Этот фильм не столь заметен в блестящей кинокарьере великолепного французского актера Жерара Филипа. Но у нас в Кинокопилке это пока всего лишь третий фильм с его участием. Совместная франко-мексиканская постановка1953 года – это четвертая картина режиссера Ива Аллегре, где он работал с Жераром Филипом. В свое время, в 1944 году, именно Аллегре был автором фильма, где дебютировал начинающий актер. Молодой красавец с романтической внешностью сразу же стал наиболее востребованным актером кино и театра, который создал череду
незабываемых образов, персонажей Гюго, Корнеля, Стендаля, Мюссе, Достоевского, Клейста, Де Лакло, Камю и Сартра. С ним работали замечательные режиссеры: Жан Виллар, Ренэ Клер, Кристиан Жак, Клод Отан-Лара, Роже Вадим, Жан Беккер, Луис Бунюэль. Этот «самурай весны» стал любимцем не только французов, но и всего мира. Этому уроженцу солнечного города Канны, где он получил в 1952 году Гран-При за роль Фанфана-тюльпана, в этом году исполнилось бы 90 лет. Но прожил он на белом свете всего-то без 9 дней 37 лет.
В фильме «Гордецы» мы увидим совершенно неожиданного Жерара Филипа не в костюмно-историческом антураже, а в образе современного опустившегося оборванца и пьяницы. Француза, которого судьба давно забросила в мексиканское захолустье. Жорж, которого мексиканцы зовут Хорхе, за бутылку текилы готов плясать до упаду на потеху публики в кабаке. Вообще танцевальная музыка звучит на протяжении всего фильма. Веселая громкая музыка вперемежку со взрывами петард. Страстная неделя на исходе, но одновременно с праздником Пасхи в городок приходит таинственная страшная напасть – эпидемия менингита спинного мозга. Французский турист, путешествующий с женой, становится ее первой жертвой. Нелли – молодая вдова в отчаянном положении. Блондинка парижанка, не говорящая по-испански, без документов и без денег, в чужом краю, где на нее пялятся пылкие смуглые брюнеты. Еще одна звезда французского кино – Мишель Морган, естественно, найдет, но совсем не сразу, утешение, понимание и любовь в соотечественнике - забулдыге Жорже. Герой Жерара Филипа явно не так прост и жалок, каким может показаться на первый взгляд. За ним некая тайна. Этот удивительный роман разворачивается на фоне снятого в документальной манере жаркого, душного, пыльного поселка, где простодушное пасхальное веселье соседствует с редигиозными и похоронными процессиями, и введением карантина.
Кстати, в основе сценария этого фильма являлось произведение Жана-Поля Сартра «Тиф», написанное еще в 1943 году. Фильм «Гордецы» был снят в Мексике в 1953 году. Вторым режиссером с мексиканской стороны был Рафаэль Э. Портас. Замечательно сыграл роль самоотверженного местного врача Карлос Лопес Моктесума. По-мексикански темпераментны и артистичны неизвестные нам актеры, которые органично сливаются с шумной массовкой, где снимались жители поселка Альварадо на берегу залива Вера-Крус. И звездный дуэт из Парижа – Мишель Морган и Жерар Филип - так естественно влился в эту экзотическую и жутковатую обстановку. Знаменательно, что последнюю свою роль в кино Жерар Филип через шесть лет снова сыграет в Мексике. И это будет фильм великого Луиса Бунюэля «Лихорадка приходит в Эль-Пао». Он вернулся во Францию больным. Врачи заподозрили какую-то инфекцию, которую он мог подцепить в Мексике. Однако в парижской клинике обнаружили рак печени.
Весть о смерти Жерара Филипа привела в ужас и потрясла миллионы почитателей его уникального таланта. «Идеальный актер, персонификация романтического героя, как в духовном, так и в физическом плане. Его смерть задела меня глубоко, и не только потому, что я потеряла близкого человека. В его лице мировая сцена лишилась романтического идеала», - писала Марлен Дитрих. Марлон Брандо признавался, что Жерар Филип был самым любимым его актером: «Другого такого блестящего романтика, имеющего благороднейшую душу и сердце, в кино больше не появлялось. Я глубоко ценю его как актера и человека. Он умел дарить добро». Кинокритик Жорж Садуль утверждал: «Любая гениальная личность (а Жерар был гением) – сложный феномен, выражающий скрытые от глаза духовные устремления своей эпохи. Тальма служил объяснением нашей Революции и Империи, Фредерик Леметр – Романтизма. Жерар Филип объяснил всем нашу страну и наше время – послевоенные и пятидесятые годы».
Увы, он навеки остался бы в том времени, если бы не великая магия кино.
@ Sun, 09 Sep 2012 02:04:37 +0400
good)
Спасибо за внимание! Немного уточнил. Основная пружина этого необычного фильма именно в трагической ситуации на фоне оптимистического мексиканского колорита и своеобразного отношения латиноамериканцев к Богу, жизни и смерти.
Грустная рецензия и как всегда познавательная. +