Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
5/10

Тектонический сдвиг пластов русской истории

Рецензия на фильм «Пётр Великий»

14731 thumb

С удовольствием и с большим интересом просмотрел я не так давно большой сериал по истории России ХVII века, который называется «Раскол». 2011 год. Режиссер Николай Досталь. Посмотрел - и написал о нем рецензию. Захотелось продолжить путешествие по нашей истории далее, тем более что в последних сериях «Раскола» уже появляется мальчик - 14-й ребенок царя Алексея Михайловича Романова. Странное ведь было дело – потомство плодовитого «Тишайшего» самодержца имело некую особенность. Девочки рождались как на

подбор, «как наливные яблочки», а вот сыновья: Дмитрий, Алексей, Федор, Симеон, Иван получались уж больно болезненными, слабосильными или даже полоумными. И век их был совсем недолог. Но вот последний сын, от молодой второй жены Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной - шустрый мальчик Петруша  Романов уже и в «Расколе» демонстрирует свои незаурядные способности. А в недалеком будущем он много чего сумеет сотворить!

 

Телевизионный фильм «Петр Великий» производства США выпуска 1986 года в свое время я как-то урывками смотрел, в те времена еще на черно-белом телевизоре. Поэтому теперь настроился посмотреть и этот кинороман целиком. И, надо вам сказать, не пожалел об этом. Отзывы наших «кинокопильщиков»  в основном скептические. Мол, куда буржуинам, америкосам соваться в нашу историю. Сами, мол, с усами! Однако я всегда внимательно читаю исходные данные об авторах картины, об актерах, занятых в этом фильме, об операторе, композиторе и т.д. И должен признаться, что интернациональный коллектив собрался – как на подбор!

 

Среди артистов американцев  я обнаружил немного. Звезда экрана 50-х Мэл Феррер в совсем крошечной роли прусского короля Фридриха.  Можно считать американцем египтянина Омара Шарифа – князь Ромодановский. Француженка Лили Пальмер в роли матери Петра - царицы Натальи Нарышкиной. Немцы: Хельмут Грим – Александр Меншиков, Ханна Шигула - Екатерина Скавронская. Элке Зоммер – прусская королева Шарлотта. Кристоф Айхорн – король Швеции Карл ХII. Отличная актерская команда из Великобритании:  Ванесса Рэдгрейв  – царевна Софья, Джереми Кемп - полковник Патрик Гордон, сэр Лоуренс Оливье в роли английского короля Вильгельма III Оранского, а в роли сэра Исаака Ньютона – Тревор Хоуард.  Валлиец Мик Гвилим – глава тайного приказа Шафиров (Шапиро). Швейцарка Урсула Андрес играет международную авантюристку шпионку Аталию

.  

Советские артисты (первый проект международного сотрудничества СССР-США): Борис Щербаков – полковник Нечаев, Роман Филиппов – Данила Меншиков, Наталья Андрейченко – первая жена Петра – Евдокия Лопухина. Борис Плотников – царевич Алексей, Всеволод Ларионов – князь Сухоруков. Само собой, обильная массовка – москвичи, жители Суздаля и Бухары. Само собой, солдаты Советской Армии составляют и потешное войско, и стрелецкие полки и разыгрывают баталии  с турками и шведами. Широко задействован специальный кавалерийский полк, приписанный к «Мосфильму».

 

Ну а кто там русский царь – самодержец, солдат, мореплаватель и плотник? Его играют два актера. Молодого царя московского в первой половине фильма играет немец  Ян Никлас, а императора Всероссийского – полуавстриец-полушвейцарец  Максимилиан Шелл.  Так что этот кинопроект, созданный в первые годы «перестройки», как бы символизировал возвращение огромной коммунистической империи в лоно европейской цивилизации. Режиссеры Марвин Чомски и Лоуренс Шиллер - крепкие профессионалы. В основе – роман Роберта Мэсси. Оператор Витторио Стораро – признанный корифей кино большого стиля. Весьма солидный рейтинг на сайте IMDB – 8,0. Словом, будет на что посмотреть!

 

Снят фильм с размахом и, можно даже сказать – богато! Построено большое количество архитектурных декораций. Костюмы и реквизит подобраны великолепно. На  картине сотрудничали и русские продюсеры и  художники. Пейзажи доподлинно российские, как, впрочем, и доподлинно европейские. Смотрится фильм  с интересом и чувствуется уважение авторов и исполнителей к судьбам своих героев и попытка понять и объяснить тот невероятный исторический, тектонический сдвиг русской истории на рубеже XVII и XVIII-х веков. Я благодушно настроился смотреть это кино, как-то даже  отключив в памяти  примеры прежних отечественных экранизаций, романы, труды историков.  Первые 4 серии, ровно половину хронометража особого дискомфорта не возникало.

 

Ну да, пусть несколько упрощенно трактовалось поведение стрелецкого войска.  Зато ослепительная Ванесса Рэдгрейв так хороша в роли старшей сестры – правительницы Софьи. Пусть из немецкой слободы и из самой картины выпал лучший друг и наставник Петров – Франц Лефорт. Ведь именно в его честь будет затем переименована слобода Кукуй на Яузе. Да и Якоба Брюса не хватает. Зато вполне себе убедительный шотландский воин-наемник Патрик Гордон и гостеприимное семейство трактирщика Монса. Сойдет и то, что во время эффектной экспедиции к устью Дона со штурмом турецкой крепости Азов, за стенами ее внезапно возникает столь далекая от Азовского моря  … Бухара! Насчет мальчика в военном походе – не помню. Хотя да,  было Алеше тогда 6 лет. Да и Марта (Екатерина) Скавронская – будущая императрица Екатерина I  появится в жизни Петра несколько позже, в 1703 году, как трофей в ходе Северной войны со шведами.

 

Первые четыре серии, в общем-то, следуют ходу исторической хронологии. Но внезапно в пятой серии происходит неожиданный временнОй скачок, какой-то временнОй сдвиг, и все герои внезапно предстают значительно повзрослевшими, и просто постаревшими. Что случилось? Обаятельный, веселый, порывистый и темпераментный Ян Никлас, вызывавший симпатию и доверие к персоне молодого князя, а затем и царя, вдруг передает эстафету маститому Максимилиану Шеллу.  Физическое сходство двух артистов поразительное! Но, у меня, как и у тогдашних московитов, возникает подозрение, что царя подменили. Да-да, в реальной истории эта гипотеза возникла после возвращения Петра из «Великого посольства».  А оно – поездка по странам Западной Европы - все никак не начинается и не начинается…

 

Я ничего не имею против замечательного артиста и очень красивого мужчины Максимилиана Шелла. Он – суперстар, и в этом созвездии мог бы просиять ярче, если бы фильм касался только заключительного этапа жизни Петра Великого, где-то там последних пяти лет – 1720-25-го годов, допустим. Прямо-таки идеальный исполнитель для исторического портрета первого императора Всероссийского! Но, простите, для этого надо было бы писать другую историю, где не было бы стрелецких бунтов, ни царевны Софьи, ни Евдокии Лопухиной, ни Великого посольства, ни долгой Северной войны, ни трагической судьбы его сына Алексея. Я уверен, что и в данном случае Ян Никлас вполне мог бы сам вытянуть образ Петра в процессе его развития. Способный ведь парень!

 

Так что, по-моему, авторы фильма несколько поторопились с заменой.  Неужели только ради того, что бы впустить в кадр Макса Шелла, надо было команде художников и гримеров поработать над возрастным гримом для всех участников сериала. Ведь знаменитое участие в русском «Великом посольстве» в Европу совершил еще достаточно юный Петр Алексеевич, оставив Русь на целых полтора года под управление князя Ромодановского и Шафирова. Было это в 1697 -98-м годах, когда царю было еще только 25 лет. Именно молодая энергия, азарт, любознательность и подвигла на небывалое приключение российского государя и его соратников. Курляндия, Пруссия, Голландия, Англия, Австрия – этапы большого пути.

 

Здесь же мы видим Петра, которому лет сильно за сорок на вид. Он постоянно хмур, даже мрачен. За 4 последние серии редко мы увидим улыбку на его лице. Его сильно заботят проблемы с наследником.  Его сын, Алексей как-то тоже внезапно вырос. Еще год назад, в 1696 году он был мальчиком, которому отец нарисовал сажей под носом черные фамильные усы. А теперь – в 1697-м ему уже лет 20 на вид.  У царевича (Б. Плотникова) уже собственные усы и бородка пробиваются. Да уж, характером он пошел в мать, в навязанную и нелюбимую официальную супругу – Евдокию (Н. Андрейченко). Сын отказывается сопровождать отца в поездке по странам Европы.  Поддается влиянию оппозиционно настроенных бояр и попов.

 

На самом деле царь оставил мальчика в Москве, когда тому было около 7 лет. Так что зрителям и мне предстояло долго привыкать к новому облику царя и его окружения, и от этого ощущения в душе шевелился червячок недоверия. Ведь яркая биография Петра Великого сама по себе настолько драматический и захватывающий сценарий, что не нуждается ни в каких беллетристических подпорках для оживляжа. Тем не менее, я попытался успокоиться и продолжал теперь с интересом наблюдать – как же создатели этого фильма выкрутятся из неудачного эксперимента с заменой главного исполнителя?

 

Итак, все-таки, выезд за рубеж состоялся. Вот эти русские медведи неловко танцуют на балах в Германии. Вот - на верфях Ост-Индской компании в Амстердаме, засучив рукава, строят фрегат «Петр и Павел». Вот - по другую сторону Ла Манша Петр удивляется особенностям европейского парламентаризма, обедает с королем Вильгельмом и беседует о природе солнечного света с престарелым ученым Исааком Ньютоном. Вот отбирает и покупает картины западных живописцев.  Вот в столице австрийской империи, Вене, Петр получает известие о восстании стрельцов в Москве и вынужден мчаться на родину, железной рукой наводить порядок. В реальности пребывание вне родины продолжалось полтора года. В фильме - все это как-то бегло и кратко. На самом деле с восставшими стрельцами справился и без Петра генерал Патрик Гордон, который с посольством не ездил. Сражение регулярных войск со стрельцами произошло не в Москве, а под Новым-Иерусалимом (г. Истра). Царь вернулся и устроил жестокие показательные казни.

 

 Хотелось бы внести некоторые уточнения. Волнения стрельцов произошли в Москве  в летние месяцы 1698 года. Массовые казни проводились с 22 по 28 июля. Петр вернулся в Москву 25 августа и продолжил самолично расправляться с арестованными бунтовщиками. Вспомним картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». А на экране мы видим зимнюю натуру. Понятное дело: для иностранцев жестокость русских порядков неотделима от суровости русского климата. К тому же это так эффектно можно снять! Графика силуэтов виселиц на фоне белого снега и белых соборов. Пар изо рта, босые ступни на снегу, и кровь, стекающая с плахи все на тот же белый снег…

 

Покончено со стрельцами, посажена на короткую цепь православная церковь, Софья заточена в Новодевичий монастырь, отправлена в Суздаль, в Спасо-Ефимьевский монастырь ненавистная жена Евдокия - пора приниматься за государственные реформы, прорубать окно в Европу, уздой железной поднимать Россию на дыбы! Пора начинать войну со шведами за Прибалтику, Ингерманландию и Карелию. А непокорный сынок Алеша и тут вставляет палки в колеса. Прямо-таки участвует в заговоре, доносит до шведов стратегические замыслы Петра насчет наступления на крепость Нарву. Государственный изменник! В результате – полная «конфузия», и генерал Гордон убит в этом бою. Ну, совсем не то и не так!

 

Этот замечательный шотландец, состоящий на русской службе, создатель русской регулярной армии и флота (вывернутый флаг его родной Шотландии – Андреевский крест, стал знаменем российского военного флота), скончался  в силу возраста и многих боевых ран и болезней 19 ноября 1699 года в своем доме в Москве,  и сам Петр закрыл ему глаза и поцеловал в лоб. «Величаемый часто от Государя «батюшкой», почитаемый боярами,  чествуемый думными, любезный благородным, любимый простым народом, Гордон пользовался таким всеобщим уважением, что едва ли иноземец мог рассчитывать на подобный успех у москвитян». Кстати, в близком родстве с Гордоном состояли Лермонты, предки нашего великого поэта. Патрик Гордон умер за год  до начала Великой Северной войны, которая продлится ровно 21 год. Но куда там – до окончания фильма остается всего-то полторы серии!

 

Тот злополучной бой под Нарвой случится ровно через год после смерти Гордона – 20 ноября 1700-го года. Неудача не обескуражила Петра. Он вступил в союз с королем Саксонии и Польши – Августом. В ответ на это шведы вторгаются в Польшу. Об этом в кино ни слова. Уже в 1702 году на Ладоге русские овладели крепостью Орешек. Петр переименовал ее в Шлиссельбург (Ключ-город). По реке Неве спустились до ее устья, и в 1703 году на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость и собор, а на взморье, на острове Котлин – военно-морская база Кронштадт.  Начало нового столетия. Начало нового города. Казалось бы – замечательный сюжет для исторического кино! Однако о городе Санкт-Петербург упоминается пару раз мельком, а действие фильма продолжает тягуче разворачиваться под тяжелыми сводами кремлевских палат и храмов.

 

На самом деле Петр после 1700 года крайне редко бывал в древней столице, да и попросту Москву он терпеть не мог. На всю жизнь был потрясен ужасом, пережитым в детстве. Первую четверть XVIII века самодержец проводит в военных походах и обустройстве новой столицы на северо-западе. Вовсю строился новый город на Неве, царь руководил постройкой кораблей, да и сын тогда уже был давно оторван от материнской опеки и от поповского воспитания. Он сопровождал отца в поездках в Архангельск, Смоленск и Новгород. Жил в Петербурге под присмотром Меншикова. Учился языкам, несколько раз подолгу бывал за границей.

 

Русская армия постепенно завоевывала восточную Балтику. Рига, Выборг, Ревель, Гельсингфорс становятся русскими портами. Шведский флот был разгромлен в морском бою при Гангуте. Шведы же, одержав победу над Польшей, проникают в Белоруссию и Украину.  Крупнейшая победа русской армии состоялась летом 1709 года под Полтавой. Сама баталия поставлена очень даже неплохо, хотя ландшафт почему то, похоже, веснний. Раненный шведский король, вместе с изменником гетманом Мазепой бежит на юг во владения турецкого султана. Теперь Петру приходится снова вступать в военные столкновения с турками. Так что за всеми этими важными государственными делами отец и не заметил, что сынок совсем отбился от рук.

 

Царевича  женили на Софии-Шарлотте, принцессе Брауншвейгской. В 1714 году Петр I стал дедом. Первой родилась внучка Наталья, через год появился мальчик. Внука назвали Петром Алексеевичем. Будущий император Петр II. Только вот осиротел младенец сразу же после появления на свет. Шарлотта умерла при родах. Из России Алексей вместе с любовницей Ефросиньей бежал в 1716 году. Прибыв инкогнито в Вену, царевич попросил убежища у кайзера Карла. Ему предоставили замок Эренберг в Тироле. Царский посланник граф Петр Толстой, через своих агентов, обнаружил убежище и передал царевичу письмо от отца. «Буде же побоишься меня, то я тебя обнадеживаю и обещаюсь Богом и судом его, что никакого наказания тебе не будет, но лучшую любовь покажу тебе, ежели воли моей послушаешься и возвратишься. Буде же сего не учинишь, то яко государь твой, за изменника объявляю и не оставлю всех способов тебе, яко изменнику и ругателю отцову, учинить». Но беглецы не вняли уговорам и тайно перебрались в австрийские владения в Италии. Алексей пошел даже на то, что запросил помощи от шведов. Но в Неаполе царские агенты их выследят и вынудят вернуться на родину и предстать перед отцом.

 

На всем памятной картине Николая Ге мы видим, как Петр допрашивает непокорного сына. Время действия июнь 1718 года, место действия – пригородная усадьба Петергоф. Пол в кабинете на голландский манер в крупную клетку. Оба - и сын, и отец - в европейских костюмах. Почему бы не использовать этот исторический интерьер? Так нет, все те же расписные тяжелые своды, какие-то долгополые одежды. Да, это исторический факт: царевич Алексей подвергался пыткам, выдал многих сообщников, которые были арестованы и казнены. 24 июня 1718 года был осужден  к смертной казни и умер 7 июля в каземате Петропавловской крепости при невыясненных обстоятельствах. Было ему на тот момент 28 лет. Жуткая история, шекспировский сюжет! Ровно два столетия спустя, в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге, будет убит другой царевич Алексей Романов.

 

Заканчивая эти разочарованные заметки о сериале «Петр Великий», заглянул я еще раз в краткое описание на сайте КК - «В блеске петербургских дворцов, в поту, крови и слезах русского народа, - во всем своем драматизме и величии свершений возникает на экране эпоха Петра (1672-1725)». Нет, не увидим мы блеска петербургских дворцов, ни фрегатов на Неве, ни даже шпиля Петропавловского собора и всего прочего! Приходится признать, что с постановкой исторического сериала все-таки произошла полнейшая «конфузия»! Неужели авторы не могли проконсультироваться с советскими историками? Очень досадная неудача, ведь такая замечательная команда собралась, так неплохо все начиналось.  Я подозреваю, что основная вина лежит на авторе сценария и авторе романа.

 

А многие актерские работы местами хороши и просто блестящи! Обаятельнейший пройдоха Алексашка Меншиков – Хельмут Грим, который запомнился мне еще в «Кабаре» и в фильмах Лукино Висконти. О Ванессе Рэдгрейв  я уже сказал. Добавлю, что ей еще раз предстоит сниматься в историческом кино из российской жизни, и сыграет она на этот раз дочь Петра – императрицу Елизавету в сериале «Молодая Екатерина». Замечательная актерская работа Бориса Плотникова в роли несчастного Алексея. Очень хорош  Джереми Кемп в роли Патрика Гордона. В коротких ярких эпизодах блеснул Кристоф Айхорн – Карл ХII. К Яну Никласу у меня никаких претензий. А мрачный красавец и ловелас – Максимилиан Шелл - во время съемок закрутил роман со своей кино-супругой по роли и, хотя на экране демонстрировал в ее отношении явную неприязнь, на самом деле сделал ей официальное предложение. Этим вопросом даже заинтересовались на Лубянке. Время-то было какое?  Перестройка еще не была объявлена! Однако Шелл добился своего и надолго увез русскую красавицу Наташу, нашу Мэри Поппинс, на Запад. В те целомудренные времена советские масс-медиа на этот счет особо не распространялись.

@ Sun, 22 Jul 2012 09:31:25 +0400

Комментарии к рецензии (15)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sun, 22 Jul 2012 10:17:21 +0400

Bravissimo !!! punk

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sun, 22 Jul 2012 12:04:35 +0400
TEKTONIC писал:

Bravissimo !!! punk

Mille grazie smile
Кстати, добавлю еще один забавный анекдот - этакую остроумную актерскую "хохму".
Борис Плотников - царевич Алексей на допросе выдает имена сообщников по заговору против царя.
"Александр Кикин, Иван Афанасьев, Всеволод... Ларионов". Первые два - подлинные исторические персонажи. А последний - Всеволод Ларионов - советский актер, игравший князя Сухорукова.
Такая вот "страшная месть"- иноземным фальсификаторам российской истории!

Dtraum
  • Кинокритик
  • Sun, 22 Jul 2012 18:25:04 +0400

Аффтар, а не много ли букф?
А если вырезать 2/3 то рецензия потеряется?
Во-первых, не стоит пересказывать сериал посерийно. Во-вторых, с русской историей все более или менее знакомы.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sun, 22 Jul 2012 19:39:00 +0400
álom писал:

Аффтар, а не много ли букф?
А если вырезать 2/3 то рецензия потеряется?
Во-первых, не стоит пересказывать сериал посерийно. Во-вторых, с русской историей все более или менее знакомы.

Ну не все же обсуждать и смаковать без конца прелести кровососов!(отмахиваясь от комара)
Надо и о просвещении кому-то похлопотать.
А сериал на то и сериал, что он в 4-5 раз длиннее любого кинофильма, вот и рецензии соответственно.

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Sun, 22 Jul 2012 22:22:26 +0400
Bars2009 писал:

Ну не все же обсуждать и смаковать без конца прелести кровососов!(отмахиваясь от комара)
Надо и о просвещении кому-то похлопотать.
А сериал на то и сериал, что он в 4-5 раз длиннее любого кинофильма, вот и рецензии соответственно.

Мне показалось, или камни летят отсюда? confused

Dtraum
  • Кинокритик
  • Mon, 23 Jul 2012 01:28:25 +0400
ahahala писал:

Мне показалось, или камни летят отсюда? confused

Вот камня просвистела и... ага!

A0903
  • Р.Модератор
  • Mon, 23 Jul 2012 14:59:34 +0400

А Вы уверены, что сей славный муж был сыном своего отца в прямом смысле этого слова? Я вот как то не очень верю))))

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Mon, 23 Jul 2012 16:18:39 +0400
Syrdon писал:

А Вы уверены, что сей славный муж был сыном своего отца в прямом смысле этого слова? Я вот как то не очень верю))))

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Трое из его сыновей впоследствии царствовали. Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.
Первая жена царя - Мария Ильинична, урожденная Милославская родила 13 детей и роды последней дочери, Евдокии и явилось причиной смерти и матери и младенца в 1669 году.
Через полтора года царь женился во второй раз на Наталье Кирилловне, урожденной Нарышкиной и Петр Алексеевич, родившийся в 1672 году стал их первенцем. позднее у Петра появились еще две сестрицы - Наталья и Феодора. Многодетный отец скончался в 1676 году в возрасте 47 лет, после чего и заварилась вся эта историческая каша.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 23 Jul 2012 17:50:11 +0400
Bars2009 писал:

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Трое из его сыновей впоследствии царствовали. Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.
Первая жена царя - Мария Ильинична, урожденная Милославская родила 13 детей и роды последней дочери, Евдокии и явилось причиной смерти и матери и младенца в 1669 году.
Через полтора года царь женился во второй раз на Наталье Кирилловне, урожденной Нарышкиной и Петр Алексеевич, родившийся в 1672 году стал их первенцем. позднее у Петра появились еще две сестрицы - Наталья и Феодора. Многодетный отец скончался в 1676 году в возрасте 47 лет, после чего и заварилась вся эта историческая каша.

Небось скончался на "поле брани", тоесть в постели. Эко детей настругал, что табуретки делал. Хотя до Чингисхана ему ой как далеко.

dreamer_12
  • Новичок
  • Mon, 23 Jul 2012 21:53:23 +0400
álom писал:

Аффтар, а не много ли букф?
А если вырезать 2/3 то рецензия потеряется?
Во-первых, не стоит пересказывать сериал посерийно. Во-вторых, с русской историей все более или менее знакомы.

С другой стороны, прочитав кто-то рецензию может не пожалеть об этом, и не придётся ему расходовать трафик и тратить время на просмотр.

Добавить комментарий