Недавно довелось мне посмотреть в Интернете любопытную подборку цветных фотографий, которая называлась «Париж до и во время оккупации 1940-44 годов». Фотографии конца 30-х, начала 40-х. Париж – он и есть Париж! Букинисты на набережной, цветущие клумбы Люксембургского сада, переполненные террасы кафе. На улицах полно хорошо и ярко разодетой публики. Автомобилей, правда, маловато, но порядочно велосипедистов. Груды мясных туш и разнообразных овощей на знаменитом рынке «чрево Парижа». Вдруг взгляд останавливается на
седовласой женщине, на пальто которой нашита желтая шестиконечная звезда. Теперь и среди оживленной парижской толпы мы все чаще замечаем группки людей в серой армейской униформе. В форме германского вермахта. А вчера я посмотрел французский фильм об этом самом времени. Дело там происходит не в столице, а в глухой провинции. На той территории, которая одно время даже называлась «свободной Францией».
Эта картина режиссера Луи Маля – замечательный образец экзистенциальной драмы времен второй мировой войны на территории Франции. Драмы, о которой сами французы стараются вспоминать пореже. Вот почему эта картина подверглась сокрушительной критике на родине в год ее выпуска – в 1974. В советской печати об этом фильме тоже писали весьма неодобрительно: мол, чуть ли не оправдание и апологетика фашизма. Но в тот же год картина представляла Францию в номинации на премию «Оскар» и уступила первое место только «Амаркорду» Федерико Феллини. Картина о второй мировой войне, о ее окончании, о трех летних месяцах 1944 года. На память приходят кадры из фильмов Спилберга о высадке в Нормандии и о войне в Европе. Кромешный ад, визг и свист пуль, взрывы и пожары, кровавая мясорубка.
Но здесь, на юго-западе Франции, в то же самое время - пасторальная сельская тишина. Если и звучат выстрелы, то это деревенский парнишка Люсьен Лакомб охотится на кроликов. Метко стреляет, между прочим. И из рогатки, и из ружья, и из пистолета, а позднее и из немецкого автомата. Но вот почему-то в партизаны, которых на юге Франции называли макИ, его не позвали. Это его обидело, ведь и в родном деревенском доме ему не нашлось места. Отец с начала войны оказался в плену, а у матери появился новый сожитель. Зато Люсьен приглянулся сотрудникам немецкой полиции из городка вблизи испанской границы. Что поражает особенно - в этой местной полиции служат исключительно соотечественники, французы. И штаб-квартира здешнего гестапо размещается в здании городского отеля. Отеля, который при этом оставался местным клубом с рестораном и танцевальными вечеринками. Сотрудники частенько прикладывались к рюмкам в баре, катали шары на биллиарде или играли в пинг-понг, не обращая внимания на вопли истязуемых макизаров. Пропагандистское радио из Виши передает бодрые сводки о том, как вермахт доблестно отражает атаки американцев и англичан на нормандском фронте
.
Темный, неотесанный, простодушный деревенский дикарь постепенно осознает свое могущество, приобщаясь к правящему классу. Дорвавшиеся до власти обыватели, не стесняясь его присутствием, обделывают свои грязные делишки, присваивая имущество арестованных или занимаясь приграничной контрабандой. И Люсьен тоже обзаводится чемоданчиком с «военными» трофеями. Но вот судьба сводит его с семейством парижского портного Альбера Хорна (Ходлер Лёвенадлер) - еврея, который с матерью и дочерью скрывается в провинциальном городке. И постепенно парень становится своеобразным покровителем этой еврейской семьи. Он влюбляется в дочь Хорна – Франс (Орор Клеман). Эта светловолосая девушка с таким говорящим именем, утонченная пианистка, поневоле уступает его неловким ухаживаниям, ведь ей самой надоело в эти страшные годы ощущать себя еврейкой. Да и молодость требует своего.
Судьба этого простого деревенского паренька, настоящего сына природы, по-человечески трогает и волнует непредвзятого зрителя. Собственно, мы ни разу не увидим этого агента германской полиции в процессе какой-либо карательной операции. Даже во время налета партизан Сопротивления на штаб-квартиру полиции он избегает участия в перестрелке, а вскоре устраивает побег для Франс и ее бабушки в сторону испанской границы.
Лакомб Люсьен. Так обозначена фамилия и имя героя в названии фильма. Так писали имена осужденных в реестрах военного трибунала. Таким образом, автор дает понять, что его герою отпущен совсем короткий срок. Пьер Блэз, ярко блеснувший в заглавной роли, увы, тоже прожил совсем короткую жизнь – всего 23 года. Роль юного коллаборационист
Еще немного об авторе сценария и режиссере Луи Мале. Блестящий режиссер, сценарист, оператор и даже иногда актер. Его порой причисляли к плеяде французских кинематографисто
Замечательно! Большое спасибо.
Отлично +
С возвращением, Барс! Очень радует продолжение знакомств с Вашими интересными и познавательными рецензиями! +
Спасибо большое!!!
С возвращением, Барс! Очень радует продолжение знакомств с Вашими интересными и познавательными рецензиями! +
Спасибо большое!!!
И я рад, соскучился за месяц по Копилке. Всем спасибо!