Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
9/10

Крестный путь, или притча о заблудших отцах и детях

Рецензия на фильм «Дирижёр»

14819 thumb

Павел Лунгин в который раз заводит разговор о глубоком. Теперь он представил российскому зрителю фильм в жанре “музыкальной драмы”. Почти одновременно с прокатом в кинотеатрах его “Дирижер” был показан по телевидению в Пасхальную ночь. Так что аудитория зрителей уже достаточно широкая. Рассказ написан просто, сильно и ярко, фильм снят прекрасно (операторы Игорь Гринякин и Александр Симонов), актеры подобраны великолепные. Сергей Колтаков, Инга Оболдина, Карен Бадалов: все они создают предельно реалистичные и

убедительные психологически образы музыкантов – солистов хора. Владас Багдонас запомнился мне еще с маленькой эпизодической роли в фильме Алексея Учителя “Край”. Этот мощный актер Литовского драматического театра здесь на первом плане, в заглавной роли. И сам он, как дирижер Петров по роли,  держит на себе одном всю партитуру фильма. Как почти четверть хронометража картины держит внутри себя тайну, что незадолго до гастролей в Израиле, получил оттуда факс с известием о самоубийстве своего блудного сына. Собственно, никто, кроме администратора оркестра, об этой личной трагедии дирижера не узнает до самого финала.

Этот сильный человек, руководящий большим симфоническим оркестром и хором, в данном случае, буквально РУКОВОДЯЩИЙ (дирижирующий) - предельно и демонстративно одинок и недоступен. Члены коллектива его откровенно недолюбливают, но опасаясь за свою карьеру, вынуждены подлаживаться под его крутой характер. Всегда замкнутый в себе дирижер, единственный раз искренне исповедуется перед подругой своего погибшего сына, при этом прекрасно осознавая, что та не понимает ни слова по-русски. Заблудший отец, оплакивает своего блудного сына, а в то же время другой отец-палестинец, готовит к смертному подвигу своего сына, террориста – шахида. Днем в Иерусалиме состоится концерт русского оркестра и хора под управлением дирижера Петрова, и в то же время на базаре, где русская туристка – паломница (Дарья Мороз), будет искать своих потерявшихся в толпе детей, прогремит взрыв. 

Этот недлинный фильм - всего полтора часа,  производит очень сильное впечатление. Сам же Лунгин заявляет без обиняков, что его последняя картина - вещь предельно простая, сугубо интимная, поэтому он не собирается выставлять его на международные фестивали. Это не кокетство, хотя тема и ее воплощение прямо таки напрашиваются на интернациональный показ, прокат и обсуждение. Тема веры и верности, толерантности и нетерпимости, любви и измены, жизни и смерти. Фильм Павла Лунгина – снова тот самый случай, когда авторское кино вполне может быть воспринято самой широкой аудиторией. И, разумеется, гарантией успеха служит замечательная музыка, редчайший случай оркестровой духовной музыки в практике ортодоксальной церкви.

 

“Страсти по Матфею” - оратория митрополита Иллариона (Алфеева) - епископа Венского и Австрийского, который ныне является  богословом и православным дипломатом. Павел Лунгин познакомился с ним во время работы над фильмом “Остров”. Если в этом  фильме и в последующем “Царе”, обрядовая сторона религии занимала немалое место, то в “Дирижере” христианская тема переведена в сферу искусства. Оратория, которую должен исполнить оркестр и хор на концерте в Иерусалиме “Страсти по Матфею” вторая попытка положить евангельский текст на музыку после Иоганна Себастьяна Баха.

@ Wed, 16 May 2012 13:19:24 +0400

Комментарии к рецензии (2)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 19 May 2012 16:46:16 +0400

Блудный сын ... Здесь вина отца. Одно слово - дирижер.
А тем народам, отцы которых воспитывают террористов-смертников, скажу только одно: бомбы у них будут взрываться в каждом дворе.

komarova007
  • Зритель
  • Sun, 07 Oct 2012 05:55:05 +0400

Мне показалось, что в факсе, полученном дирижером, не было сказано про самоубийство, а только про проблемы с сыном... хотя надо пересмотреть.

какой кусочек картинки увидела я:
Мы говорим, Христос умер за каждого человека - но это как-то проходит мимо сознания.
А когда из-за тебя погибает конкретный человек (сын из-за отказа отца в деньгах, паломница из-за просьбы солистки не приходить на концерт)- это боль очень ощутимая. Вот тогда понимаешь, что значат слова "из-за тебя умер Христос."
если бы все не проходило в Иерусалиме, в святых местах, эта мысль не была бы столь ярко явлена.

Самая запомнившаяся фраза: "у меня жена верующая - поневоле становишься атеистом"... такая правдивая мысль redface

Добавить комментарий