого Ангела" с Марлен Дитрих. От Дитрих, "Лолы - Лолы" к Барбаре Зуковой "Лола" Фассбиндера до малышки Евы - Виолетты "Лолиты" - круг замкнулся.

Ах да, я хотела спросить, видели ли Вы Принцессу сами и коротко, что о ней думаете?

Коротко не стану. Дождусь Вашей рецензии и "выпалю" большим комментарием. smile

Doctor_Horrible
TEKTONIC писал:

Коротко не стану. Дождусь Вашей рецензии и "выпалю" большим комментарием. smile

Стреляй сейчас!

Добавить комментарий