Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
10/10

Ай да Пушкин!

Рецензия на фильм «Борис Годунов»

12189 thumb

Просмотр нового фильма Владимира Мирзоева «Борис Годунов» совпал у меня с впечатляющими трансляциями на федеральных каналах  церемонии инаугурации (коронации) нового (бывшего) президента России. Совпадений выше крыши! От первого до последнего слова - «Москва пуста» до «Народ безмолвствует». Впрочем, того, что творилось в столице на самом деле, телевизор не показывал и народ вовсе не молчал. Судьба великого драматического творения Александра Сергеевича Пушкина сама по себе весьма драматична. Написанная

во время ссылки в своем имении в Михайловском Псковской губернии, трагедия так и не была никогда поставлена на сценах драматически(х театров. На запрос о постановках «Бориса Годунова» в театре, интернет отвечал мне:  «На ваш запрос ответа не найдено». Хотя помнится мне, что такой спектакль имел место быть в Театре на Таганке. Царя Бориса играл Николай Губенко. И был еще радиоспектакль. Ведь  в либретто для оперы, пушкинская драма стала известной всему миру, благодаря музыке гениального Мусоргского.

 

Сам император всероссийский Николай I – личный цензор опального поэта, начертал на рукописи, которую ему доставил Бенкендорф: «Считаю, что цель г. Пушкина была бы выполнена, если бы нужным очищением переделал комедию свою в историческую повесть или роман наподобие Вальтер Скотта». При жизни поэта трагедия была напечатана с большими изъятиями текста. «Был у Жуковского. Он показывал мне «Бориса Годунова» Пушкина в рукописи, с цензурою Государя. Многое им вычеркнуто. Вот почему печатный «Годунов» кажется неполным, почему в нем столько пробелов, заставляющих иных критиков говорить, что пьеса эта - только собрание отрывков» - вспоминал цензор Никитенко.

 

Действительно композиция трагедии  довольно фрагментарна и сложна для постановки «на театре», как говорили в пушкинские времена.  Но ведь в 1825 году в Михайловском Пушкин сочинил гениальный …киносценарий! Чередование коротких  сцен в интерьерах и на пленере, в боярских палатах и на фоне Кремля. В келье монастыря и в корчме на Литовской границе. Народные сцены с выделением от общего на крупные планы. Переносы действия из Московии за рубеж, в Польшу, Литву и Украину  и обратно. Батальные эпизоды, монологи на крупном и сверхкрупном плане. Трагедия написана по всем законам кинодраматургии. Тем более странно, что кинематограф долго не решался экранизировать «Годунова». Не решался, или не разрешали?  25 лет тому назад Сергей Бондарчук все-таки поставил этот фильм с соблюдением исторического антуража. Признаюсь, я его практически не запомнил. В кинотеатре не смотрел, а по телевизору видел только отрывки.

 

Столь же странно сложилась судьба фильма Владимира Мирзоева, который экранизировал пушкинский текст в современных костюмах и декорациях, тем самым предельно актуализировал сюжет.  Выход фильма совпал с «электоральным» этапом российской истории XXI века. И власть отреагировала соответственно российским традициям. «…Были звонки «сверху» с рекомендациями: призов не давать, интервью с авторами не публиковать. Так продолжалось до тех пор, пока фильм не украли и не слили в Интернет» - рассказал режиссер в интервью  журналу «Дилетант».

 

Владимир Мирзоев – известный режиссер, по преимуществу, театральный. В театре свои спектакли оформлял сам, как сценограф. Ничего необычного в осовременивании исторической драмы нет. «Ихний весь» Вильям Шекспир с его Гамлетом, Ричардом III  и с Ромео энд Джульеттой в ХХ веке  в самой Британии и на сценах, и на экране представал в самых актуальных одеждах и интерьерах. Вот и в XXI-м совсем недавний «Кариолан» Райфа Файнса – ярчайший тому пример. Так и в фильме Мирзоева костюмы и галстуки, современный хай-тек, автомобили и телетрансляции из пресс-центра священного  собора (ЦИК того времени), камуфлированная униформа, оружие и бронетранспортеры нисколько не отвлекают, но наоборот,  заставляют внимательно вслушиваться в пушкинский текст, который звучит и сейчас предельно актуально. Текст, написанный в начале XIX-го века, стилизованный автором под XVII век, сегодня воспринимается неожиданно свежо и понятно.

 

Поэтому смотреть мирзоевского «Годунова» необычайно интересно. Что там еще впереди придумают режиссер, оператор и актеры?  Оператор, кстати,  классный – Павел Костомаров (Как я провел этим летом). Фильм выглядит красиво, стильно и богато, несмотря на мизерный бюджет. Сцена в Угличе снята в как бы удаленной от современности эстетике начала ХХ века, еще до гражданской войны. Дело то давнее.  А ныне у нас снова выборы, инаугурация (коронация) на носу! Народ внимательно следит за электоральными перипетиями перед экраном телевизора, наливая, выпивая и закусывая. Пролетарская семья налегает на водку с пельменями, интеллигенция пьет чай с печеньем. И тут и там вздыхают, - кто нами будет править? Сообщение зачитывает перед телекамерами думный дьяк Щелкалов (Леонид Парфенов).  Моложавый патриарх (Андрей Ташков) крутит педали велотренажера в фитнес-центре.  Черноризец Григорий Отрепьев (Андрей Мерзликин) в келье Чудова монастыря наливает кипяток из электрического чайника, внимая рассказу старца Пимена, который сидит за ноутбуком. Роль летописца – последняя роль в кино великого актера Михаила Козакова. Опираясь на костыль,  поданный Григорием, он уходит из кельи в сияющий мир, в вечность…

 

Московию Рюриковичей и Романовых вряд ли можно заподозрить в демократии.  Но именно здесь сложилась соборная система волеизъявления «всей земли», в компетенции которой находилось даже избрание государя. Так трижды на рубеже XVI и XVII веков были избраны на царство Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов. Каждые такие «выборы» сопровождались интригами властных элит, рвущихся к власти. «Пушкина интересует не столько политическая интрига, сколько психология властолюбца.  Отрепьев, Марина Мнишек, ее отец, Басманов, Шуйский, Воротынский – все это двойники Годунова, жаждущие власти. Похоже на психоз» - говорит режиссер.

 

«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты. Зять палача и сам в душе палач» - так характеризует будущего государя родовитый боярин Шуйский (Петр Громов). Максим Суханов в роли Бориса Годунова и без царских регалий - абсолютно царственный и монументальный персонаж. Сильный, умный, властный, прозорливый, ироничный. Выбранный собором в 1598 году на царство после смерти смиренного царя Федора Иоановича, Годунов оказался не таким уж плохим управителем Московского царства. Да он - выдвиженец из опричников, собственно и был эффективным менеджером в последние годы Иоанна Грозного, и, само-собой,  при царствовании смиренного царя Федора.  К тому же он стал царским родственником, выдав за Федора свою сестру Ирину. Вот именно от ее решения и зависели «электоральные волнения» в столице,  когда народ погнали из города к стенам Новодевичьего монастыря стенаниями и плачем молить вдовицу просить брата на престол. Если не Борис, то кто?

 

Борису Годунову обязаны своим существованием многие русские города. При нем возникли Воронеж, Елец,  Самара, Царицын и Томск. Реформатор и строитель русского государства также значительно преобразовал Москву. Были воздвигнуты стены Белого города и земляные укрепления - нынешнее Садовое кольцо. Он давал людям работу, снижал налоги для горожан, но и значительно утяжелил жизнь крестьян.  «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» - при нем родилась эта поговорка.

 

«Борис превзошел всех древнейших Венценосцев России, имев намерение завести школы и даже Университеты, чтобы учить молодых Россиян языкам Европейским и Наукам…» - писал Николай Карамзин: «Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений Духовенства, которое представило Царю, что разность языков может произвести разность в мыслях, опасную для церкви».  Царствование самого царя Бориса длилось весьма краткий срок – почти 7 лет. Два неурожайных года и возникновение на Западе неожиданного сильного конкурента – самозваного царевича Димитрия. Призрак убиенного отрока, столь похожего на цесаревича Алексея, расстрелянного в Екатеринбурге, неотступно преследует царя Бориса. И, как позже в «Маленьких трагедиях» Пушкин создал образ убийцы гениального Моцарта, так и в большой своей  трагедии  убедительно подтвердил легенду о причастности Годунова к загадочной гибели последнего сына Иоанна Грозного.

  

Воевода Петр Басманов (Петр Федоров) слово в слово цитирует маршала Нея, когда клянется изловить и доставить самозванца в железной клетке, что свидетельствует о том как внимательно изучал Пушкин историю наполеоновской эпохи. Однако, любимец царя и выдвиженец из опричников, Басманов благоразумно решает уступить силе и перейти на сторону Лже-Дмитрия.Я уже говорил в начале, что трагедия Пушкина о царе Борисе имела трудную судьбу по пути к воплощению на сцене и на экране. Да что говорить о драме, в которой отчетливо видны дурные, возможно, гибельные закономерности российской истории! В разные времена налагались запреты даже на сказки для детей: «О Попе и его работнике Балде» и «Золотой петушок». Это, где про царя Додона. А вот и последние новости: «Православные активисты выразили возмущение постановкой оперы "Золотой петушок" в Большом театре, сочтя ее богохульной, передает Интерфакс».

Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! (с)

@ Mon, 14 May 2012 00:32:55 +0400

Комментарии к рецензии (9)

moviefan_us

Ай да Барс! Ай да.... thumbsup

imperhelchke
  • Зритель
  • Tue, 15 May 2012 23:47:10 +0400

Замечательная рецензия!

antoniy22
  • Киноман
  • Fri, 10 Aug 2012 16:58:39 +0400

Тут всё же надо определиться: то ли Московию сложно заподозрить в приверженности демократии, то ли царя выбирали? Так нельзя, логика этого не потерпит.
Кажется, Москва в то время была единственной столицей приличных стран, где выбирали себе правителя. Еще, кажется, Речь Посполитая? Как ни крути, а это был прорыв в политическом устройстве для того времени. Россия и ее восточный сосед явно опережали западные страны в вопросах демократизации.

Coshca

Очень интересное наблюдение:

"Действительно композиция трагедии довольно фрагментарна и сложна для постановки «на театре», как говорили в пушкинские времена. Но ведь в 1825 году в Михайловском Пушкин сочинил гениальный …киносценарий! Чередование коротких сцен в интерьерах и на пленере, в боярских палатах и на фоне Кремля. В келье монастыря и в корчме на Литовской границе".

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 23 Apr 2013 02:10:28 +0400
anna_apreleva писал:

Очень интересное наблюдение:

"Действительно композиция трагедии довольно фрагментарна и сложна для постановки «на театре», как говорили в пушкинские времена. Но ведь в 1825 году в Михайловском Пушкин сочинил гениальный …киносценарий! Чередование коротких сцен в интерьерах и на пленере, в боярских палатах и на фоне Кремля. В келье монастыря и в корчме на Литовской границе".

Спасибо за внимание !))

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sat, 01 Jun 2013 17:07:18 +0400

Вот что я получил сегодня на Facebook :
Владимир Мирзоев

Уважаемый Александр! Спасибо огромное за поздравления и интересный текст!

A0903
  • Р.Модератор
  • Sat, 01 Jun 2013 23:42:26 +0400
Bars2009 писал:

Вот что я получил сегодня на Facebook :
Владимир Мирзоев

Уважаемый Александр! Спасибо огромное за поздравления и интересный текст!

т.е. Мирзоев читает копилку??

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sun, 02 Jun 2013 00:33:15 +0400
Syrdon писал:

т.е. Мирзоев читает копилку??

Ночью у Гордона был вчера "Борис Годунов", ну и я послал свою рецензию Мирзоеву по ФБ.
Вот он и прочитал теперь и мы зафрендились. Ничего странного, Копилка - сайт респектабельный )))

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sun, 02 Jun 2013 11:36:57 +0400
Bars2009 писал:

Ночью у Гордона был вчера "Борис Годунов", ну и я послал свою рецензию Мирзоеву по ФБ.
Вот он и прочитал теперь и мы зафрендились. Ничего странного, Копилка - сайт респектабельный )))

Мирзоев зарегистрирован на КК ?
В Персонах нет его биографии и фотографий.
И только два фильма.

Добавить комментарий