Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
4/10

Поймай меня, если сможешь там, где меня нет

Рецензия на фильм «Меня здесь нет»

968 thumb

 

You may call me Terry, you may call me Timmy
You may call me Bobby, you may call me Zimmy
You may call me R.J., you may call me Ray
You may call me anything...
 
Можешь звать меня Терри или Тимми,
Можешь звать меня Бобби или Зимми,
Можешь звать меня ЭрДжей или Рэй,
Да зови, как угодно...
 
 
"Gotta Serve Somebody"  by Bob Dylan
 
 
Я -поклонница  Боба Дилана. Я восхищаюсь им как певцом, автором песен, музыкантом, владеющим несколькими инструментами, и главным образом, поэтом.
Я прекрасно понимаю, что Дилан - не Лучано Паваротти, Роберт Плант, Фредди Меркьюри или Иэн Гиллан, но его далёкий от совершенства, шершавый, как наждачная бумага слегка гнусавый фальцет ясно говорит со мной и затрагивает  какие-то мои глубинные  струны. В течение пяти десятилетий его творчество не устаревает и он продолжает оставаться загадочной и привлекательной фигурой в мире современной фолк-, поп- и рок-музыки. Число его поклонников среди разных поколений, уже и дедов и отцов и внуков, не уменьшается. Это не удивительно, что фигура такой степени сложности, творчского влияния и загадочности привлекала и будет привлекать журналистов, писателей, и кинорежиссеров, пытающихся понять и объяснить феномен Боба Дилана. 
 
Ещё до того, как я посмотрела фильм Тодда Хейнса, в котором различные аспекты и грани личности Дилана, наложенные на поворотные моменты его биографии, представлены разными исполнителями, носящими разные имена, ни одно из которых  не было Боб Дилан, мне эта идея показалась и дерзко интересной, и вызывающе амбициозной и подозрительно претенциозной. Сам Тодд Хейнс понимал, что задачу он себе поставил не из лёгких: 
 
"Дилан подобен ускользющей тени. Казалось, вот вы его схватили и удерживаете, а его уже здесь нет. Он подобен огню, и наверняка обожжёт, если слишком приблизиться к нему. Жизнь Дилана, эти постоянные изменения, преобразования и исчезновения, вызывают в вас желание понять его и поместить в какую-то специально помеченную нишу. Именно поэтому его одержимые фанаты так хотят найти абсолютную истину и исчерпывющие ответы на вопросы о нём. А он никогда не пойдёт навстречу и отмолчится, и это просто выводит их из себя. Дилан - это сложная натура, окутанная непроницаемой аурой уклончивости, многогранность которой невозможно полностью понять." Тодд Хайнс
 
После просмотра могу сказать, что несмотря на уважение к кинопопытке Хейнса создать на экране многоликий образ властителя дум поколений, певца времени перемен, изменчивого и неуловимого Протея от музыки, фильм мне кажется неудачным. Он чересчур перенаселён и лихорадочно мечется от прошлого к настоящему и обратно по всему миру с изяществом и элегантностью бегемота. Шесть актёров разных возрастов, рас и полов играют различные воплощения Боба Дилана, что придаёт фильму усложнённость, задуманную режиссёром, но не находящую у меня отклик, мешающую сконцентрироваться на происходящем и как-то сопереживать очередной ре-инкарнации Боба Дилана. Моя проблема с идеей шести актёров, воплощающих каждый какую-то отдельную черту характера или важный жизненный выбор, сделанный музыкантом, состоит в том, что из шести далеко не все инкарнации Дилана были интересны, и даже не по вине актёров. Попробуйте создать глубокий характер с материалом, доставшимся Ричарду Гиру в образе Билли Кида, знаменитого преступника, воплощавшего отверженного изгоя, каким себя всегда чувствовал Дилан. Идея, возможно, интересная, если вспомнить, что в фильме о Билле Киде, поставленном Сэмом Пекинпа, Дилан сыграл первую роль в кино, но я не могла удержаться от смеха всякий раз, когда  Гир - Билли появлялся в кадре и что-нибудь изрекал. А я -поклонница Гира и мне, как правило, нравится его ироничный стиль, но никакой иронии в Билли я не углядела, что и сделало его таким неумышленно-потешным. Или возьмём другую персону по имени Артюр Рембо. Вы или знаете, кто такой Артюр Рембо и, скорее всего, подумаете: "Ну вот, образованность свою показать хочут". Или не знаете, и для вас нет никакого никакого смысла в том, что француский поэт-бунтарь 19 века, написавший лучшие свои стихи, статьи и поэмы до того, как ему исполнилось 19 и замолчавший после этого до конца своих дней, периодически появляется в фильме о Бобе Дилане и, похоже находясь под каким-то следствием, изрекает вырванные из контекста цитаты  Дилана из разных интервью, типа, "Я-то принимаю хаос, но примет ли он меня" или "Знаешь, это воля Природы, а я против природы. Мне как-то ни в кайф с природой". 
 
На самом деле, из шести воплощений Боба Дилана, меня по-настоящему впечатлило только одно - это Кэйт Бланшетт в роли Джуда Куинна, альтер- эго Дилана на перекрёстке его творческого пути. Куинн изображает Боба, "изменившего" фолк музыке игрой на электро-гитаре и уходом в рок в 1965-66 гг. Поклонники долго не могли его простить, освистывали и в открытую называли Иудой (отчего и имя Джуд Куинн, полагаю). Бланшетт - Джуд просто смела всех остальных собратьев по Дилану с экрана. Им, по сравнению с ней, нечего было играть. Аморфная, беспорядочно расползающаяся "with no direction home" киномасса , в которой Боба Дилана не было, внезапно преобразилась с появлением Джуда (Бланшетт) , стала динамичной, приобрела ритм и очертания. Чёрно-белые кадры и музыка Нино Роты на заднем плане явно отсылали к "8 1/2"   властителя кинодум 1960х, создавшего ставший классическим фильм о творческой конфликтующей личности на распутье. Пока Кейт Блашетт была на экране, мне показалось, что и Дилан там тоже всё-таки был, но с её уходом, фильм опять разбежался в разные стороны и тень певца и поэта с лёгкой улыбкой растворилась где-то вдалеке. 
 
История не терпит сослагательного наклонения, но что, если бы Тодд Хейнс не  создал 135-минутное экранное ощупывание слона с разных сторон шестью слепцами, а развил и удлинил прекрасный чёрно-белый короткий сюрреальный фильм с Джудом Куинном, Битлз, Аланом Гинсбeргом и музыкой Нино Рота на заднем плане? Что, если бы он доверил роль американского Орфея  одному, но самому талантливому, артистически бесстрашному, убедительному и тонкому исполнителю? Но история не терпит сослагательного наклонения.
 
За такой, каким он получился, я  даю фильму 4  звезды. Они все принадлежат  Кейт Бланшетт. "А как же Боб Дилан"?,  спросите вы. А его там нет.
 
@ Fri, 11 May 2012 05:11:37 +0400

Комментарии к рецензии (6)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Fri, 11 May 2012 11:08:28 +0400

Примите (+) от старого поклонника Боба Дилана!
Полностью согласен с Вашими выводами об этом невразумительном калейдоскопе и самым ярком его фрагменте - Кэйт Бланшетт.

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Fri, 11 May 2012 14:06:14 +0400

Хлёстко, иронично, интеллектуально. Очень понравилась аллегория со слоном и шестью слепцами. mrgreen

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 11 May 2012 15:40:17 +0400

Боба Дилана может сыграть только Боб Дилан. Представьте себе: кто-то сыграл Мэркюри или Барбару Стрейзанд. Депардье сыграл певца. И не получилось. Вы правильно подметили аналогию Дилана с тенью.

Dtraum
  • Кинокритик
  • Fri, 11 May 2012 16:35:51 +0400
TEKTONIC писал:

Боба Дилана может сыграть только Боб Дилан. Представьте себе: кто-то сыграл Мэркюри или Барбару Стрейзанд. Депардье сыграл певца. И не получилось. Вы правильно подметили аналогию Дилана с тенью.

Еще осенью 2010-го компания GK Films Грэма Кинга запустила в разработку биографическую картину о лидере группы Queen Фредди Меркьюри. К главной роли был приписан Саша Барон Коэн

Раз 5 смотрел этот фильм. Медитативная вещь. 9 из 10, по моему мнению...
Но написано недурно. "+"

moviefan_us
TEKTONIC писал:

Боба Дилана может сыграть только Боб Дилан. Представьте себе: кто-то сыграл Мэркюри или Барбару Стрейзанд. Депардье сыграл певца. И не получилось. Вы правильно подметили аналогию Дилана с тенью.

Ну Боб и сыграл себя у Мартина Скорсезе. Только что продвинула оба диска Нет пути назад: Боб Дилан (ТВ)/No Direction Home: Bob Dylan на верхние позиции. Надеюсь, что там Боб есть. А вообще, Кейт Бланшетт сыграла его здорово, даже жутковато от узнаваемости. Причём, она как будто со стороны смотрела на Джуда/Боба, и на расстоянии он получился самым живым и ярким в фильме. Восторгаюсь талантом Бланшетт, она - киношное достояние.

moviefan_us

"Нет пути назад: Боб Дилан (ТВ) No Direction Home: Bob Dylan" - Мартин Скорсезе снял фильм о Бобе Дилане, и Дилан здесь ЕСТЬ!!! И он сидит перед микрофоном и рассказывает о времени, о себе, о своём пути, точнее, о начале пути - с 1961 года, его покорения Нью Йорка до мотоциклетной аварии 1966 года, почти стоящей его жизни. Километры архивного материала, интервью с известными музыкантами, друзьями, деятелями культуры, и кипящая, бурлящая Америка 60х, чьим голосом (одним из, но очень узнаваемым и уникальным) стал Боб Дилан, да так и остался. Режиссура Скорсезе - виртуозна. Он сделал не тв интервью, но замечательный фильм, перемещающийся свободно во времени и приоткрывающий (хотя и не до конца) тайну по имени Дилан. Всем поклонникам и Дилана и Скорсезе и истории современной музыки в частности и явлений культуры вообще.

Добавить комментарий