- Здесь сыновья мои прошли на казнь;
Вот здесь стоит мой третий сын - изгнанник;
Здесь брат мой плачет над моей бедой.
Но всех больнее дочь мне душу ранит...
(Уильям Шекспир, «Тит Андроник»)
О люди! Порождение крокодилов! И. Ф. Шиллер
Пьесы Шекспира экранизируются гораздо чаще произведений других авторов, и на сегодняшний день по ним поставлено более 400 художественных полнометражных фильмов. Гамлет с лицами Лоуренса Оливье, Иннокентия Смоктуновского, Мела Гибсона и Кена Брана обращается с экрана с вечным вопросом, быть или не быть? Макбет Романа Полански и Джастина Курзеля с горечью признаёт, что «Жизнь — это повесть в пересказе дурака: в ней шум и ярость, нет в ней только смысла». Король Лир вновь и вновь убеждается, что "Судьба продажна и низка и презирает бедняка". И реквиемом по Ромео и Джульетте классических и модернизированных версий звучат в финале слова, что нет их повести печальнее на свете. Но есть у Шекспира повесть ещё печальнее, которая так и называется, «Печальнейшая римская трагедия о Тите Андронике». Повествует она о доблестном и высокородном генерале, под командой которого римские войска разгромили после тяжёлой многолетней войны армии готов. Потеряв на полях битв 20 своих сыновей-воинов, триумфaтopом возвращается Тит в Рим, везя в клетке королеву готов, Тамору и трёх её сыновей, главные его трофеи в войне. Невзирая на мольбы Таморы, Тит принесёт в жертву богам её старшего сына, бросив на ритуальный костёр его тело, разрубленное на куски. Тем самым он приведёт в движение цепную реакцию коварных и жестоких актов мести, убийств и насилия. Замкнувшись в порочном круге, монстры гнева и ярости поглотят всех и всё.
Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык, не упоминая групповое изнасилование, и, под занавес, каннибализм — таков список ужасов, наполняющих первую трагедию Барда, самую кровавую из всех его пьес, истинное хоррор шоу. Она пользоволась успехом у его современников, но постепенно, стала считаться худшей пьесой лучшего в мире драматурга. Критики обвиняли её в отсутствии чёткой структуры, в громоздкой бесформенности и нелогичности. О ней отзывались как об упрощённой, лишённой вдохновения, абсурдной, нелепой и смехотворной. С течением времени, её стали рассматривать как юношескую попытку Шекспира в жанре трагедии мести, очень популярном в Елизаветинскую эру. Старинные летописи и современная хроника в изобилии давали материал для пьес такого рода. Кровавая месть, физическое истребление соперников, тайные и явные убийства, совершаемые самыми изощренными способами, были не плодом воображения писателей, а повседневной жизненной практикой. История Анны Болейн, матери королевы Елизаветы, - всего лишь один из сотен примеров. Проба пера молодого драматурга получилась "переиродившей самого Ирода", но при этом выдержанной в классических образцах. Известный как величайший адаптатор, Шекспир черпал идеи для своих пьес в литературе прошлого, исторических хрониках, мифологии. Поместив действие "Тита" в древний Рим, он воспользовался мифологическими сюжетами древней Греции. Один из них - сказание в “Метаморфозах” Овидия о юной девушке Филомеле, к которой воспылал низменной страстью муж её старшей сестры, Прокны. Утолив похоть, он вырезал несчастной язык, чтобы она никому не рассказала о его преступлении. Другим источником стал миф о смертельной ненависти, вражде и борьбе за власть между двумя братьями, Атреем и Фиестом. Сюжет "Тита" необуздан, но поэтика и воображение начинающего драматурга предвещают будущие литературные вершины.
Популярность "Тита" в эпоху Елизаветы можно объяснить тем, что даже в слабой пьесе Шекспира язык исполнен интенсивной глубиной, специфичной только для него. Но, возможно, простое объяснение заключается в том, что "Тита" нужно смотреть, а не читать. На протяжении всей своей карьеры Шекспир был, в первую очередь, театральным, сценическим деятелем и только потом - писателем. Работая над пьесами, он видел в них зрелище, воспринимаемое публикой непосредственно на висцеральном уровне. Привязанная к печатному слову, шокирующе сенсационная и накалённая атмосфера пьесы кажется смехотворной, и этим проигрывает при чтении зрелым работaм драматурга. Безумный же макабрический карнавал, которым стало представление "Тита" на подмостках, втягивал зрителей в ожившее действо, вызывал у них бурную ответную реакцию сопричастия несомненным драматизмом происходящего, стремительностью и целеустремлённостью сюжета. Возможно, что композиционная необычность пьесы, выразившаяся в сочетании реалистического и фантастического, прекрасного и жуткого, оказалась созвучной современникам Шекспира. Oнa как нельзя к месту выражала абсурдность человечества и гротескность эпохи в котором ему доводится существовать. Изначальная популярность начала возвращаться к "Титу Андронику" только в последние десятилетия нашего времени, благодаря сценическим постановкам Питера Брука и Деборы Вагнер, а также удивительно яркой, декадентски изысканной, анархически-анахронической экранизации Джулии Теймор, "Titus", выпущенной в 1999 году, и, по сей день, единственной кино-версии квази-исторического хоррора молодого Уилла Шекспира.
Одна из наиболее визуально одарённых современных режиссёров Джули Тэймор, которая успешно работает и в театрe, и в кино, выбрала в качестве кино-дебюта раннюю трагедию Шекспира после того, как поставила её в одном из театров офф-Бродвея. В роли Тита снялся Энтони Хопкинс, Джессика Лэнг сыграла Тамору, а Гарри Ленникс перенёс из театра на экран роль мавра Аарона, слуги и любовника Таморы, коварного вдохновителя падения дома Андроников. И театральная постановка Тэймор, и её фильм начинаются с того, что современный мальчик играет дома на кухне в войну со своими игрушечными солдатами, обильно поливая их кетчупом, имитируя реки пролитой крови. Неожиданно, он переносится в Древний Рим, где оказывается Люцием, юным внуком триумфатора Тита Андроника, а его игрушечные солдаты оживают и превращаются в римских воинов, из рук которых вырастают мечи. Уже начало фильма задаёт концепцию видения Тэймор, чей основной посыл - смешение временных эпох и их атрибутов. Пленница королева Тамора возносится к вершине власти, став супругой римского императора, и предстаёт татуированной языческой богиней в сияющем нарядe из парчи с нагрудниками из чистого золота. Её сыновья, избалованные и развращённые заводные апельсины, одеты как современные рок-звезды. Тит и мужчины из семьи Андроников носят шлемы и доспехи римских воинов. Некоторые персонажи разъезжают на колесницах, некоторые на автомобилях и мотоциклах, а иные - на танках. Воинственные древние римляне владеют всеми видами оружия. Всё идёт в ход, и арбалеты с винтовками, и мечи с автоматами,. Мирно соседствуют на столе пиво в бутылках с вином в древних амфорах. Cыновья почившего императора, призывают в микрофон граждан Рима отдать свои голоса одному из них. По словам Тэймор, анахроничная структура была создана, чтобы подчеркнуть внеременность насилия, его универсальность и неотъемлимость от человечества во все времена: «Костюмы, атрибутика, лошади, колесницы или автомобили представляют сущность персонажа, не зависящую от определенного исторического момента. Действие этого фильма могло разворачиваться на протяжении всей истории, начиная с 1-ого по 2000-ый год.»
Перенеся "Тита" на большой экран, Тэймор превратила его в многослойную, постоянно меняющуюся фантазию, в которой реальны только насилие и жестокость. С улиц древнего Рима, мы переносимся в Италию времён Муссолини, затем в мир Алисы в стране чудес, где игрушечные фигуры оживают и вырастают в человеческий рост, а оттуда, в современные аркады игровых автоматов. По мере того, как эти среды обитания сталкиваются и взаимопроникают, они сплетаются в нереальный вневременной мир, в смертельно заряженную виртуальную реальность, где герои пьесы вырисовываются как повторяющиеся исторические архетипы. С первых же кадров, безжалостность и ожесточение в «Тите» нарастают как лихорадочная массовая истерия, которая поглощает персонажей и превращает их в кровожадных злодеев. Скорбящая по старшему сыну Тамора, чьи мольбы о милосердии не тронулиТита, становится безжалостнoй фуриeй. Два её младших сына, поначалу напуганные подростки, жмущиеся к матери, перевоплощаются в насильников-социопатов, шутников в стиле Алекса де Ларджа. Благородный Тит, отказывающийся от императорской власти, не раздумывая, поверит клевете на своих сыновей и потеряет их, поддавшись ложной праведности. К концу фильма Хопкинс играет Тита обезумевшим королём Лиром в поварском колпаке и белом фартуке, пригласившим врагов на банкет из преисподней, который Питер Гринуэй мог бы тщательно спланировать, а Ханнибал Лектер с улыбкой одобрить.
Несмотря на преднамеренные анахронизмы, фильм Джули Тэймор близко следует за пьесой и верен языку Шекспира. Поэтические проникновенные строки не кажутся устарелыми или тяжеловесными в устах актёров, a словно заново рождаются на глазах у зрителя. В чём Теймор расxoдится с Шекспиром, это финал пьесы. В последних кадрах картины повзрослевший и много переживший мальчик Люций покидает вакханалию безумия и уходит из Рима с крохотным младенцем на руках, спасая от неминуемой смерти незаконнорожденного сына двух злопамятных безжалостных убийц. Возможно, это образ надежды на фоне восходящего вдалеке солнца. Но возможно, что в невинном сиротке дpeмлeт до поры до времени наследие кровожадной ненависти и насилия, которое он принесёт в будущее. Сегодня, через 18 лет после выхода фильма на экраны, когда в десятках стран во всём мире массовые убийства, террористические акты, варварство и бесчеловечность к мирному населению и к детям в том числе становятся обычным явлением и новой реальностью, начинаешь, поневоле склоняться к пессимистической версии eгo финала. То, что мы видим в реальном времени на Интернете и в средствах массовой информации далеко превосходит абсурдную жестокость любого фильма или пьесы, включая «Тита Андроника». Но фильм Тэймор интересен тем, что рисуя в яркой художественной форме отталкивающие, и в то же время эстетически завораживающие картины абсолютных пучин низости, гнусности и изуверствa, он заставляет размышлять о пределах зла и насилия, на которые способен человек. Своей провокационно-прекрасной экранизацией, не привязанной к определённому моменту во времени, Тэймор срывает с «Тита Андроника» ярлык худшей трагедии Шекспира, делая возможным переоценку её значения и истинного местa в каноне его творений. "Тит" - это серьёзный аргумент в пользу пьесы, несмотря на то, что единственной движущей мотивацией для большинства персонажей является жажда мести, переполнившая их души настолько, что ни на что иное места в них не осталось.
Собраны все экранизации каких-либо произведений, не только книг, но комиксов, пьес, опер и т.д.
Форма заполнения описания:
-Имя Фамилия автора или авторов
-Название произведения или общесобирательное название серии произведений
-Формат произведения: роман, рассказ, повесть, поэма, пьеса, опера, комикс, серия романов, сборник рассказов и т.д.
-Год написания или год публикации, для старых произведений примерный. ?-год неизвестен.
-Степень точности экранизации. Если после года публикации не стоит ничего - значит экранизация это приближе...
Кино я люблю давно, так давно, что не могу вспомнить с чего все началось. Здесь я выкладываю плейлист с фильмами и сериалами, которые произвели на меня неизгладимое впечатление, которые я готов пересматривать. Так же меня часть спрашивают, что можно посмотреть и именно сюда я смогу отсылать вопрошающих.
Фильмы, которые приятно смотреть обнимая любимого.
То, что мы еще не смотрели или я бы с удовольствием пересмотрела=)
Женский взгляд отличен от мужского. Женская логика часто непонятна мужчинам (и наоборот).
Попытаюсь собрать в одном месте фильмы, снятые женщинами. И в очередной раз постараюсь их понять.
Фильм отличный. Режиссура, актерская игра и операторская работа на высшим уровне.
Есть сцены жестокости. Может кому-то не понравится.
Я всем своим друзьям советовал смотреть.
Даю твердую 5. Бизон, спасибо тебе.
Доктор Лектор выкрашенный синькой - уже смешно!!! И красили похоже из пульвера не снимая шлема...Если это он. Вроде он. Посмотрим, как кино, тока чего-то нешустро раздается, похоже не скоро посмотрим.
Спасибо большое Бизон за хороший фильм !
И с Хопкинсом, конечно, немало барахла сняли... Но комментировать фильм, не видев его - ребята, это глупо.
Фильм - неплох. Кровав весьма, но в этом смысле всё согласно Шекспиру. Только одного не могу понять - при чём тут мотоциклы, маузер и.т.д.? На действие это всё никак не влияет...
фильм ужасный!!! С точки зрения спецэффектов и актерской игры, ставлю твердую 4. А вот режессура 2 в общем недоволен и отправляю этот фильм в отстой
Поделюсь интересным наблюдением: вот здесь человек единицу поставил этому фильму... А Хитману он же поставил 5. Вполне закономерно - если вам нравится Хитман, то этот фильм качать вряд ли стоит.
Жаль,время 3ря потратил.
охренительный фильм
Ребят, убили, честно! Шире надо кругозорить, шире) Не всякое кино создано для того чтобы зритель сидел с попкормом, и не всякое будет использовать традиционные методы. Кто-нибудь бывал на экспериментальных театральных постановках классических сюжетов? Актеры в современных костюмах и декорациях, или вообще черт-те в чем вещают речи энного века давности. Понравится не всякому, признаю. Однако цель здесь одна - показать незначительность обстановки и неизменность человеческих отношений. Так сделан и этот фильм. Смотрите его как будто вы в театре, иначе потратите зря время!
Что такое спецэффекты? Средство передачи замысла автора или увеселение зрителя? Здесь - первое. Конь ли, мотоцикл ли - всё одно на нем ездят...
Если вам чужда атмосфера театра - не качайте. Грустно потом будет читать все эти "я непонил" и т.п.
"незначительность обстановки и неизменность человеческих отношений." (с) Crystalbat
А что, эту уже затасканную мысль в этом более чем затасканном выражении обязательно теперь совать в каждое классическое произведение? Обстановка же действительно незначительна, так нафига там мотоциклы? Если честно, то я надеюсь, что это я чего-то не понял, а мысль создателей фильма была глубже.