Этот свежий, надеюсь, не последний фильм Стивена Спилберга снова погружает зрителей в военный кошмар. Снова Стивен Спилберг снял антивоенный фильм. Никто, я думаю, не станет спорить, что режиссер, поставивший «Спасти рядового Райана» и продюсер военных сериалов «Братья по оружию» и «Тихоокеанский фронт», на сегодняшний день лучший постановщик батальных сцен в кино. Если упомянутые произведения посвящены Второй мировой войне, будничным подвигам и лишениям американских военных десантников и морских пехотинцев,
то «Боевой конь» показывает англичан, немцев и французов в аду Первой мировой войны. Той войны, когда четвероногие благородные животные еще призывались на военную службу, и одна лошадиная сила каждого из них использовалась во все тяжкие. Но эта военная картина лишена присущих современному кинематографу жестоких подробностей. Ведь фильм предназначен для детей, для семейного просмотра.
Все-таки было бы полезно узнать, что «Боевой конь» вначале был популярнейшей в англоязычном мире книгой – автор англичанин Майкл Морпурго . Затем следует напомнить, что англоязычная литература как никакая другая, богата сюжетами, где «братья наши меньшие» выступают на главных ролях. Вспомните Джорджа Оруэлла, Эрнеста Сэтон-Томпсона, Джека Лондона, Редьярда Киплинга. Да и сам Джонотан Свифт посвятил отдельную часть из путешествий Гулливера в страну разумных лошадок – Гуингнмнов. К тому же в Британии, как нигде в мире, живуч культ лошади. Даже в живописи выделяется особый анималистический жанр – портреты знаменитых скаковых лошадей. Популярный роман «Боевой конь» затем стал радиопьесой, потом театральным спектаклем в Лондонском городском театре, а ныне он уже поставлен на Бродвее. Так что потенциальных зрителей у будущей картины уже было предостаточно. Фильм, как и книга, адресован, прежде всего, подросткам, а тем самым объясняется некоторая смягченность в показе социальных и семейных отношений и демонстрации ужасов войны. Так вот, за тридцать лет те, кто прочитал в отрочестве эту книгу, сами стали родителями и теперь приобщают уже своих детей к истории о прекрасном боевом скакуне.
Мое знакомство с этим фильмом было спровоцировано первой рецензией на «Боевого коня», написанной хлестко, остро и вызывающе. Всего две звезды уделил автор оценке этой картины. И заодно прошелся по множеству других фильмов Стивена Спилберга. Прошелся явно несправедливо. Мол, слезодавилово! Не скрою, и меня просмотр этого фильма заставил неоднократно промакивать платком подступающие слёзы. Все-таки с возрастом, знаете ли, становишься более сентиментальным. Спилберг остается, прежде всего, гуманистом, а в данном случае свое отношение к разным людям выражает через отношение людей к лошадиной судьбе. Ведь конь чувствует это человечное отношение к себе, он понимает это интуитивно, хотя люди вокруг могут говорить по-английски, по-французски или по-немецки. Ведь книга Морпурго написана от первого лица, от лица или, если вам угодно, морды жеребца Джоуи. Следует добавить, что «человеческие» роли тоже исполняли актеры трех национальностей – англичане, французы и немцы.
Вот конь вспоминает свое безмятежное детство, которое проходило среди каменистых холмов Девоншира. Полугодовалый жеребенок-стригунок впервые знакомится с мальчиком Альбертом (Джереми Ирвин), и так между ними постепенно возникает доверие и дружба. Еще необъезженного молодого коня покупает на сельской ярмарке задиристый, гордый и бедный фермер-арендатор Тед Наррокот, отец Альберта (Питер Муллан). Его жена Роуз (Эмили Уотсон) поначалу осуждает чудачество мужа. Виданное ли дело – на последние деньги приобрести породистого бегового коня в убогое крестьянское хозяйство! Однако, Джоуи и Альберт докажет им и всем жителям деревни, на что способны настоящие друзья. Гордый конь не погнушается ярмом и вместе с Альбертом вспашет кусок целины на каменистом склоне.
Даже если бы сюжет этого фильма ограничивался пасторальными сценами английской глубинки - и то был бы красивый и содержательный рассказ о фермерской семье, где ворчливая жена глубоко уважает своего хромого мужа, инвалида англо-бурской войны, ценит и любит трудолюбивого сына. Интересные истории могли быть развернуты с другими жителями деревни: владельцами богатого имения, отношения с соседями, с землевладельцем-мироедом Лайонзом (Дэвид Тьюллис), полевые работы, ярмарки и сельские праздники. Но на дворе 1914-й год, а это значит, что деревенских парней призовут в солдаты, а юные аристократы наденут офицерскую форму. Альберт, еще не достигший призывного возраста, передает Джоуи в добрые руки земляка, капитана Николса (Том Хиддлстон). Так начинается бурная одиссея боевого коня на военной службе, где ему придется за 4 года не раз менять своих хозяев.
Чуть было не начал пересказывать сюжет фильма. Но пришлось притормозить. Картину надо смотреть, переживать перипетии сюжета, волноваться за судьбу людей разных национальностей и в первую очередь за судьбу благородного, умного и выносливого коня. Через всю Европу от Бельгии до Турции, через всю Францию, на долгие годы проляжет широкая полоса кровавой грязи, с сотнями километров траншей, с колючей проволокой, с тяжелой артиллерией, с первыми танками и боевыми аэропланами, где с 1914 по 1918 год будут крошить друг друга французские «пуалю», британские «томми» и германские «фрицы». Тот самый Западный фронт, на котором редко происходят перемены.
Первая мировая война, которую у нас презрительно называли империалистической, на Западе называют Великой войной. Для Великобритании это тем более понятно, ибо на фронтах воевали подданные британской короны не только с британских островов, но также из Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и других колоний. Так как в этом кино показана Первая мировая война, вполне на уровне замечательных лент по романам Ремарка. Великий польский оператор Януш Каминьский, который отснял десяток фильмов для Спилберга, здесь буквально превзошел самого себя Лихая и бессмысленная конная атака, повторяющая печально памятную всем англичанам атаку легкой кавалерии под Балаклавой, отснята динамично и в то же время красиво. Красиво и страшно, но без травмирующих психику подростка подробностей. Операторский кран в конце эпизода поднимается очень высоко над полем боя и трупы людей и лошадей выглядят как положенные набок оловянные фигурки. Столь же деликатен режиссер и оператор в сцене расстрела немецких дезертиров. Самый страшный момент перекрывает крыло ветряной мельницы. Очень реалистично показана жизнь в окопах и сами, истерзанные позиционной войной поля сражений: залитые водой воронки, скелеты деревьев, колючие заросли проволочных заграждений. Чувствуется именно европейский взгляд оператора на европейскую фактуру, на типажи людей – крестьян, солдат, офицеров.
Ближе к концу войны и Альберт, достигший призывного возраста, прибывает с пополнением на фронт во Францию. В одном подразделении с ним земляки, а сержантом - сын землевладельца Лайонса. Во время атаки Альберт спасает раненного сержанта, своего старого соперника по состязаниям в скорости между конем и автомобилем. Сам же он станет жертвой газовой атаки и на время потеряет зрение. В последний день войны в лазарет, где оба они находятся, приводят грязного, израненного коня, которого освободили из пут колючей проволоки на нейтральной полосе, английские и немецкие солдаты. Короткое перемирие на изрытом воронками поле, где недавние враги оказываются не «фрицем» и «томми», а Петером из Дюссельдорфа и Колином из Южного Уэльса. Эта полная символизма сцена – кульминация фильма.
Сами понимаете, даже довольно таки жестокий фильм на такую жестокую тему у Спилберга не может закончиться гибелью главного героя – боевого коня (это не спойлер). К тому же основная масса англоязычных зрителей прекрасно знает сюжет по книге Майкла Морпурго. Тем более ценно приобщение мировой киноаудитории к этому произведению. Мне, например, очень захотелось эту книгу прочитать самому и порекомендовать своим детям и внукам. И обязательно посмотреть эту прекрасную картину.
И еще, в заключение. Подозреваю, что основной контингент пользователей нашей КиноКопилки – народ молодой и слишком урбанизированный. И это понятно – время такое. В лучшем случае контакты с природой, с флорой и фауной –аквариум с рыбками, хомячки и морские свинки. Ну, естественно, кошка в доме, а то и собачка. Это замечательно! Но вот мне доводилось в детстве и гусей пасти, и корову отводить домой из совхозного стада километра за три, и на подводе развозить навоз на поля. Вот только запрягать мне было не под силу, а со многими лошадками дружил. А уж верхом без седла я в возрасте 10 – 14 лет наездился вволю. И на колхозных работах, и в сумерках с ребятами целым эскадроном в ночное. А под Москвой, на пастбищах Конезавода им. Буденного уже освоил кавалерийское седло со стременами. В последний раз проехался верхом в сентябре 1963 года во время съемок баталии Бородино. И это был настоящий боевой конь!
@ Mon, 20 Aug 2012 23:25:08 +0400
Дорогой НАШ Барс!
Вы уже давно стали достоянием КК. Вы знаете мое трепетное отношение к Вашим текстам и к Вам лично. Но! Этот текст стал исключением. Хорошим языком (спасибо, люблю грамотные тексты) Вы рассуждаете о 1. Мировой, о своем личном опыте и о книге (зря не написали, что книга детская. Об этом упомянуто лишь вскользь). А о фильме? О фильме: хорошие батальные сцены и пара скупых (надеюсь) мужских слез. Где фильм то?
Увы, Вы не смогли ни заинтересовать фильмом, ни поколебать мою железобетонную уверенность в никчемности полотна.
Милый Барс, только это был Джонатан Свифт - с Гулливером и с Гуингнмнами. А рецензия очень хорошая, И мнение у меня с Вами о фильме совпадает. (+)
Спасибо Вам, спешу закачивать! +
Милый Барс, только это был Джонатан Свифт - с Гулливером и с Гуингнмнами. А рецензия очень хорошая, И мнение у меня с Вами о фильме совпадает. (+)
Спасибо! Ну надо же - конечно Свифт!
Дорогой НАШ Барс!
Вы уже давно стали достоянием КК. Вы знаете мое трепетное отношение к Вашим текстам и к Вам лично. Но! Этот текст стал исключением. Хорошим языком (спасибо, люблю грамотные тексты) Вы рассуждаете о 1. Мировой, о своем личном опыте и о книге (зря не написали, что книга детская. Об этом упомянуто лишь вскользь). А о фильме? О фильме: хорошие батальные сцены и пара скупых (надеюсь) мужских слез. Где фильм то?
Увы, Вы не смогли ни заинтересовать фильмом, ни поколебать мою железобетонную уверенность в никчемности полотна.
Дорогой D.Traum!
Весьма тронут ВАШИМИ комплиментами, но никоим образом я не собирался колебать Вашу железобетонную уверенность в никчемности фильма Спилберга. На прошлой неделе я показывал "Боевого коня" своим внучкам 8 и 10 лет, перед этим проведя небольшой урок по истории и географии. Показал на карте остров Британию, Францию и Германию, рассказал что там происходило с 1914 по 1918 год. Девочкам фильм очень понравился. Выяснил у знакомых англичан, что их дети очень хорошо знакомы с этой книгой. Неужели из моего текста непонятно, что роман для детей и подростков, хотя и взрослые люди иногда с удовольствием перечитывают книги своего детства. Это нормально, что пожилой режиссер в последние годы снимает фильмы для молодого поколения по произведениям, весьма популярным на Западе - по книге М. Морпурго и по комиксам о шустром репортере Тинтине.
реце плюс.. посмотрела второй раз из-за Барса ..дабы убедить себя,что фильм кароший ..нифига!!там единственный...не побоюсь этого слова ....шикарный момент..это когда коняка несется под взрывы ..я заревела ....остальное.. вообще тьфу..и ещё раз тьфу ..
а рецензии плюс )))))
реце плюс.. посмотрела второй раз из-за Барса ..дабы убедить себя,что фильм кароший ..нифига!!там единственный...не побоюсь этого слова ....шикарный момент..это когда коняка несется под взрывы ..я заревела ....остальное.. вообще тьфу..и ещё раз тьфу ..
а рецензии плюс )))))
Умничка. Вот, люблю я тебя
Очень душевная рецензия! Окутана ревностной родительской любовью к фильму и первоисточнику! +
Такие разные рецензии вызвали желание посмотреть фильм (хотя на вкус и цвет...).
Фильм просмотрен с большим удовольствием! Очень понравился! Спасибо Барсу!