Никогда бы не подумал, что меня понудит на написание рецензий в Кинокопилку не художественный фильм и не фильм документальный, а показанное неделю назад по телевизору грандиозное и весьма продолжительное шоу – Церемония открытия ХХХ Олимпийских игр в столице Великобритании. Подсчитали даже, что эту трансляцию одновременно смотрело 4 миллиарда человек! Откровенно говоря, я впервые включил в полночь 27 июля телевизор с того самого дня, как месяц тому назад испанская «Фурия роха» раскатала итальянскую «Скуадру
адззуру» со счетом 4:0. Футбол, как всем известно, изобрели в Англии.
Британия - родина многих популярных во всем мире видов спорта и командных игр. Издревле шотландские овцеводы коротали время, загоняя палками круглые камушки в ямки – так родился гольф. Крикет, кегли, рэгби, академическая гребля, теннис, бокс – все это изобретения британцев. Пожалуй, ни одна страна в мире не подарила столько разнообразных, полезных и радующих глаз зрителей состязаний как Британия. Поэтому логично, что Лондон уже в третий раз становится столицей Олимпийских игр. Вот и сейчас пошла вторая олимпийская неделя. Все идет нормально. Летают взад-вперед мячи на волейбольных площадках, на теннисных кортах. Велосипедисты крутят свои педали на дорожках Сент-Джеймского парка. Голубеют воды олимпийских бассейнов, скачут кони, летают ядра, копья и диски. На улицах почти не заметно полиции и цепей солдат внутренних войск, как это, я помню, было в 80-м в Москве. Все это приятно смотреть и болеть не только за наших. Но больше всего меня потрясла и порадовала организация и исполнение торжественной церемонии открытия в ночь с 27 на 28 августа 2012 года. Спасибо, что Кинокопилка выложила эту трансляцию на сайт, и можно много раз пересматривать этот шедевр организации массового действа. Восхищаться монтажом кинематографическим и телевизионным.
Сценаристом и режиссером этого яркого массового спектакля является кинематографист – Дэнни Бойл. Теперь, задним числом, вспоминая его прежние работы, можно вспомнить особенности режиссерского почерка этого выдающегося мастера кино. Мастера, способного организовывать грандиозные массовки, как в «Миллионере из трущоб», и в тоже время снимать полнометражные картины, где в центре сюжета всего один персонаж – «127 часов». Режиссеру удалось соединить в своем спектакле, казалось бы, невероятное – патриотический пафос с юмором и с иронией над штампами всех прежних олимпиад с их затяжными и порой скучными мозаиками, где участники превращались в безликие пиксели, рисующие собой красочные панно на поле и на трибунах. Так обычно выглядят массовые мероприятия в авторитарных или в тоталитарных государствах, чьи правители со вкусом произносили и произносят унизительное слово – массы. Это словечко часто употребляли Ленин, Сталин, Муссолини, Гитлер, Мао-Цзедун, Хо-Ши-Мин, Ким-Ир-Сен и его наследники, Пол Пот, Хрущев, Брежнев и им подобные. Массы – радостно «демонстрировали» вождям по команде свою любовь и преданность.
Здесь же десятки тысяч волонтеров именно что не безлики. Это свободные и гордые граждане великой страны, которые могут, если захотят, подчиниться команде режиссера, но при этом каждый играет с душой и не теряет своей индивидуальности. Граждане, знающие и любящие свою историю, свою культуру, литературу, музыку и кино. Прошлое Британии показано с ностальгической грустью. Сельскохозяйственная страна, основой благосостояния которой издревле была шерсть, которую экспортировали на материк, превращалась в могущественную индустриальную державу с середины ХIХ века. Паровые машины, железные дороги, металлургия, добыча каменного угля. Вот и в России деловитый британец Джон Юз заложил первые в Донецком бассейне шахты и доменные печи. Юзовка, Сталино, Донецк – к сожалению, имени основателя города на географических картах не сохранилось. Энергичные бизнесмены, казалось бы, навсегда разворошили, закоптили и изуродовали зеленую страну. Ничего подобного – несколько лет назад, пролетая над Англией на самолете, я не видел пустырей, страна поражает ухоженностью каждого клочка земли. Ну, а о любви британцев к садоводству всякий знает!
Продуманный до мельчайших деталей сценарий был отыгран с блеском, который не заслонили, а подчеркнули сполохи впечатляющих фейерверков в финале. Нам был представлен великолепный портрет великой страны, которая сама по себе состоит из четырех самостоятельных частей – Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Портрет страны в ее историческом развитии, с поразительно сделанными технически декорациями. Портрет страны, устремленной в будущее – ведь чуть ли не третья часть активных участников спектакля - это дети – будущее Британии. Поражает именно кинематографический монтаж эпизодов. Микроскопические сюжеты внутри грандиозной панорамы. Участие знаменитых британских актеров Кеннета Брана, Роуэна Аткинсона (м-р Бин) и Дэниэла Крейга в образе Джеймса Бонда, выдающихся британских спортсменов Дэвида Бекхема и Себастьяна Коу, великих музыкантов Майка Олфилда и Пола МакКартни, писательницы Джоан Роулинг и создателя Интернета - Сэра Тимоти Бернерса-Ли, да и самой королевы Елизаветы II, которая с милой невозмутимостью позволила над собой весьма вольно подшутить.
«Гениальность Бойла состоит в том, что он сумел извлечь квинтэссенцию всего британского и уложить ее в трехчасовое шоу. Это было воспевание достижений небольшого острова и тех даров, которые Великобритания преподнесла миру в технологической, предпринимательской, культурной и спортивной сферах», – из газеты «Сан». «Можно только выразить единогласное восхищение мужеством Дэнни Бойла в его попытке изобразить дух Великобритании в этом ярком спектакле», - это из газеты «Таймс». А «Дейли телеграф» обращает внимание на коренное отличие церемонии в Лондоне от традиционной концепции подобных действ. «Что важнее всего, Бойл обладает такой твердостью духа, что смог проигнорировать все предыдущие олимпийские церемонии и сформулировать нечто совершенно иное в виде мероприятия, которое приводит в трепет без задействования огромных толп или милитаристских клише». Восторженными отзывами поделились в эфире и в прессе многие отечественные режиссеры и продюсеры.
Пожалуй, со времен «Триумфа воли» и «Олимпии» Ленни Рифеншталь не было столь великолепно поставленного и показанного на экране массового шоу. Сравнение не случайное, хотя содержание их полярно по смыслу и наполнению. Напрашиваются весьма скептические размышления насчет будущего сценария церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи через два года. Помнится, в канадском Ванкувере в 2010 году тоже весьма ярко и убедительно была представлено созидательное взаимодействие двух цивилизаций – аборигенной индейской и западной англо-французской. А как будет показана всему миру история освоения черноморского побережья Кавказа – большой вопрос. С середины позапрошлого XIX века, когда русский царь-освободитель Александр II уничтожил сотни тысяч местных жителей: адыгов, шапсугов и прочих черкесов. А еще больше депортировал, выдавил за пределы империи в Турцию, в Сирию и в Северную Африку. Другой Александр, по фамилии Ткачев – губернатор Краснодарского края - в последнее время тоже часто употребляет это слово – «выдавить» кавказцев с помощью казачьих дружин с «исконно» русской краснодарской земли. Как реалистично, достойно и красиво все это показать? До сего дня весь этот регион на границе с Грузией и Северокавказскими республиками России можно считать огромной горячей точкой, вернее - пятном. И как, например, объяснить тот факт, что немногочисленные в этом году олимпийские чемпионы от России имеют подозрительно кавказские фамилии? Ну-ну, поживем – увидим…
@ Wed, 08 Aug 2012 12:24:39 +0400
плюс
я плакала..музыкальное сопроводжение там было в одну волну !!!!!
не хватает, как бы - Восторженности!
и абзац о будущем России, как-то гнёт рецу к низу.(без него, никак не обойтись?)
а так + естественный
Вот уже не подумал бы, что на Олимпийские игры можно написать рецензию.
Оказывается можно! И такую, что я зачитался! Вот тебе и сюжет, вот тебе и талант режиссера, и атмосфера игр-праздника и музыка и люди, которые все это создали и поддерживают с одной стороны и соревнуются с другой. И все это органично связано с историей, с будущими играми в Сочи.
Еще один раз убедился в таланте нашего Киноакадемика Bars2009, спасибо ему большое, от меня несомненный +.
ПС С юбилеем, 140-ой рецензией вас, мэтр!
Оу, я и не заметил! С юбилеем, Барс!
Лично для меня олимпийские игры всегда были ужасно скучным зрелищем, но теперь посмотрю специально. Сравнение с "Триумфом воли" многообещающее.
Свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон посмотрели всего 2 миллиарда человек.
Вот уже не подумал бы, что на Олимпийские игры можно написать рецензию.
Оказывается можно! И такую, что я зачитался! Вот тебе и сюжет, вот тебе и талант режиссера, и атмосфера игр-праздника и музыка и люди, которые все это создали и поддерживают с одной стороны и соревнуются с другой. И все это органично связано с историей, с будущими играми в Сочи.
Еще один раз убедился в таланте нашего Киноакадемика Bars2009, спасибо ему большое, от меня несомненный +.
ПС С юбилеем, 140-ой рецензией вас, мэтр!
Спасибо за поздравления! Особенно приятно получать их от гг. модераторов!
Я и сам не ожидал, что это событие вдохновит меня на восторженный панегирик, но что случилось, то случилось.