В неком Городе произошла авария на атомной станции. Тревога пока не объявлена, люди проживают выходной, весна.
Часто про "В субботу" говорят, что это фильм о Чернобыле в первый день после аварии на АЭС и что исторически не все в нем достоверно. Но в фильме даже ни разу не упоминается название пострадавшего города, о времени можно только догадываться. Возможно, у авторов были совершенно другие задачи, - показать как бы прожил сутки человек, знающий, что Город, все его жители обречены на смерть, на тяжелые болезни, что
выбраться невозможно, да и бесполезно, потому что каждый уже облучен (при поцелуе: «У тебя что, батарейка во рту? Вкус такой противный»)?
Главный герой - молодой партийный инструктор - обо всем этом знает, но обязан молчать, и не только потому, что ему не позволено «разглашать информацию», но и потому, что ничего нельзя исправить.
Да и к чему нагромождать подробности аварии, если за первые 10 минут уже создана безнадежная картина — прямым текстом с экрана сказано — «жить, дышать нельзя», реактор взорвался, уровень радиации слишком высокий, даже измерить невозможно — ломаются приборы.
Но люди еще ничего не знают. Город проживает душный, густой, как марево, выходной день.Тревогу не объявляли.
А надо ли ее обявлять, ведь вечером на набережной толпа, покуривая, любуется пожаром на АЭС. А ведь практически все мужчины в городе работают на этой АЭС!!! Они должны, если не понять, то хотя бы задуматься о том, что происходит.
Так и пьяный жених, гуляющий свадьбу в местном ресторане, - друг главного героя и заслуженный работник атомной станции - беззаботно слушает о пожаре, о выбросах, - но, отвечает - ничего, "красненького пей побольше, стронций вымоет" - а потом вдруг осознает страшное: и с отчаянием целует свою невесту - и ее огромный беременный живот.
Фильм снят "бегущей камерой" - когда оператор словно движется, бежит, падает вместе в героями. Этим нагнетается ощущение тревоги и загнанности.
Весь фильм измученный герой мечется, спотыкается, но не может сдвинуться ни на шаг. Он не может сбежать из зараженной зоны один — один успел бы, и красное вино припасено — «стронций запить», но один — не может, и последний товарняк проезжает мимо.
Иногда фильм напоминает тяжелый сон, — все мешает выбраться: пьяная свадьба, сломанный каблук подруги - и покупка дефицитных туфель, потеря паспорта, то нужны деньги, то бывшие друзья заставляют играть на ресторанной эстраде вместо напившегося барабанщика, потом полночи нужно ждать, пока этот пьяный всклокоченный - никому не знакомый и не нужный - дурак проснется — нельзя же бежать без него… И конца всему этому нет.
Приметы советского отношения к ближнему — это только «рама» для сюжета, фильм не опускается до уровня антисоветской агитки, но и сбросить со счетов это не может — было бы неправдоподобно. Тяжело видеть, как, например, главного героя, партийного инструктора, в машину к начальству не сажают — и он за машиной бежит, как собачонка. Тяжело услышать первую реакцию молоденькой девушки на известие об аварии: «Теперь же у нас поезда останавливаться не будут и все оцепят!» — о помощи и спасении, о надежде на человеческое отношение ничего ей сперва на ум не идет.
Это хороший, умный фильм, отлично снятый, отлично сыгранный актерами.
"В субботу" выходит за рамки описания катастрофы, это фильм-переживание огромной беды.
За сутки главный герой проживет целую жизнь, наутро он проснется в лодке, плывущей по реке мимо разрушенного реактора ("друзья", избив, все-таки возьмут его с собой, чтобы сбежать вместе - видение это или правда? - по реке мимо реактора, говорили ему, единственный путь к побегу), он будет грозить этой смертоносной горе, не находя слов от беспомощности и отчаяния.
@ Thu, 14 Jun 2012 21:32:32 +0400
Предупреждайте о спойлерах Я вот, не смотрел, а теперь уже и не интересно.
Написано сумбурно, не чувтвуется стержня. Мысль хаотично перескакиевает с одного на другое, абзацы обрывочны и плохо связаны друг с другом. Оценку рецензия не отражает. По описанию я не увидел, за что фильму 10/10.
Оценку не ставлю, делая скидку на неопытность автора.
Судя по рецензии, суть фильма – раздолбайство и мирный атом. Однако раздолбайство в жизни и раздолбайство в атомной энергетике – вещи дорстаточно опасные и непредсказуемые. Но то, что режиссер фильма вкупе с рецензентом поймали в фокус этот неотъемлемый атрибут нашей действительности не говорит потенциальному зрителю – стоит смотреть фильм или нет.
Хотя лично меня Вы заинтересовали фильмом. Может на досуге и просмотрю, как выглядит раздолбайство в этом конкретном фильме. Посему « + »
р.с. да, знаю я про секретность всякую и кто на самом деле платит за нее
Судя по рецензии, суть фильма – раздолбайство и мирный атом. Однако раздолбайство в жизни и раздолбайство в атомной энергетике – вещи дорстаточно опасные и непредсказуемые. Но то, что режиссер фильма вкупе с рецензентом поймали в фокус этот неотъемлемый атрибут нашей действительности не говорит потенциальному зрителю – стоит смотреть фильм или нет.
Хотя лично меня Вы заинтересовали фильмом. Может на досуге и просмотрю, как выглядит раздолбайство в этом конкретном фильме. Посему « + »
р.с. да, знаю я про секретность всякую и кто на самом деле платит за нее
спасибо, я постараюсь писать почетче и поподробнее.
фильм стОящий.
а вот про секретность не поняла))
Предупреждайте о спойлерах Я вот, не смотрел, а теперь уже и не интересно.
Написано сумбурно, не чувтвуется стержня. Мысль хаотично перескакиевает с одного на другое, абзацы обрывочны и плохо связаны друг с другом. Оценку рецензия не отражает. По описанию я не увидел, за что фильму 10/10.
Оценку не ставлю, делая скидку на неопытность автора.
Сэкономили тебе время. По статистике больше разочарований после просмотра фильмов.
Сэкономили тебе время. По статистике больше разочарований после просмотра фильмов.
Тут настрой нужен на него, имхо (сам не видел). Меня больше интересуют свежие рецензенты
Тут настрой нужен на него, имхо (сам не видел). Меня больше интересуют свежие рецензенты
Свежее мясо.