Японский кинематограф, еще в эру немого кино отличавшийся неповторимой индивидуальностью, и по сей день остается неординарным явлением. Если же вам доведется посмотреть какой-либо японский фильм категории артхаус, то это вообще может стать из ряда вон выходящим событием.
Нечто подобное произошло и со мной при просмотре фильма «Тэцуо, железный человек», который с самых первых минут поверг меня в глубокий шок. Я не любитель trash movies , но рука не поднялась прервать фильм: смотрела на ужас, разворачивающийся на
экране, и думала, какое же режиссеру нужно иметь воображение, талант, чтобы вот так передать, практически без слов, устрашающую картину трансформации человека в чудовищный сплав плоти и металла.
Синья Цукамото пришел в японский кинематограф в середине 80-х годов, когда заканчивалась эпоха философского кинематографа режиссеров-шестидесятников, а стремительное развитие телевидения и увеличение спроса на зарубежное кино только усиливало кризис в киноиндустрии. Это время ознаменовалось появлением малобюджетного авторского кино. На небосклоне кино появились новые звезды - режиссеры, рассматривающие в своих фильмах тенденции отчуждения и дегуманизации личности. Их кино вышло из комиксов и анимации, телевизионной рекламы и телешоу, музыкальных клипов и дешевой фантастики [1].
«Тэцуо, железный человек» стал первым полнометражным фильмом Синья Цукамото, принесшим ему не только всемирную известность, но и репутацию режиссера, обладающего индивидуальным стилем.
Определиться с жанровой направленностью «Тэцуо» не так-то просто. Вроде бы фильм ближе всего к жанру хоррор. Однако представленная в параноидальной манере история мутирующего бизнесмена напоминает причудливый коллаж из обрывков бредового сна и реальности. Применяя элементы сюрреализма, Цукамото взрывает обыденную действительность с помощью странных будоражащих сознание образов. Фильм, почти лишенный сюжета, призван шокировать зрителя. Сюрреалистические фантазии Цукамото довольно тяжелы для восприятия, поэтому зрителю, рискнувшему посмотреть «Тэцуо», прежде всего важно удержаться от сожаления и отвращения, что он скачал и начал смотреть этот фильм. Визуальная составляющая фильма отражает тотальное торжество технологии в грудах покореженного металла, пустующих заводах, безжизненных домах. Рождается ощущение, что в мире, изображенном Цукамото, нет места человеку: мегаполис поглощает живую природу, а сам человек становится частью чудовищной «био-машины». Символика фильма близка жанру киберпанк. Знакомьтесь, перед нами жанровый коктейль Синья Цукомото.
Актерская игра не поддается банальному описанию: игру надо видеть. Смею лишь отметить, что все актеры, включая самого режиссера, являются выходцами экспериментального театра Каюджи (Kaijyu).
Фильм отличается малым количеством диалогов, театрализованной игрой актеров, использованием кукольной мультипликации, эффекта «дрожащей камеры» и помех, варьированием скорости движения пленки и монтажом, вызывающим раздражение. Сие зрелище сопровождается резкими звуковыми эффектами и царапающей мозг музыкой в стиле «индустриальный нойз». Это кино никак не назовешь привлекательным: фильм не просто раздражает, образно говоря, он насилует ваши чувства, ужасая отталкивающими образами индустриального города и чудовищной трансформацией человека. Созданный в 1988 году фильм намного опередил свое время.
Фильм «Тэцуо», ставший со временем визитной карточкой режиссера, являет собой метафорическое предупреждение против тревожных тенденций развития современного общества. Режиссер демонстрирует в действии инстинкт саморазрушения человечества, безудержно стремящегося к материальному благополучию, утратившего духовные ценности и равнодушного ко всему, кроме развлечений.
Понравился ли мне фильм «Тэцуо»? Вряд ли уродства, пусть и умело изображенные, могут кому-либо нравиться. Бесспорно то, что фильм «Тэцуо» привлек моё внимание, а режиссерская работа вызвала уважение. Предлагаю ли я вам посмотреть данный фильм? Отнюдь. «Тэцуо» трудно смотреть, трудно понять. Вероятно, многим достаточно будет просто знать, что такой фильм есть.
Однажды в интервью Цукамото сказал, что не зритель выбирает фильм, а фильм выбирает своих зрителей. Что ж, возможно режиссер не так далек от истины. Если предположить, что через просмотр кино мы способны получить чуть большее знание, нежели имели до этого, то даже «ужасное кино» способно преподнести нам мудрость в понимании важнейших вопросов жизни.
[1] – ссылка на статью Леонида Циткина www.inoekino.ru/author.php?id=542
@ Wed, 31 Oct 2012 23:44:41 +0400
Однажды я решила посмотреть японский фильм категории trash movies, фильм «Токийская полиция крови», первый просмотр которого ограничился 7 минутами от начала фильма. Далее, прочитав рецензию kakapo, продолжила просмотр, но, увы, до конца так и не смогла досмотреть. В поисках информации о фильме «Токийская полиция…» случайно нашла статью о знаменитом фильме Цукамото, чьё творение не оставило меня равнодушной и вылилось в дальнейшем в данную рецензию.
У вас очень хорошая рецензия получилась. Но, т.к. я обещал вылить свою ложку дегтя, в бочку меда, которая несомненно последует, то... Попробую. Хотя это все сложнее. Новые рецензии у Вас лучше предыдущих.
"Синья Цукамото пришел в японский кинематограф в середине 80-х годов, когда заканчивалась эпоха философского кинематографа режиссеров-шестидесятников и наступала эпоха независимого кино. " - в рецензии, сноску на которую вы оставили, несколько иначе. Попробуйте перечитать. У Вас "эпоха философского кинематографа режиссеров-шестидесятников" противопоставляется "эпохе независимого кино", что , как мне кажется, не совсем верно. "Независимое кино" имело место и в эпохе шестидесятников, и в современном кинематографе. Или под "Независимым кино" вы подразумевали нечто иное?
Вообще, (пусть меня поправят знающие, если я не прав) "Независимое кино", или "авторское кино" - это просто кино, снятое без финансовой поддержки крупных кинокомпаний. Если посмотрите, то крупные фильмы сначала выходят в театральной (официальной) версии, и лишь потом, на DVD в версии режиссерской. Это и есть диктат киностудий, которые влияют на процесс съемок. В "независимом кино" изначально все решает режиссер. Понимаете о чем я?
Как видите, это придирка не к рецензии, а скорее к некоторой путанице в терминах.
ЗЫ. Фильм обязательно посмотрю. Я правильно понял, что это "Перевоплощение" Кафки в стиле киберпанк?
ЗЗЫ "Полиция крови" в моей личной кинокопилке.
2alom
обычно любой фильм - это коллективный труд (режиссер, сценарист, актеры, etc), причем сценарист может оказаться чуть ли не на первом плане. авторское кино - это не кино без финансовой поддержки, это кино от и до режиссерское (идея, воплощение), которое и делается для того, чтобы донести идею именно режиссера.
режиссерская версия фильма и авторское кино как жанр - не одно и то же.
2alom
обычно любой фильм - это коллективный труд (режиссер, сценарист, актеры, etc), причем сценарист может оказаться чуть ли не на первом плане. авторское кино - это не кино без финансовой поддержки, это кино от и до режиссерское (идея, воплощение), которое и делается для того, чтобы донести идею именно режиссера.
режиссерская версия фильма и авторское кино как жанр - не одно и то же.
Я сказал, что "Независимое кино" и "авторское кино" - одно и тоже.
При поддержке крупных кинокомпаний вмешательство в процесс съемки большое и решающее слово не за режиссером. "Режиссерскую" версию привел для демонстрации тезы.
Я сказал, что "Независимое кино" и "авторское кино" - одно и тоже.
При поддержке крупных кинокомпаний вмешательство в процесс съемки большое и решающее слово не за режиссером. "Режиссерскую" версию привел для демонстрации тезы.
у вас читается: авторское кино и режиссерская версия любого фильма - одно и то же. а оно НЕ))
Не, не одно. Видимо не точно выразился.
Я сказал, что "Независимое кино" и "авторское кино" - одно и тоже.
При поддержке крупных кинокомпаний вмешательство в процесс съемки большое и решающее слово не за режиссером. "Режиссерскую" версию привел для демонстрации тезы.
вы таки путаете арт-хаус и авторское кино. они часто совмещены, но это вовсе не обязательно)
в авторском режиссер бог и судья, автор и воплотитель.
в арт-хаусе форма преобладает над содержанием: важнее как, а не что
и вот как раз арт-хаусные фильмы и впрямь обычно малобюджетные))
Не путаю. Даже больше: я арт-хаус и не упоминал. К чему этот экскурс? Просто музыкой навеяло? Независимое кино - малобюджетное. Не могу вспомнить независимое при большом бюджете.
Неплохая рецензия. Спасибо за предупреждение. Поскольку я не видел никаких "Железных человеков" и не собирался их смотреть, то и "Тэцуо" смотреть не буду. Предпочитаю философское японское кино.
Не путаю. Даже больше: я арт-хаус и не упоминал. К чему этот экскурс? Просто музыкой навеяло? Независимое кино - малобюджетное. Не могу вспомнить независимое при большом бюджете.
у вас независимое кино = авторское кино, так?
почти все фильмы вуди аллена - авторское кино. при этом бюджеты миллионные)