Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Wildberries thumb
10/10

Другой Спилберг

Рецензия на фильм «Цветы лиловые полей»

6543 thumb

Для меня оказалось неожиданностью, что один из лучших  режиссёров XX века, Стивен Спилберг, создал такую кинокартину, как  «Цветы лиловые полей»/ The Color Purple (1985), снятую по одноименному произведению афроамериканской писательницы и феминистки Элис Уокер (Alice Malsenior Walker). Если приложить усилия к поиску информации в интернете, то можно найти, помимо wikipedia, скудные данные относительно этой ленты. Это и не удивительно, ведь Спилберга зритель знает и уважает прежде всего за созданные им зрелищные фильмы,

например такие, как «Война миров» или «Парк Юрского периода». Именно такие кассовые фильмы режиссера в первую очередь и привлекают внимание кинозрителя. Просматривая фильмографию Спилберга я вообще не заметила этот фильм и не посмотрела бы его, если бы фильм мне не порекомендовали к просмотру.

Восьмидесятые годы для Спилберга стали своеобразной экспериментальной площадкой для создания фильмов, непохожих на те, что он создал ранее. «Цветы лиловые полей» является этапным фильмом в карьере режиссера, решившего показать, что он может снимать не только коммерческое кино, но создавать фильмы без использования современных компьютерных трюков, лишённые внешней развлекательности и авантюрности. Однако, снятая режиссером драма, в отсутствии спецэффектов и лихо закрученного сюжета, удерживает внимание зрителя на протяжении всего фильма длительностью более чем два часа. По законам столь серьезного кино жанра основное внимание в драме акцентировано не на поворотах сюжета, спецэффектах, зрелищности и т. п., а именно на переживаниях героев. Режиссер великолепно смог не только раскрыть характеры героев фильма, показав их столь непростые взаимоотношения, он смог ярко передать специфику национальных и межнациональных отношений, господствовавшую в штате Джорджия в 30-е годы ХХ века.

В центр внимания представлены  истории не одной чернокожей женщины. Сили (Вупи Голдберг), главная героиня, чья жизнь, находится на самой нижней ступени общества, в 14-летнем возрасте, впервые столкнувшись с насилием от собственного отчима, продолжает терпеть унижение, глумление от нелюбимого мужа. Потеряв связь с единственным человеком в мире, который любит Сили, со своей сестрой Нетти, Сили, кажется, совсем лишается защиты и поддержки в мире, где сильны устои плантаторского Юга. В патриархальном мире нет свободы для чернокожих женщин – нет права на свободу воли, нет права на свободу самовыражения. Для таких чернокожих женщин, как Сили,  жизнь сродни существованию,  вне какого бы то ни было статуса, по своему социальному положению она никто: она ни дочь, ни жена, ни любовница, ни мать. Сили с её покорностью и смирением перед тяготами судьбы может быть только служанкой, рабой. София (Опра Уинфри) женщина своенравная, умная и сильная, как духом, так и телом. Она способна мужчину под каблук загнать и воспрять духом после восьми  лет, проведенных в тюрьме. Шуг Эйвери (Маргарет Эйвери) привлекательная и талантливая, и сладкая, как шоколад, женщина. Она привыкла к обожанию, любви и почитанию. Нетти (Акосуа Бусиа) озорная, жизнерадостная, образованная, смелая и упорная. София, Шуг, Нетти борятся за свои жизни, за свои права. Сили, хорошая и послушная девочка, не умеет бороться. Всё, что она умеет – это «не умирать сразу». Но и у Сили есть своя сила:  претерпевая тяготы судьбы она так и не сломалась, не снизошла до жалости к себе, до ненависти к миру; она смогла осуществить свою мечту – встретиться со своей сестрой, вернуть ее.

Спилберг  обращает внимание зрителя не на сюжетную линию фильма, а  на переживания этих женщин, да так, что весь фильм оказывается пронизанным чувствами героинь. Это гордость, чувство собственного достоинства и горечь унижения Софии; сочувствие, любовь и боль отвергнутой (отцом) Шуг; гнев, любовь и надежда на возвращение Нетти; робость, страх, смирение и одиночество Сили. Никто не обращал особого внимания на афроамериканок, появляющихся в роли мамушек и нянюшек то на страницах американской литературы, то в кинолентах. Они были неприметны, невидимы, как полевые цветы, которые топчут, прогуливаясь по полю, не замечая их красоты. Своей кинолентой Спилберг, вслед за автором произведения, Элис Уокер, смог сделать незаметных видимыми, а молчаливым дать возможность высказаться. Ведь выход книги «Цвет пурпурный» в 1982 году стал событием политического значения, породив колоссальные дебаты, прежде всего среди чернокожего населения: как смеет Элис Уокер показывать чернокожих мужчин такими куклуксклановцами, как смеет она дискредитировать расу и т.п. Тем не менее, её книга была удостоена в 1983 Пулитцеровской премии и Американской книжной премии. А снятый по ней фильм Спилберга отмечен в Книге рекордов Гиннеса как картина, имевшая наибольшее число номинаций, одиннадцать, и ни одной премии «Оскар». Этот последний факт мне не показался удивительным: пусть Спилберг и является всемирно известным,  признанным кинорежиссером, который может себе позволить снимать всё, что он хочет, но картина, открыто показывающая то, о чем стараются молчать, вероятно, изначально не имела шансов на признание и широкую известность.

В итоге,  не так уж и важно, имеет ли фильм «Оскар» или нет. Пусть зритель сам решит, станет ли для него серьёзность фильма «Цветы лиловые полей» привлекательной, либо, сочтя, что «серьезности» хватает в жизни, оценит фильм как малоинтересный.

@ Wed, 09 May 2012 15:38:13 +0400

Комментарии к рецензии (27)

ThomasRim
  • Киновед
  • Wed, 09 May 2012 15:43:02 +0400

"лучший режиссёр XX века". почему лучший?

Dtraum
  • Кинокритик
  • Wed, 09 May 2012 16:06:22 +0400
ThomasRim писал:

"лучший режиссёр XX века". почему лучший?

Субъективное мнение. Лично я с высказыванием не согласен, но.... Мнение имеет право на существование.
"+" за рецензию

wildberries
  • Кинокритик
  • Wed, 09 May 2012 16:47:32 +0400
ThomasRim писал:

"лучший режиссёр XX века". почему лучший?

Наверно, Вы правы, корректнее написать "один из лучших режиссеров XX века". smile

wildberries
  • Кинокритик
  • Wed, 09 May 2012 16:50:06 +0400
álom писал:

Субъективное мнение. Лично я с высказыванием не согласен, но.... Мнение имеет право на существование.
"+" за рецензию

Спасибо за Вашу оценку. По поводу мнений, то конечно, зачастую они разнятся... Вы в фильме увидели иную идею? Поделитесь?

Dtraum
  • Кинокритик
  • Wed, 09 May 2012 16:56:40 +0400
Wildberry писал:

Спасибо за Вашу оценку. По поводу мнений, то конечно, зачастую они разнятся... Вы в фильме увидели иную идею? Поделитесь?

Я про "лучшего режиссера". Последние фильмы ставят очень жирный знак вопроса под этим утверждением. Даже "одним из лучших" не назову. Лично я. Но вот "наиболее коммерчески успешный" - это про него.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 09 May 2012 17:01:52 +0400

Плюс от меня. wink

wildberries
  • Кинокритик
  • Wed, 09 May 2012 17:03:30 +0400
álom писал:

Я про "лучшего режиссера". Последние фильмы ставят очень жирный знак вопроса под этим утверждением. Даже "одним из лучших" не назову. Лично я. Но вот "наиболее коммерчески успешный" - это про него.

Ясно. Практически в карьере каждого кинорежиссера можно найти как минимум один, а то и более, фильмов, которые можно отнести к категории неудачных. Однако, на мой взгляд, подобные "происшедствия" не всегда ставят под удар "имя" режиссера.

Dtraum
  • Кинокритик
  • Wed, 09 May 2012 17:09:30 +0400
Wildberry писал:

Ясно. Практически в карьере каждого кинорежиссера можно найти как минимум один, а то и более, фильмов, которые можно отнести к категории неудачных. Однако, на мой взгляд, подобные "происшедствия" не всегда ставят под удар "имя" режиссера.

Могу назвать режиссеров без провалов. И вы тоже, если пороетесь в памяти.
Про доброе имя... Один не ставит, два - ставят под сомнение, три - разносят в пыль это самое, доброе имя. Ну да ладно. Рецензия удалась в любом случае. wink

wildberries
  • Кинокритик
  • Wed, 09 May 2012 17:18:18 +0400
TEKTONIC писал:

Плюс от меня. wink

Спасибо и Вам от меня smile. Очень долго собиралась написать рецензию, думая что вряд ли что-то дельное получится. Так что похвала может быть сподвигнет меня снова взяться за перо... smile

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Wed, 09 May 2012 20:06:21 +0400

эмм... "Терминатор" снял Джеймс Камерон wink

Добавить комментарий