Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Virkin thumb
10/10

То, что остается

Рецензия на фильм «Сумрачный самурай»

7628 thumb

Сумеречный самурай (Сумеречный Сэйбэй, Сумрачный самурай).
Фильм 2002-го года режиссера Ёдзи Ямады, вместе с картинами "Скрытый клинок" (2004) и "Любовь и честь" (2006) образуют трилогию, снятую им по произведениям Сюхэя Фудзисавы.
(Во всех этих фильмах Ямада также принимал участие и в написании сценария, адаптировал книги к языку кино.)
Обладатель 12-ти наград Японской киноакадемии (2003), был номинирован на "Золотой медведь" (2003), Оскар (2004).

Главную роль Сэйбэя Игути играет Хироюки Санада, очень

харАктерный и разноплановый актер. Нашему зрителю он известен прежде всего по роли сурового самурая Юджи в "Последнем самурае". Участие в этом фильме примечательно одним эпизодом - во время съемок меч Санады должен был остановиться в нескольких сантиметрах от головы Тома Круза. Чего-то в технике сломалась, платформа, которая должна была отъехать, заклинила, и только благодаря хорошей реакции Санады мы продолжаем радоваться новым ролям любимого нами Тома Круза. Также Хироюки Санада снимался в "Час пик 3" (Кендзи), фильме братьев Вачовски "Спиди-гонщик" (мистер Муся), 6-м сезоне "Lost/Остаться в живых" (Догэн), и в новом фильме "47 ронинов" ( с Киану Ривз в главной роли), который должен выйти в 2013-м году. Еще Санада играет в театре, и в свое время был первым японцем, приглашенным в театр Британской Королевской Шекспировской Компании, награжден Орденом Британской империи. Выпустил несколько музыкальных альбомов.

Надо сказать, что Япония к своей истории относится очень бережно, стараясь сохранять память как о знаменательных событиях, так и о выдающихся людях своего времени. Как назидание, как предостережение, как пример, и просто память. Сюхэй Фудзисава - как раз писатель жанра японской исторической книги. Очень любимый в Японии, но, к сожалению, мало переведенный за ее пределами, по крайней мере, в России. Я пока что смог найти только 2 книги на русском языке. Первая - рассказ "Тигриное око" - орудие тайных убийц", который вышел в сборнике "Тигриное око. Современная японская историческая новелла". (Очень рекомендую к прочтению весь этот сборник тем, кто интересуется данной темой.) Вторая - "История телохранителя" - ряд историй, объединенных одной сюжетной линией. Они выполнены в формате сериала, и, по всей видимости, где-то печатались с какой-то периодичностью. "История Телохранителя" затрагивает известную тему ронинов Асано.
Но вот, благодаря Ёдзи Ямаде, а также некоторым другим режиссерам, мы имеем возможность знакомиться с творчеством Фудзисавы по фильмам. Еще нам доступен "Самурай, которого я любила" ("Неумолчная песня цикад") Мицуо Куроцути.

Теперь о самом фильме.

Время действия - накануне Реставрации Мэйдзи. Этот период часто фигурирует в японских произведениях, потому как "время перемен", далеко не единственное, конечно, в истории Японии (как и в истории любой страны). Я немного позволил себе поразмышлять на эту тему в рецензии к фильму "Гений Дзюдо". Но здесь рассматривается немного более ранний период, самурайство еще живо, хотя отчетливо чувствуются эти самые перемены. Это трудное время для всех. Что принесут воды мутной реки? Тела умерших от голода детей? Отрубленные головы самураев? Обновленное и светлое будущее? За зимой непременно приходит весна, осень сменяет лето. Все течет, все меняется. Человек не может выбирать свое время, как говорил мудрый Толкин устами Гэндальфа (или мудрый Гэндальф устами Толкина, как посмотреть. Нам остается всего лишь правильно распорядиться им.
Тут нужно понимать, что менталитет людей Японии того времени сильно отличался от того, что считается "нормальным" в наши дни в среднестатистической стране с европейско-американской культурой. Да и в самой Японии наших дней. Самурай - это вассал, преданный своему господину, и превыше всего для него понятие долга. В этом прежде всего его честь и достоинство - в службе во благо дома своего князя. А девушки потом. Поэтому ронины по сути своей были неполноценными, а часто и презираемыми наемниками, если не повезет найти службу в замке какого-нибудь дайме. Поэтому нужно представить весь драматизм тех дней, когда самураи целыми домами (кланами) оставались не у дел. Без дома (клана), без жалования, без понятного и достойного будущего. Это состояние хорошо передает картина Масаки Кобаяси "Харакири", хотя в ней и показываются события за два века до эпохи Мэйдзи. Конечно, ко времени упразднения самурайства новые веяния уже активно проникали в жизнь феодальной Японии, владетельные самураи становились новыми олигархами и землевладельцами, кто-то шел в ремесленники, торговцы, науку или искусство, кто-то становился учителем или получал место инструктора при каком-нибудь полицейском участке, кто-то оказывался разбойником. Прежний мир уходил, приходил новый.
Помните логическую шутку: "Деревья бывают большие и маленькие. Так и люди, живут и умирают". Мне как-то довелось побывать в Дарвинском заповеднике, на берегу Рыбинского водохранилища. Там стоят огромные территории с высохшим после затопления лесом. Я наблюдал с вышки, и вокруг до горизонта раскинулись тысячи больших, красивых деревьев, но сухих. Нереальное зрелище. В контексте нашего разговора это можно назвать Самурайским садом.
Время индейцев равнин Северной Америки закончилось не в результате военных операций, а когда погиб последний бизон и индейцев загнали в резервации. Как говорил мой дедушка, когда начались разговоры о возрождении казачества - казак без своей земли - не казак. Ты можешь вернуть прежнюю жизнь? Тогда о чем тут говорить?
Почему вымерли динозавры? Жизнь поменялась.
Впрочем, к действию фильма это не имеет никакого отношения. Сэйбэй Игути - бедный самурай на службе в замке своего господина, с жалованием 50 коку риса в год. Это немного. У него умерла жена, которая и до смерти была несчастлива, остались две маленькие дочки и полувыжившая из ума мать. Чтобы обеспечивать семью он вынужден помимо службы еще и подрабатывать, делая клетки для сверчков. Это очень скудный приработок, но лучше, чем ничего. На себя времени уже не остается. Жизнь его тяжела, а сам он считает себя опустившимся самураем. С честолюбивыми мечтами юности приходится распрощаться. Что для самурая, конечно, унизительно. Но он честно пытается прожить свое время, а дома, глядя на то, как растут его дочери, чувствует себя по-настоящему целым и счастливым.
Сэйбэй отличается от представленных в фильме самураев. Он не карьерист, не ходит в веселые заведения после работы, почтителен к старой матери, уважает женщин и любит детей. Не орел, короче говоря. Поэтому над ним посмеиваются, считая его странным. Но именно этот человек оказывается годным, когда это нужно.

"Меня особенно поразили грубые манеры героев, в сравнении с их возвышенными размышлениями", - сказал Наполеон, прочитав "Илиаду".
Схожие чувства возникали и у меня при знакомстве с культурой Японии.
"Самурай должен прежде всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности."
Эти известные строчки из "Сокрытого в листве" Ямамото Цунэтомо относятся к жизни, которая ушла. Все уходит, но что-то в то же время и остается всегда. Поэтому и находит отклик в наших сердцах.
Приятного просмотра!

@ Sun, 25 Nov 2012 13:12:55 +0400

Комментарии к рецензии (18)

rstoun63

Спасибо, за подсказку хорошего фильма! Качаю остальные части трилогии...

A0903
  • Р.Модератор
  • Mon, 26 Nov 2012 17:44:46 +0400

Хочу сказать, что это увы не рецензия. Экскурс в историю, факты итд итп. О картине информации ноль, а ведь это реально шедевр. Об этой картине, об игре актёров, о сюжете можно много чего сказать. На переделку или в топку.

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Tue, 27 Nov 2012 00:40:10 +0400
Syrdon писал:

Хочу сказать, что это увы не рецензия. Экскурс в историю, факты итд итп. О картине информации ноль, а ведь это реально шедевр. Об этой картине, об игре актёров, о сюжете можно много чего сказать. На переделку или в топку.

Третьим будешь wink

wpilka
  • Кинолюбитель
  • Tue, 27 Nov 2012 01:50:25 +0400

в принципе, вопиющих противоречий правилам раздела нет, но текст очень разрозненный - у вас каждый абзац живет сам по себе и к "соседям" вроде бы особого отношения не имеет. текст-мозайка, а не рецензия)
если я правильно понимаю смысл послания, достоинство фильма в исторической достоверности. если понимаю неправильно, то я тогда вообще ничего не поняла)
в любом случае, было бы нелишним внести бОльшую гармонию в текст, структурировать его и связать части между собой, чтобы не было ощущения, будто с кочки на кочку перескакиваешь)

wildberries
  • Кинокритик
  • Tue, 27 Nov 2012 11:37:54 +0400

Ставлю рецензии минус.
Надеюсь, что в последующих рецензиях автора учтёт ошибки, допущенные в данной работе. Творческих успехов вам, virkin.

virkin
  • Кинокритик
  • Tue, 27 Nov 2012 23:38:25 +0400

Спасибо всем, кто захотел прокомментировать.
Я не согласен с тем, что все написанное не имеет никакого отношения к фильму.
Тут нет пересказа сюжета, но это я считаю плюсом.
Какой-то однобокий подход. Действительно, причем тут Толкин, Гэндальф, индейцы, Наполеон, Хагакурэ, и ничего о фильме.
Если кто-то чего-то не догнал, то это еще не значит, что там этого нет.
Ребята, в мире куча вещей, которых мы не видим, но они ЕСТЬ.
Поэтому будем скромнее, и пишем ИМХО.
Что касается стандартов, как нужно писать правильную рецензию –
Сначала отвечаем на вопрос, кто лучше, Пушкин или Маяковский,
А потом говорим про стандарты.
Я согласен, что рецензию можно было бы написать совсем по-другому, и она, вполне вероятно, получилась бы гораздо круче,
Но я написал ее так, как написал. Вот и все.

marshmallow
  • Кинолюбитель
  • Tue, 27 Nov 2012 23:54:20 +0400

У меня даже планшет заснул и погас, пока я читала этот тоскливый текст
А фильм-то как?

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Wed, 28 Nov 2012 00:20:45 +0400
virkin писал:

Спасибо всем, кто захотел прокомментировать.
Я не согласен с тем, что все написанное не имеет никакого отношения к фильму.
Тут нет пересказа сюжета, но это я считаю плюсом.
Какой-то однобокий подход. Действительно, причем тут Толкин, Гэндальф, индейцы, Наполеон, Хагакурэ, и ничего о фильме.
Если кто-то чего-то не догнал, то это еще не значит, что там этого нет.
Ребята, в мире куча вещей, которых мы не видим, но они ЕСТЬ.
Поэтому будем скромнее, и пишем ИМХО.
Что касается стандартов, как нужно писать правильную рецензию –
Сначала отвечаем на вопрос, кто лучше, Пушкин или Маяковский,
А потом говорим про стандарты.
Я согласен, что рецензию можно было бы написать совсем по-другому, и она, вполне вероятно, получилась бы гораздо круче,
Но я написал ее так, как написал. Вот и все.

wall
И снова здравствуйте...
Чем дальше ты уходишь от канонов, тем гениальнее ты должен быть. Вы не Пушкин и даже не Маяковский.
Если вы написали текст, он автоматически рецензией не станет, как бы вы не закрывались от критики. Поэтому будьте скромнее, и прислушайтесь: критика полезнее похвалы.

Добавить комментарий