В последний раз до того я видел Уилла Смита на киноэкранах осенью 2003-го в комическом боевике «Плохие парни-2». Там он в образе полицейского со своим лихим напарником в исполнении Мартина Лоуренса весело боролся с наркомафией Майами. С криками, матом, выстрелами, взрывами и сальными шутками. И вот новый фильм с Уиллом Смитом в главной роли, где он также выступил в качестве одного из исполнительных продюсеров, и опять в роли полицейского, но уже без напарника (слыханое ли дело на славной Американщине?!). Только на этот раз всё
гораздо серьёзнее: в противниках у него уже не отдельно взятый наркобарон, хоть и с маленькой армией. А целое поколение усовершенствованных роботов во главе с суперкомпьютером Вики. И действие происходит в 2035 году.
Герой с пугающей регулярностью видит сон из своего прошлого, с гордостью носит кеды со звёздами, регулярно лакомится у своей бабушки пирогом с бататом и... ждёт какого-то подвоха от роботов. Необходимое пояснение: сценарий фильма написан на основе литературного произведения весьма достойного одноимённого сборника рассказов Айзека Азимова. Честно говоря, я ожидал от просмотра худшего: что это очередная, к сожалению, удачная попытка из умной фантастики сделать грандиозный блокбастер, где создатели с водой выплёскивают ребёнка и зрелищем забивают весь глубокий смысл книги. Однако опасался напрасно. Балансируя между экшном и стремлением донести для массовой аудитории этические вопросы в духе «Робот — это звучит гордо или он лишь электронный раб?», «Опасна ли такая цивилизационная ловушка?», в сборнике подробно рассмотренные, создатели сделали нечто смотрибельное и вдумчивое. И баланс удался равномерный. Хотя мысли здесь порой и похожи на околонаучную софистику. Рецепт, по которому снимался «Я, робот», вырисовывается чётко: взяли сборник Азимова, талантливо переработали, оставили многие рассуждения на тему «Робот — тварь железная или право имеет?», привнесли в характер сюжета что-то от «Терминатора» и добавили природного комизма Уилла Смита.
Настоящим откровением стала роль робота Санни (Алан Тьюдик). Здесь видна такая работа то ли гримёров, то ли костюмеров и, конечно, компьютерных художников («мастеров "Фотошопа» (с) (Гоблин), что просто диву даёшься приданному сходству актёра с роботом. Вскользь замечу, что фильм можно назвать настоящей весёлой пугалкой для нефтяных компаний. И всё только из-за одной впопыхах брошенной фразы о том, что в обрисованном будущем отказались от бензина, потому что он взрывоопасен. Детектив Спун (Смит) — с его недоверием к роботам по ходу действия скатывается в настоящую паранойю. Причём у него есть на то самые веские причины. Окружающие в какой-то момент начинают называть этот диагноз ему в глаза. Но сам он раз за разом упорно повторяет: «Я в норме». Со стороны его действия выглядят так, как будто обычный не очень образованный чувак из стандартных негритянских комедий в стиле братьев Уэйансов, вдруг работающий полицейским, пытается «врубиться» в тонокости робототехники и искусственного интеллекта. Неуклюже, смешно, зато эффективно. И хотя он действительно оказывается единственным зрячим среди слепых, всё равно реальность оказывается намного интереснее самых мрачных и страшных ожиданий. «Революция, о необходимости которой говорили трудящиеся всех стран», свершается, и роботы в ней действуют по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Запутанностью всё несколько напоминает фильм Спилберга «Особое мнение», где экранизирован рассказ другого корифея американской фантастики — Филиппа К. Дика. Спун по сути так же одинок, как персонаж Тома Круза, но его, по крайней мере, не преследуют все и вся.
Удивительно, но рэп Смит здесь на титрах не читает. Видимо, это уж совсем не вяжется с научной фантастикой. Похвально, что картина выглядит совершенно законченным произведением. Хотя при желании, как известно, в Голливуде могут сделать сиквел даже к сказке про Колобка. Так что кто знает...
Рецензия у меня в ЖЖ: http://kirill2490.livejournal.com/125310.html
"+" Полностью созвучно с моим виденьем этой картины.