Дэвид Уорк Гриффит
D.W. Griffith
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 22 Jan 1875
- Дата смерти: 21 Jul 1948
- Имя при рождении: David Llewelyn Wark Griffith
- Место рождения: Ла-Гранж, Кентукки, США
В избранном у (1)
Американский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер, с творчества которого часто отсчитывают историю кино как особого вида искусства.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/78812
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000428
Родился в Ла-Гранже, штат Кентукки, США.
Его отец, Джекоб Уорк, — отставной полковник, воевавший на стороне Конфедерации. Мать, Мэри Перкинс Оглсби, занималась домом и воспитанием детей.
Гриффиту было всего семь лет, когда умер его отец, оставивший многодетной семье одни долги.
Он перепробовал много профессий. Был редактором маленькой газетки в своем городе, затем в «Луизвильском курьере», чернорабочим, металлургом, служащим, библиотекарем, лифтером, «мальчиком» при площадке для игры в гольф, пожарным. К 20 годам он стал мелким актером в труппах, совершающих турне по провинциям. Гриффит мечтал стать писателем и весь свой досуг употреблял на сочинение поэм, рассказов и даже пьес. Некоторые из его новелл и стихов были опубликованы в популярных журналах.
В самом конце 1899 года Дэвид решил завоевать Нью-Йорк. Продав велосипед брата за девятнадцать долларов, он товарным поездом отправился на восток. Когда деньги кончились, пришлось добираться пешком и "зайцем".
В Нью-Йорке Гриффит поселился в нищем квартале Бауэри. Он убирал хмель на полях, работал на металлургическом заводе, устраивался матросом на баржу, а то и просто попрошайничал.
В 1904 году судьба свела Гриффита с актрисой Линдой Арвидсон. Они поженились и в июне 1906 года приехали в Нью-Йорк, поступив там в труппу Томаса Диксона. Но денег не хватало. Гриффит подрабатывал сочинительством, но и это занятие приносило гроши.
Наконец один из друзей посоветовал гриффиту пойти в киноактеры. Это считалось унизительным, но за день съемок платили пять долларов, а за сценарий - пятнадцать.
И в декабре 1907 года Дэвид пришел на студию "Байограф". Небольшие роли, несколько принятых сценариев...А потом произошла счастливая случайность: Гриффиту предложили заменить заболевшего режиссера. Дэвид согласился с неохотой, так как боялся, что в случае неудачи его уволят со студии. Лишь получив заверения в обратном, он приступил к работе. Через три дня картина "Приключения Долли" ("The Adventures of Dolly") (девять минут!) была готова. Зрителям фильм понравился, и на следующий день был заключен договор с Гриффитом как с режиссером.
Фильмы Гриффита сразу же получили известность. В 1908–1913 он поставил для «Байографа» более 450 одночастных картин, разрабатывая новые выразительные средства, среди них и фильм "В старой Калифорнии" ("In Old California", 1910), снятый в новом тогда для кино месте, Голливуде.
Гриффит первым использовал психологически мотивированный крупный план, ввел его в монтажный контекст в фильме "Много лет спустя" ("After Many Years"), что породило множество кинематографических приемов, а это, в свою очередь, привело к созданию более сложных элементов киноязыка.
В поисках большей творческой независимости Гриффит в 1913 оставил «Байограф» и присоединился к новой кинокомпании – «Рилайанс маджестик».
В 1915 на экраны вышел фильм "Рождение нации" ("The Birth of a Nation"). Постановка и прокат осуществлялись Гриффитом как «независимым» продюсером. Сюжет фильма разворачивался в эпоху Гражданской войны и Реконструкции на Юге США. Картина шла более трех часов и по продолжительности превосходила любую ранее снятую американскую картину. Провозглашенная шедевром киноискусства и снискавшая поразительный коммерческий успех, лента вызвала бурную полемику из-за тенденциозного подхода Гриффита к проблеме негритянского населения на юге США. Никто никогда не оспаривал художественных достоинств кинокартины, но сюжет и моральный вывод "Рождения нации" в настоящее время вызывают настоящий шок.
Многие обвиняющие сейчас Гриффита в расизме не вспоминают, что буквально через год он снял фильм "Нетерпимость" ("Intolerance", 1916), ставший вехой в развитии гуманизма, пацифизма в искусстве. Равно как и в развитии кино и, в частности, монтажа.
В декабре 1918 года Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс вместе с Гриффитом и Чаплином создали кинокомпанию "Юнайтед артистс" - "Объединенные художники".
После 1925 карьера Гриффита пошла на спад, он попал в полосу неудач. Он начал нервничать и избавляться от актеров.
В это время он увлекся актрисой Кэрол Демпстер и начал губить себя как режиссер, лишь бы сделать из нее звезду. Ее не любили ни публика, ни люди кино, - зато он любил...
Гриффит ставил фильм за фильмом, сам выбирал темы и сценарии, при этом неизменно снимал в главных ролях Демпстер.
Компаньоны Гриффита по "Юнайтед Артистс" были поражены легкомыслием человека, "сделавшего американский кинематогрф". Да и банки уже отказывались субсидировать фильмы Гриффита.
Он уехал в Европу - пробовал достать деньги в Англии и в Италии, но возвратился ни с чем.
Чтобы платить долги, в 1924 году Дэвид Уорк поступил на службу в фирму "Феймос Плейерс" ("Парамаунт"), к Адольфу Цукору. но и здесь его преследовали неудачи.
Гриффит вернулся в фирму "Юнайтед Артистс". Но год 1927-й стал еще более катастрофическим для режиссера. Провалы фильмов и - потеря актрисы. Демпстер предпочла бросить неудавшегося гения. Гриффит стал сильно пить, "король экрана" превратился в беспомощного старика.
"Веласкез экрана" стал появляться в городе в старых костюмах с потрепанными манжетами. Иногда его сопровождали сомнительные женщины.
Линда Арвидсон давно покинула Гриффита, и после их официального развода он женился в 1936 году на молодой актрисе Эвелин Болдвин. Через несколько дней после свадьбы его наградили «Оскаром» за вклад в киноискусство.
После этого он редко появлялся на людях, в течение пятнадцати недель вел радиопередачу "Голливуд глазами Гриффита", писал стихи, мемуары, иногда участвовал символически в фильмах других режиссеров.
В годы Второй мировой войны Гриффит и Эвелин Болдвин жили в Голливуде. По воскресеньям он выезжал в небольшое ранчо в Сан-Фернандо.
Летом 1945 года Гриффиту было присуждено почетное звание доктора литературы за большой вклад в развитие киноискусства. Но поехать в Луисвилльский университет для получения диплома он не смог.
Гриффит заметно сдал, он оскорблял друзей, тяготился домом, говорил, что его стесняют узы брака. Эвелин в конце концов не выдержала и в октябре 1947 года подала на развод. Гриффит не возражал, заявив, что он "холостяк по убеждению".
Дэвид Уорк поселился в гостинице и обрек себя на одиночество. По ночам бродил по улицам Лос-Анджелеса, не отвечал на телефонные звонки.
22 июля 1948 года у Гриффита случилось кровоизлияние в мозг. Он нашел в себе силы спуститься в вестибюль отеля. Его отвезли в госпиталь. 24-го числа гений кино скончался.
Хоронили его 28-го июля в "Масонском храме" в Голливуде (Гриффит стал масоном еще в дни "Байографа"). На панихиде было около двухсот человек, в основном - стариков.
После похоронной церемонии тело Гриффита было доставлено самолетом в Ла-Гранж и похоронено в фамильном склепе. Два года спустя прах перенесли в новую могилу, окруженную оградой с гриффитовской фермы, а гильдия режиссеров поставила там памятник.
Интересныe факты
* В практике американского кино введённые Гриффитом приёмы монтажа получили специальное название: параллельный монтаж (англ. cross-cut), перекрёстный монтаж (англ. cut back или англ. flash back), короткий монтаж (англ. switch back).