Когда-то давно, в журнале "Уральский следопыт", печаталась замечательная фантастическая повесть Ольги Ларионовой - "Чакра Кентавра". Там на одной планете жили люди, которым зрение заменяли особенные птицы - крэги. Когда крэг садился на голову человека - он мог видеть, а когда слетал - человек становился слеп. У каждого человека был свой персональный крэг, который ему служил всю жизнь. Взамен крэги получали в свое владение необитаемые планеты, так как больше всего ценили одиночество. И все бы ничего, если бы не одна
маленькая деталь. Эти верные крылатые слуги могли по своему желанию менять картину, которую видел его хозяин.
Наше сознание весьма интересная штука. Но главное с ним не заигрываться. Потому что это тот самый случай, когда сидишь в темной комнате и щупаешь ухо слона. На что похож слон? Или пытаешься разговаривать с самим собой. А потом с ещё одним самим собой. И ещё. И ещё. Через время перестаешь понимать, кто из разговаривающих - собственно ты. Поэтому нужно не заходить за флажки. Хуже, если вдруг, совершенно случайно, обнаруживаешь, что разум сам уже давно ведет с тобой тихие закулисные игры.
Математика - весьма сложная штука. И интересная. Серьезно заниматься математикой - это то же самое, что играть со своим разумом. То есть, довольно опасное занятие. И статистика это подтверждает. Хотя, говорят, некоторым везет.
Главный герой фильма Джон Нэш - математик, занимающийся теорией игр. Он, как и многие люди с богатым внутренним миром, интроверт, большей частью погруженный в себя. Поэтому в общении с людьми уверено он себя чувствует только в том, что касается любимой математики и работы. Впрочем, он из тех, кто подает большие надежды, а это всегда с лихвой восполняет недостаток харизмы и помогает решать проблемы с коммуникацией. В том числе и в общении с противоположным полом.
Но что Джон на самом деле любит - это решать различные задачи. Мозг его постоянно сканирует пространство, в сопоставлении, выделении, нахождении различных закономерностей. Делает он это играючи легко. Точно так же, играючи, Нэшу удается увидеть зависимость, имеющую большое значение для протекания различных процессов в экономике. И это, безусловно, только начало ожидающей его блестящей карьеры.
Молодой гений быстро становится известным. Как-то раз к нему обращаются за помощью из военного министерства, с просьбой решить сложную и стратегически важную задачу. Нэш блестяще с ней справляется.
Поэтому он уже не удивляется, когда спустя некоторое время на него выходит агент Парчер из ЦРУ и предлагает секретную работу на правительство. Работы много, интересной, важной, и постепенно она полностью затягивает Джона в себя.
Все бы ничего, только повседневная реальность все больше входит с Нэшом в диссонанс. Окружающие и коллеги, даже близкие люди оказываются не способны понять Джона. В силу своей ограниченности, глупости, зависти. Или просто потому, что не видят того, что видит он.
Вы не задавались никогда вопросом, как думает человек? Только не смейтесь, я серьезно. Попробуйте ответить на вопрос - мысль - это слова? Человек настолько привык к вербальному сознанию, что ему трудно понять, как можно думать без слов. Но оказывается, думаем мы не словами, слова - это надстройка. Как программист общается с компьютером через языки программирования, которые потом транслируются во внутренний машинный язык, так и вербальный центр нашего мозга отвечает за расшифровку мыслительной активности в понятный нам язык слов. Но переводят нам далеко не все, какая-то часть сознания остается "за кадром". (Также, без слов, думают и животные. Ведь любое живое существо взаимодействует с окружающем его миром в той степени, как оно его способно воспринимать. Глупо ожидать от волка игру на трубе или в шахматы, но в лесу он даст фору любому среднестатистическому человеку.)
Поэтому наш собственный прекрасный разум, он же по-совместительству "вещь в себе", способен нас удивлять и преподносить сюрпризы, и не только на Новый год и 8 марта. Застукать его за мухлежом - подменой реальности, достаточно несложно.
Про оптические иллюзии говорить не буду, все знают бегущие по кругу черточки, непараллельные параллельные и тому подобное. К тому же их лучше смотреть, чем про них говорить.
Коснемся вскользь только двух особенностей нашего разума, важных в контексте разговора.
Первая - это фундаментальное свойство материи отражать.
Мозг впитывает в себя образы, и способен генерировать их заново, видоизменяя иногда до неузнаваемости.
Все мы видим сны, и хорошо представляем, что это такое.
Если стать в вагоне метро возле двери и смотреть под углом сквозь стекло, то можно увидеть вместе со стоящими на перроне людьми и отражения тех, кто находится в вагоне. Порой бывает трудно понять, кто из них действительно там стоит, а кто просто отражается. И только когда поезд трогается, фантомы вздрагивают и отделяются от настоящих людей. Подобным образом в сознании Нэша люди - порождения его разума накладывались на реальность и смешивались с ней так, что он не мог уже больше их различать.
Вторую особенность можно назвать "эффектом землеройки". Это маленькое животное известно одной способностью. Не то чтобы только ей она была присуща, но у нее она развита в значительной степени. Землеройка очень тщательно и долго исследует окружающую ее микросреду, запоминая ее до мелочей, но зато потом носится по ней с невероятной скоростью, не тратя больше времени на оценку и раздумья.
Наш мозг тоже так умеет. Если мы с чем-то плотно и долго работаем, картинка этого "кэшируется" у нас в мозгу, видимо, как и в случае с браузером, для оптимизации. С этим свойством мозга связан эффект "замыливания глаза", хорошо знакомый художникам и дизайнерам, а также отчасти и вся профессия корректора-редактора. Как-то помню забавный случай, когда готовился макет подарка к Новому году, и в надписи "С Новым Годом!" вкралась ошибка - лишняя буква. Причем не какая-нибудь, а "Ы". "С Новыым Годом!", можете себе представить? Обнаружилась эта маленькая неточность только уже при выводе пленок. До этого куча людей смотрели, проверяли макет, подписывали в печать. Мозг человека, трудящегося в сфере производства новогодних подарков, хорошо знает, как должна правильно выглядеть эта культовая в предновогоднее время надпись, и все несоответствия он заботливо выправлял. Когда ошибка открылась, словно пелена сошла с глаз, никто не мог понять, как ТАКОЕ можно было пропустить.
И подобные истории легко может вспомнить навскидку каждый.
Но если бы вся искажающая способность нашего разума сводилась только в подмене надписей перед Новым годом, то мы бы уже давно жили при коммунизме.
У нашего разума есть такая же способность "кэшировать" понятия, взгляды, привычки. Они закостеневают на нем наподобие хитинового скелета. Если по любому поводу мы допускаем только одну точку зрения, чудесным образом совпадающую с нашей собственной, если окружающий мир и люди большей частью приносят нам неудобство - скорее всего это означает, что разум наш бронзовеет и потихоньку превращается в крэга. Который, как известно, любит только себя и одиночество. Чтобы расти дальше, нужно оставаться гибким, периодически "линять", отбрасывая привычную и удобную точку зрения, рождаться заново.
Давайте попытаемся вспомнить, какими глазами мы смотрели на мир в детстве. Получилось?
Правильно. Деревья были большими, трава зеленой, день длился вечность, а мир состоял в основном из добрых и светлых людей.
Если сейчас картинка выглядит совсем по-другому, а окружают нас в основном уроды и негодяи, то правда состоит в том, что меняется не только мир.
Хочу рассказать одну хорошую индейскую притчу. Она, правда, больше о религии, но образы Разума и Сознания в ней тоже легко можно найти.
Жили-были два старика. Они умели предсказывать будущее. Люди уважали этих стариков и приходили к ним за предсказаниями, какая будет погода, когда лучше сеять зерно, благоприятна ли будет охота. А в знак благодарности оставляли подарки. Очень скоро старики поняли, что чем загадочнее и таинственнее они выглядят, тем больше их уважают, тем лучше подарки. Поэтому они стали проводить все больше времени в подобии транса, сидя с закрытыми глазами и что-то бормоча. Со временем глаза их вообще перестали открываться.
Тогда старики испугались, что их теперь каждый сможет обидеть, и попросили остальных жителей поселить их отдельно, но заботиться о них. Жители согласились и поселили их возле реки. Еду им приносили, а за водой они по-очереди ходили сами к реке. Для этой цели от палатки, где они жили, до реки протянули веревку. Держась за нее они и передвигались, туда и обратно.
Как-то раз Енот увидел, как старики ходят за водой. Он усмехнулся, а потом взял, и перевязал второй конец веревки так, что теперь она вела уже не к реке, а к сухой пустоши, полной песка.
На следующий день старик, чья очередь была идти за водой, взял ведро, и, как обычно отправился по веревке. Вернулся он в большом волнении, с песком в ведре.
- Река высохла!
- Ты что, одурел! Не могла вся река за ночь высохнуть. Ты что-то не так сделал.
- Ну пойди сам проверь!
Второй старик пошел, но вернулся тоже с песком.
- Кошмар! Действительно, высохла. Что же нам теперь делать?
Енот, который все это время, посмеиваясь, наблюдал за стариками, быстро перевязал веревку обратно.
- Пойдем еще раз проверим, но уже вместе.
Старики подошли к реке, держась за веревку, и, наклонясь вперед, стали шарить руками. Енот потихоньку подбежал сзади и подтолкнул их так, что старики кубарем свалились в воду. Тут-то глаза у них и открылись.
Между нами и миром проложена тонкая нить сознания, а енот-разум осуществляет функции проводника, смотря и посмеиваясь. И хорошо, если енотик не заигрывается, и у него не портится с возрастом характер.
В основе фильма лежит биографическая книга Сильвии Назар "Прекрасный разум: Жизнь гения математики и нобелевского лауреата Джона Нэша" ("A Beautiful Mind: The Life of Mathematical Genius and Nobel Laureate John Nash"), посвященная американскому математику Джону Форбсу Нэшу младшему. Сама Сильвия охарактеризовала фильм "далёкой от реальных событий выдумкой создателей, которая, однако, саму суть жизни Нэша передаёт верно". Основные претензии были к тому, как показана болезнь главного героя. Если у настоящего Нэша были в основном слуховые галлюцинации, то в фильме они имеют зрительный характер, что, конечно, сделано для лучшего погружение зрителя в сознание главного героя. Режиссер фильма Рон Ховард признался, что позаимствовал некоторые моменты из биографии Теслы: "Он мог визуально представить себе свои изобретения. Представить себе их вплоть до деталей, потрогать и даже увидеть проблемы, которые могли возникнуть при их реализации".
Рассел Кроу в главной роли очень убедителен. Все-таки у этого простого деревенск.. австралийского парня есть дар зажигать надежду в людях, проверено еще после "Cinderella Man" (в нашем прокате "Нокдаун"). Он еще раз доказал, что ему под силу самые сложные роли. А играть реального человека - это, согласитесь, всегда ответственно, хотя в фильме и не ставилась цель полного исторического совпадения. (К слову сказать, пока что Расселу неплохо удаются и куда более спорные персонажи).
Красавицу Алисию сыграла красавица Дженнифер Коннели, за которую получила "Оскара", как актриса второго плана.
Также очень хороша вся фантом-троица - агент Парчер, сыгранный Эдом Харрисом, университетский друг-англичанин Чарльз (Пол Беттани) и маленькая племянница Марси (Вивьен Кардоун).
Некоторые интересные моменты из жизни реального Джона Нэша.
В школе учился средне и математику не любил. В возрасте 14-ти лет в руки Джона попала книга Эрика Т. Белла «Творцы математики». Прочитав ее, он сам, без чьей-либо помощи, доказал малую теорему Ферма.
Когда Нэш поступал в Принстонский университет, он имел с собой одну из самых коротких рекомендаций (от преподавателя политехнического института, где он учился до этого): "Этот человек - гений".
В 21 год (1949) он написал диссертацию о теории игр, за которую спустя 45 лет получил Нобелевскую премию по экономике.
Во время своей работы в корпорации RAND (Калифорния), занимающейся аналитическими и стратегическими разработками для правительства США, Нэш стал одним из ведущих специалистов в области ведения холодной войны. Правда, долго он там не задержался, и в 1954-м году его уволили (за непристойное поведение).
Одно время Джон увлекался играми не только в теории, и даже написал одну ("Джон" или "Нэш", в России известна как "Гекс"). Представляет из себя некоторую разновидность го.
В 1957-м году Джон женился на колумбийской красавице Алисии Лард, а в 1958-м, когда Нэшу было 30 лет, журнал Fortune назвал его восходящей звездой Америки в "новой математике". В это же время стала проявляться его болезнь.
В 1959-м году, потеряв работу, Джон уезжает в Европу, где пытается получить статус политического беженца во Франции, Швейцарии и ГДР, но Государственный департамент США всячески этому препятствует. В конце концов его арестовывает французская полиция и депортирует в США.
В 1962-м году, когда Джон снова уезжает в Европу, Алисия с ним разводится, и сама воспитывает их сына.
За все время болезни Нэш неоднократно лечился. Продолжительные улучшения возникали только при приеме антипсихотических лекарств. Но со временем Джон перестал их принимать, опасаясь, что они влияют на его мыслительную активность, и болезнь вернулась.
В 1970-м году (Джону 42) Алисия приняла его вновь, чем, возможно, спасла Нэша от бездомности и придала сил не опускать руки.
Все это время Нэш продолжает ходить в Принстон (куда его устроили друзья), записывая на досках странные формулы. Студенты прозвали его «Фантомом».
В 1980-х годах неожиданно для всех и к удивлению врачей Нэшу стало заметно лучше. По словам самого Джона, он не излечился, но научился не обращать внимания на болезнь и вновь занялся математикой: "Сейчас я мыслю вполне здраво, как всякий учёный. Не скажу, что это вызывает у меня радость, какую испытывает всякий выздоравливающий от физического недуга. Здравое мышление ограничивает представления человека о его связи с космосом».
Глаза - это щит,
Глаза - это дверь,
Её сторожит услужливый зверь.
Зверь не ищет вражды,
Зверь ничуть не суров.
Он не требует мзды
За подмену миров.
(Глаза. А.Логинов (Ю-Питер)
P.S. Да, кстати, люди на той планете, из "Чакры Кентавра", рождались зрячие. Но они теряли способность видеть в тот момент, когда начинали смотреть на мир глазами крэгов. Приятного просмотра :)
virkin, спасибо большое за ваш труд, у меня просто язык не поворачивается назвать его рецензией. Это, скорее, рассуждение по мотивам, и очень интересное. Сам фильм служит точкой отправления, а не собственно предметом исследования и оценки. Но я так понимаю, "это не баг, это фича!". В любом случае, мне нравится, что вы пишете.
Шикарный ход! Написать прекрасную статью, включающую в себя некоторые аспекты рецензии. Да и фильм "Игры разума", кажется, был выбран вами не случайно. Браво!
За статью ставлю плюс, хоть по своему жанру к кинорецензии она имеет самое малое отношение, а вот к фильму - самое прямое. Однако, вы дали почву для размышлений
kakapo, wildberries, спасибо, рад, что что-то из рассуждений показалось интересным
wildberries, я не настолько коварен, хотя какие-то мысли, вызванные предыдущим спором, нашли свое отражение
А тут у вас действительно получилось великолепно.+
Очень, очень классно получилось. Философичная и простая одновременно. Яркие образы, медитативная динамичность..., крэги как лейтмотив Текст просто пьешь. Ваще круть, кароче, просто нет слов. Снимаю шляпу
Меня текст заинтересовал не столько фильмом (его уже смотрел; да и для фильма как бы очень большой пролог), сколько упоминаемой фантастической повестью. Теперь надо будет читать. За это +.
_________________________
В реальном мире этих "крэгов" более чем достаточно: куча есть всего что мешает развивать свой взгляд на мир, авторитетно давя наше сознание. И мы, как "маленькие мышки ищем убежище в знакомой и привычной нам уже пещерке". А потом оказывается, что ты вообще-то пещерный медведь!
ребята, спасибо. Когда слишком хвалят, как и слишком ругают, напрягаюсь. золотая середина наше все.
я пока для себя определил две формы рецензий -
на новые или малоизвестные фильмы - о самом фильме,
на другие фильмы - размышления на тему.
рад, если это будет кому-то интересно.
Хороший фильм, неплохая реца... для смотревших, - весьма поучительно и разъяснительно однако, для несмотревших - темный лес Ваши рецензии близки мне по духу - пишите еще
Надо на форуме поститься меньше, оно и появится.
"Между нами и миром проложена тонкая нить сознания,"
____________________________________________________________________
Между нами и миром - различные сферы сознания: при посредстве органов чувств, интеллекта, эмоций и подсознания.
"Ключевое понятие психологической науки – сознание – имеет едва ли не сотню разных и противоречащих друг другу значений… В итоге любая попытка строгого определения сознания, к сожалению, обречена на справедливую и беспощадную критику, т.к. не может соответствовать всем популярным значениям этого понятия.
"Однако тем, кто стремиться изъять эмоциональную составляющую, при анализе психических процессов полезно было бы напомнить слова, сказанные В.С. Дерябиным во время его публичной лекции еще в 1927 году.
"Интересные данные для выяснения работы головного мозга принесло изучение новой болезни – летаргического энцефалита. Здесь нередко оказывается изолированное поражение эмоционально-волевой сферы. Экспериментально-психологическое исследование показывает, что с интеллектом у больного дело обстоит нередко благополучно, но у него нет ни тоски, ни радости, ни гнева, ни надежды и нет целей. Получается живой труп. Этот естественный эксперимент с особенной яркостью показал, что движущей силой являются эмоции, что интеллект сам по себе бесплоден. Ум, освобожденный от влияния эмоций, похож на механизм, из которого вынута пружина, приводящая его в действие. Разум – только рабочий аппарат" [34].
Именно основываясь на исследованиях В.С. Дерябина, мы в данной работе придерживаемся следующей классификации психических состояний.
http://mozhblag.prihod.ru/antisectant/view/id/1140046
хотелось бы о фильме, все же побольше... Из-за катастрофической нехватки времени, так и не удосужился его глянуть. Реца пригодилась для напоминания о фильме, который давно собираюсь посмотреть.