И пускай фонари,
Светят ярче далеких звезд,
Фонари все погаснут, а звезды будут светить.
(В.Цой "Сосны на морском берегу")
Давно ли вы занимались каллиграфией?
Западный обыватель если что-то и знает о ней, то больше по каким-то сопутствующим фактам, например, что занятия каллиграфией натолкнули Стива Джобса на идею создания персонального компьютера. Исключение составляют, в основном, художники, некоторые адепты восточных единоборств, ну и т.п. А на востоке каллиграфию считают искусством, то есть, сложным,
почетным и опасным делом, занятием для настоящих и смелых мужчин (короче говоря, хоккеистов). Почему? Потому что в каллиграфии твое несовершенство становится видно всем. (Ну, кроме тех, кто в этом ничего не понимает, а это.. смотри выше).
Ведь что такое каллиграфия? Это когда, уходя с тренировки из спортивного зала, напоследок, уже от выхода, ты кидаешь трехочковый мяч в дальнее кольцо. Чистенько. Красиво. Легко.
Что-то подобное периодически случается у всех. Но этого мало. Еще одно требование - постоянство. В идеале ты должен так делать всегда. Не лажать. (Интересно, что слово "грех" в греческом языке буквально означает "промах". Согрешить - значит, промахнуться.)
Помните, как Уоллос в "Храбром сердце" говорит другу детства: "Хороший бросок. Но сможешь ли ты повторить его, когда это будет действительно нужно?"
Прыгать через меч труднее, чем через куст? Для совершенного канатоходца нет разницы, сколько метров до земли, и он не устает, когда идет по канату.
Всякие такие вещи требуют достижения некоторых пограничных состояний сознания, поэтому каллиграфия, наряду с боевыми искусствами входит в число практик дзен-будизма.
И последнее - простота.
В рисунке есть такое понятие, как "набросок", "скетч". Обычно это начальный, предварительный этап создания работы, но он применяется и самостоятельно в тренировочных целях. Основная задача - быстро, несколькими штрихами, не зарисовываясь, изобразить то, что в данный момент требуется - композицию, позу, силуэт, выражение. Этот подход применяется и более широко - художник стремится сделать работу за ограниченное время - сколько успеет. С ростом мастерства работы становятся все более законченными, но приходят живость и легкость.
О чем-то таком я думал, когда слушал песню Гребенщикова "Сокол" (из альбома "Белая Лошадь"). По словам самого БГ, это одна из самых быстронаписанных им песен. "Как просто. И как красиво. Ничего лишнего. Интересно, а какой-нибудь фильм вызывает у меня схожие ощущения?"
" - Ну как мы себя сегодня чувствуем? Ну вот, сегодня получше, получше.."
Когда вышел фильм "Игла", в стране ясно присутствовало ощущение весны. Перемены. Лед тронулся. Начало чего-то нового, свободного.. Не будем о грустном.
"Игла" - очень яркий, динамичный, графичный фильм. Кинокомиксы. Очень самобытный, хотя весь соткан из каких-то кусков и образов, как-будто взятых с самых разных мест и культур.
Азия, Питер, провинция, Аральское море... И кинематограф всего мира. Этот фильм настолько свободно сделан, что напоминает дипломную работу на режиссерском отделении. Когда еще не довлеет меч коммерции и успеха, и можно позволить заниматься тем, что нравится.
"Спартак, я давно хотел тебе сказать. Люди в мире разделяются на две категории. Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты".
Режиссер Рашид Нугманов утверждал, что придумал это во время съемок в подвале, хотя очень похожая фраза присутствует в фильме Серджо Леоне "Хороший, плохой, злой" ("Люди делятся на два сорта — тех, у кого револьвер заряжен, и тех, кто копает. Копаешь ты").
Но не так уж это и важно. В любом случае плагиатом здесь и не пахнет.
Только не надо искать в этом фильме шедевральность и классику, а также любую другую форму крутизны. Это - откровение, когда ничего не ждешь, а получаешь много.
" таким образом, как мы видим, любовь это не удовольствие. Но зато это гораздо ... "
Знал я когда-то двух ребят, которые, дурачась, поступили в Гитис. Они туда и не собирались ни разу, учиться было запланировано в другом месте, по совершенно другому профилю, но так, шутки ради, забавы для, подали параллельно документы. На экзаменах совсем не волновались, наоборот, пребывали в хорошем состоянии куража, чем выгодно отличались от большинства остальных абитуриентов.
Есть полное ощущение того, что этот фильм тоже сделан "дурачась". Не "отдыхая", как иногда совмещают съемки с выездом съемочной группы на курорт, а именно "дурачась", творчески, с куражом.
Цой за время съемок написал песню "Звезда по имени Солнце", которая, как и некоторые другие песни группы "Кино", вошла и в сам фильм.
" - Ну вот. Представляешь, рыбы сдохли.
- Ну, хорошо. Что делать будем?
- Увези меня отсюда. Ну, поехали куда-нибудь вместе. На море. Помнишь?"
Тут надо сказать, что съемки фильма к тому времени, когда за них взялся Рашид Нугманов, заглохли и весь проект был практически уже мертв. Режиссер увидел его по-новому, и определил судьбу фильма на долгие годы, пригласив туда Виктора Цоя, Петра Мамонова и Александра Баширова.
" - Как тебе мои новые ребята? Неформалы... Я возлагаю на них очень большие надежды."
Великолепную игру Мамонова и Баширова я описывать не буду. Им удалось создать яркие образы, которые сумели пережить свое время, что случается не так уж и часто. При всем при том, что диалогов и разговоров в фильме не так уж и много.
"... Бытие — это не есть сознание, бытие есть подсознание! Освобождаем себя! Вперёд, а потом обратно! Консервация времени — это наш девиз..."
" - Я даже не знаю, как с тобой разговаривать. Ты ведь думаешь, что всю эту историю я затеял, а от меня тут ниччо не зависит! Они же каждый день требуют. Но ничего, нас теперь двое... Человек ты хороший...честный...я убедился. И учти - Дину мы из этого вытащим только вдвоем. Надо же понимать такие вещи!"
" ... Бон джорно, сеньор Панталоне..."
Звуковой ряд представляет собой переплетение слов, музыки, песен, различных тем мировой культуры. Лоскутками вышитый индейский ковер.
Очень органично в таком "интеркультурном" формате фильма смотрятся актеры с Казах-фильма.
"В двенадцать часов дня он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал, куда он идет. И сам он тоже..."
И Цой, конечно. Любимое дитя запада и востока :)
В нем соединились свободный и отрешенный дух Питерского рок-клуба и волнующая сногсшибательность восходящего дракона Брюса Ли.
Впрочем, про всякую такую "псевдофилософскую" хрень мы, те, кто взрослел вместе с тем временем, не думали. Цой был лидером любимой рок-группы, где-то может даже кумиром (хотя кумиров уже тогда учились невозводить), наряду с Башлачевым, Майком Науменко, БГ, Бутусовым, Костей Кинчевым, Юрием Шевчуком, "Чайфом" и многими другими. А значит, своим парнем. Последним героем, последним - в смысле, настоящим. Время было такое, что все небо вдруг, как по мановению волшебной палочки, озарилось сиянием звезд. И это ощущалось само собой разумеющимся. Мы росли, и звезды зажигались.
" - Ученые утверждают, что скорпионы самые древние животные на земле. Три года назад я их здесь не видел. Ты не видела, Дин?"
Гораздо позже я понял, что у Виктора Цоя был дар пророка. Точнее, есть, ведь песни его по-прежнему живы. На самом деле этот дар был вылит на весь наш отечественный рок времен окончания СССР. И Цою пришлась значительная его часть. Осознал я это, когда начал читать Библию.
(На всякий случай небольшая ремарка. Пророчество сейчас имеет смысл предсказания, что-то даже с оттенком алхимии. Но на самом деле пророк - это рупор Бога. Ни больше, ни меньше.)
Если есть стадо - есть пастух.
Если есть тело - должен быть дух.
Если есть шаг - должен быть след.
Если есть тьма - должен быть свет.
Хочешь ли ты изменить этот мир?
Сможешь ли ты принять как есть?
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон...
Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза:
Весь мир идет на меня войной.
" - Дура ..."
Поговорим еще немного о сюжете, отдавая дань традиции. Он играет здесь второстепенную роль. Но политкорректную. Раньше было принято получать одобрение на съемку фильма. Здесь про борьбу с наркоманией. Все тип-топ. Но мне интересно, сколько людей пошло смотреть этот фильм ради сюжета?
Молодой человек с партийной кличкой Мора (или Моро) приезжает в город (Алма-Ату) забрать долг, и заодно навещает свою прежнюю знакомую Дину. Или наоборот, приезжает к своей девушке Дине, и заодно забрать долг.
"Казалось бы, при чем тут любовь? А ведь это про любовь."
Когда видит, что Дине плохо, увозит ее на море.
Море, кстати, в фильме отдельная тема. После наркотика города (серого и холодного) яркое солнце и белый песок имеют явно выраженный очищающий эффект. Недаром именно там Дина излечивается. Хотя самого моря в фильме нет. Иногда, чтобы что-то показать, нужно этого не показывать. В этом фильме море особенно удалось!
" - А как 'по-другому'?"
Еще одна сторона - море это не простое, море это Аральское. Корабль в песках является неким образом неправильного пути развития цивилизации. То, что имеет больше всего значения, человек, как правило, не ценит.
" - Мало того, что дура. Еще и готовить не умеешь."
Так или иначе, в итоге получилось то, что получилось. Легкий, непринужденный, яркий и глубокий фильм-образ, графичный, как иероглиф. Написанный в несколько мазков мастерской рукой. Просто. Красиво. И легко. Звучит песня. И Цой щурится на свет звезды по имени Солнце.
Я устал от чужих городов,
Я устал колоть этот лед,
Я хотел бы уснуть, но нет времени спать.
И опять за окнами ночь,
И опять где-то ждут меня,
И опять я готов идти, опять.
Но я верю, что ты
Снова скажешь эти несколько слов,
И тогда я готов оставить след на этом снегу.
И я знаю, что мне
Не долго осталось ждать,
Чтобы снова увидеть сосны на морском берегу.
Красиво, излишнее многословие неуместно Вы меня приятно поразили.
Здорово. "+"
Удивительно. И захотелось посмотреть кино, к чему душа никогда не лежала. Не мои это кумиры. +
Ну очень-очень длинно. Суть приходится выхватывать.
В таком ключе можно написать рецензию на "Монолог" Высоцкого.
спасибо!
wildberries, Profess, краткость не моя сестра
álom, отдельное спасибо за прикрепленную песню, очень в тему.