«Когда мы бросаем вызов природе, она защищается. Она просто защищается. И ничего больше. И это грандиозно!»
Вернер Херцог.
Однажды герой фильма немецкого режиссера Вернера Херцога отправился на плоту по Амазонке в неведомую даль. Это был безумный конкистадор Дон Лопе де Агирре. А вот теперь герой его нового фильма в первых же кадрах снова появляется на той же реке в лодке, как одержимый меломан, который проделал две тысячи миль по Амазонке, чтобы услышать и увидеть Энрико Карузо. Между этими героями, воплощенными
Клаусом Кински, минуло несколько столетий. Между этими фильмами минуло десятилетие. Панцирь и меч испанского завоевателя Южной Америки он теперь сменил на мешковатый белый костюм и широкополую соломенную шляпу. Но, как и прежде, охвачен новыми фантастическими планами и готов на все, чтобы воплотить их в жизнь. Теперь Клаус Кински предстает в роли ирландского авантюриста Брайана Суини Фитцежальда – Фитцкарральдо, на местный манер. Места съемок уже хорошо знакомы немецким актеру, режиссеру и оператору Томасу Мауху. В джунглях Перу, Эквадора и Бразилии его «заклятый » друг, режиссер Вернер Херцог в начале семидесятых годов снимал «Агирре – гнев божий». Режиссер - тоже не менее одержимый фанатик, и это выражается в его постоянном стремлении снимать максимально правдиво и в самых труднодоступных местах.
Этот творческий фанатизм был высоко оценен на кинофестивале в Каннах в 1982 году. Приз за лучшую режиссуру. Те, кто видел прежде фильм про зловещего Агирре, будет приятно удивлен. Клаус Кински здесь совсем другой. Это действительно великий актер, который сумел сломать прилипшие к нему стереотипы амплуа злодея и монстра. Этот чудак чрезвычайно обаятелен. Открытая улыбка освещает его лицо. Он умеет привлекать к себе не только голоногую ребятню, но и убеждать кое-кого из местных олигархов. Он поведет за собой целый народ лесных туземцев. Недаром именно ему отдаст свое сердце первая красавица города. Неистовый Клаус Кински появляется в обществе прекрасной и темпераментной Клаудии Кардинале. Забавное сочетание имен – Клаус и Клаудия. К сожалению, Молли продержится на экране только в первой трети фильма, поскольку ее Фитц отправляется в опасный поход по Амазонке и ее притокам, а Молли не может оставить без присмотра свое беспокойное хозяйство. Ведь она содержит фешенебельный бордель в городишке Икитос. Зато ее имя будет красоваться на носу речного парохода, который Фитцкаральдо приобрел для своей экспедиции, чтобы проложить путь в леса, где растет гевея – каучуконосное дерево.
В начале ХХ века стремительно началась эра автомобилизации. А колеса для машин надо было обувать надувными шинами. Натуральный каучук стоил очень дорого, а синтетический изобретут гораздо позднее. Поэтому во время каучуковой лихорадки стремительно росли и богатели города в бассейне Амазонки. Вот и вначале мы видим роскошный театр в бразильском городе Манаусе, куда приезжают на гастроли европейские знаменитости – Сара Бернар и Энрико Карузо. Перуанский Икитос пока еще напоминает затрапезную деревню, по улицам которой бродят свиньи. Но именно здесь Фиткарральдо мечтает построить большой оперный театр, чтобы приобщить местную публику к высокому искусству бельканто.
Но пока что этот талантливый инженер, но не очень то успешный предприниматель, хватается то за одно дело, то за другое. Провалился его проект проложить железную дорогу через Анды, ныне он организовал фабрику по производству льда. Но вот он узнает, что есть возможность приобрести участок с каучуконосными деревьями между реками Пачетеа и Укаяли. Место перспективное, но добраться туда трудно. Еще труднее выбраться назад. На Укаяли смертельно опасные пороги. В густых тропических лесах обитают воинственные племена индейцев. Но для того, чтобы добывать каучуковый сок и затем доставлять его на международный рынок, нужен водный транспорт. Любопытно, что и сегодня Икитос – большой полумиллионный город, единственный в мире, к которому нет сухопутных путей, правда, имеется международный аэропорт и, естественно, судоходная река - Амазонка.
Подруга и компаньонка Молли соберет нужную сумму на покупку этого леса. Каучуковый барон Дон Аминадо продаст ему полусгнивший ржавый пароход вместе с судовым механиком Шело. Капитаном вызывается быть полуслепой голландец Пауль по прозвищу Ориноко, лоцманом нанялся выпивоха Хуарекеке, Кроме того, что он немного понимает язык аборигенов, он рекомендует себя как лучший повар на Амазонке. Разношерстная команда через несколько дней даст деру, не выдержав напряжения нарастающей угрозы, исходящей с лесистых берегов. На борту остаются четверо – Фитцкарральдо, шкипер, механик и кок. Из леса доносятся боевые песни и барабанный бой. Но наш герой вытаскивает на верхнюю палубу граммофон, и голос Карузо разносится над зеленым морем сельвы. Эффект поразительный – после окончания арии над лесом повисла тишина. И лицом к лицу они, наконец, встречаются с плывущей по реке армадой лесных индейцев. И тут начинают происходить чудеса!
Это надо видеть! Племена первобытных индейцев, оказывается, сотни лет ждали второго пришествия белого бога. И теперь у Фитцкарральдо появилась целая армия добровольных помощников. Наш меломан задумал перетащить свой пароход из одной реки в другую через узкий горный перешеек. И ведь-таки перетащит! Сможет! Собственно говоря, эта безумная идея принадлежала режиссеру Херцогу. Его убежденность и организаторский талант сотворили без всяких спецэффектов съемки этого сизифова предприятия. Сотни индейцев своими руками при помощи рычагов, воротов, канатов, катков и блоков вытащат корабль на берег и по расчищенной в сельве просеке дотащат его до перевала, а затем спустят до берега реки Укаяли. Это невероятное массовое действо, эту симфонию труда на фоне девственной природы на всех этапах и во всех подробностях великолепно запечатлел на пленку Томас Маух. Можно было бесконечно продолжать рассказ об этой невероятной истории, но удержусь. Это надо смотреть!
Надо все-таки добавить, что фильм - не выдуманная история. Прототип героя Клауса Кински, реальный ирландец Брайан Суини Фитцджеральд, также был без ума от итальянской оперы и, ради освоения труднодоступного участка леса, действительно перетащил волоком с помощью индейцев через гору огромную тяжелую лодку весом 28 тонн. Пароход «Молли - Аида» в фильме Вернера Херцога весил 328 тонн!
@ Fri, 08 Feb 2013 23:24:45 +0400
От! це реца! Спасибо!+