Режиссёр: Вуди Аллен
Актеры: Ирвинг Мецман, Дэвид Кисерман, Элейн Гролман, Виктория Зуссин, Марк Хэммонд, Вэйд Барнс, Лоретта Туппер
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути…
Б.Л. Пастернак
Все мы любим «сослагать» историю, которая, как известно, не знает условного наклонения. Мы смело фантазируем, поскольку уверены: такого никогда не случится. Режиссеры находятся в более выгодном положении. Они не просто задаются вопросом: что было бы, если бы..? Они отвечают на него, силой своей фантазии перекраивая жизнь. Небольшое допущение, маленькое отступление от реальности – и вот на экране рождается фэнтези. Главный сказочник Голливуда – Вуди Аллен. Его сказки не всегда со счастливым концом, потому что они о жизни. Как и любое фэнтези: под соусом фантастики оно подает нам философское размышление о настоящем.
«Пурпурная Роза Каира» - любимый фильм Вуди Аллена, его ранняя работа (1985) и настоящее признание в любви к киноискусству. Картина содержит множество киноцитат и ориентируется на классику Голливуда 20-х годов (в частности на немого черно-белого «Шерлока-младшего» Бастера Китона) и на «Белого шейха» Феллини с Антониони, приоткрывает дверь в кухню Голливуда и проката 30-х. В то же время это квинтэссенция алленовского стиля. Сам режиссер ни разу не появляется в кадре, но его нутро лезет изо всех щелей этой пленки. Романтическая блюзовая серенада Синатры “Cheek to cheek” в качестве саундтрека, текст которого перекликается с идеей фильма, а появление на экране обрамляет кольцевую композицию; жанр романтической «драмедии» - грустной комедии, очаровательная Миа Фэрроу, продолжительное время бывшая музой режиссера, его юмор и автобиографизм, наконец.
В центре ленты Вуди Аллена как обычно неисправимый романтик, переживающий нелучшие времена и спасающийся мечтой и эскапизмом. Только на этот раз играет не сам маэстро, а его жена. Жизнь официантки Сесилии далека от приключенческой комедии. Берущаяся за любую работу в голодные для Америки 30-е, она терпит унижения от мужа и единственной радостью для нее становятся походы в кино. Как загипнотизированная, героиня смотрит одни и те же фильмы, с жадностью поглощая сыплющуюся с экрана роскошь широко раскрытыми глазами. Снимая сцены в любимом кинотеатре молодости «Кент» (в фильме «Jewel»), Аллен прибегает к приему «рассказа в рассказе»: на черно-белом экране разыгрывается пародия на кинематограф 30-х годов, в котором задействованы звезды 50-х: Джон Вуд, Зоуи Колдуэлл, Эд Херман. Название этого воображаемого фильма «Пурпурная Роза Каира» передается и настоящему. Потрясающий контраст создает противопоставление реального и вымышленного мира: экранная монотонная феерия раскрашивает серую "цветную" жизнь Сесилии. Но между этими мирами гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Параллельно с исследованием терапевтических возможностей кино Аллен развивает идею собственного рассказа о тонкой грани между вымыслом и правдой. Режиссер ломает «четвертую стену» - чисто театральный прием - чтобы разрушить визуальную иллюзию кино, заставить поверить во все происходящее. Киногерой сходит с ума от любви к зрительнице и сходит с экрана - в реальность, где его идеалистические представления в столкновении с настоящими деньгами, проститутками и вполне реальным мужем героини терпят крах. Тогда как Сесилия мечтает стать героиней фильма, заучивает наизусть биографии любимых актеров и буквально живет в кинотеатре, персонажи стремятся вырваться из экранного плена. Вуди Аллен переворачивает два мира: реальный и фантазийный, и тем самым высвечивает их сходство. Да, герои на экране живут на широкую ногу, не задумываются о деньгах и не получают синяков при ударе, но жизнь их такая же черно-белая, состоит из сплошных повторений заученных монологов, да еще и шампанское бутафорское. «К чему совершенство, если оно ненастоящее?» - реплика одного из героев, решающая для фильма и разоблачающая миф о красивой жизни в кадре: за кадром она гораздо объемнее. Общение с вымышленным персонажем-двойником (оба романтики и идеалисты) заставляет Сесилию не только поверить в себя, но и оценить жизнь. Экранный герой ограничен рамками роли так же, как Сесиллия – своей нелегкой долей. И все же за ней остается право выбора – «характерная особенность человека».
Но Вуди был бы не Аллен, если бы не коснулся любимой религиозной темы. Действительно ли человек выбирает? Или так же беспомощно декламирует прописанные кем-то монологи? Никто не спросил, хотим ли мы жить. Нас просто создали и отправили играть свою роль до тех пор, пока не выключат проектор. «Вдруг мы все здесь настоящие, а они по ту сторону экрана - вымышленные?» - говорит один из персонажей. А может быть, все было наоборот? Вдруг это наша жизнь – реалити-шоу, и зрители тут вовсе не мы. Как жизнь порой напоминает кино, даже самое фантастическое! Но хэппи-энд в ней не гарантирован, синяки проявляются, а от шампанского кружится голова. Это значит, что жизнь – как бы криво ни был прописан сценарий – все-таки не фальшивка. И наше дело – прожить ее как малобюджетную драму – «фильм без смысла и счастливого конца» - или наполнить смыслом и превратить в сюрреалистический артхаус. А хэппи-энд - когда он интересовал кого-то, кроме слезливых домохозяек?
Vice versa - лат. наоборот
Лучшие фильмы о любви: мелодрамы, драмы, комедии.
Здесь собраны фильмы разных стран и разных лет с разными сюжетами, но все они оставляют неизгладимый след в душе. Герои фильмов - прекрасные женщины и отважные мужчины, в сердце которых живет любовь...
Интересные факты
Грустная лирическая комедия Вуди Аллена отличается от других его фильмов в первую очередь тем, что в нём отсутствует Вуди Аллен-актер. Не придумался подходящий типаж для себя — вот какие дела. Главная мужская роль досталась Джеффу Дэниелзу. Первоначально в главной роли снялся Майкл Китон, но Вуди Аллену результат не понравился и он заменил его на Джеффа Дэниелса.
Вуди Аллен неоднократно заявлял, что это самый любимый фильм из всех им снятых.
Снимался фильм в небольшом пригороде Нью-Йорка, посёлке Пьермонт. Завязка сюжета перекликается с одним из ранних рассказов Аллена, в котором поклонник литературного произведения настолько погружён в него, что через некоторое время понимает, что сам перенёсся внутрь романа. По мнению биографа Вуди Аллена Эрика Лакса, в фильме отчётливо звучит автобиографическое начало. Детство Аллена прошло в Бруклине, где поблизости от его дома был кинотеатр «Кент». О нём будущий режиссёр отзывался как о «самом великом месте моего детства». Создатель отдал ему дань уважения, перед тем как кинотеатр снесли, в нём сняли одну из сцен картины.
Руководство кинокомпании «Орион» попыталось повлиять на режиссёра, дабы сделать концовку комедии не столь печальной. Вуди Аллен, которого называют «иконоборцем» за самокритичный подход и своё видение процесса съёмок, отказался. Финал фильма остался таким, как его представил себе режиссёр.
Призы и номинации
1986 — номинации на премию Оскар Лучший оригинальный сценарий
1986 — Премия «Золотой Глобус» Лучший сценарий (Вуди Аллен)
1986 — номинации на Золотой Глобус Лучший фильм.(музыкальнй/комедия), лучший актёр, лучшая актриса
1986 — Премия BAFTA Лучший фильм, лучший сценарий
1986 — номинация на премию BAFTA Лучшая актриса, лучшие спецэффекты
1986 — номинации на премию «Сатурн» лучшая работа режиссёра , лучший фантастический фильм, лучшая актриса, лучший сценарий
1986 — Премия «Бодил» Лучший неевропейский фильм
1986 — Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля
1986 — Премия «Сезар» Лучший иностранный фильм
1986 — Премия ассоциации кинокритиков Франции Лучший иностранный фильм
1986 — Премия ассоциации кинокритиков Нью-Йорка Лучший сценарий
P.S. Лично я бы этот фильм комедией не назвала. Слишком печально он заканчивается.
Фильм добавлен по запросу пользователя moon от 24.10.11
Чудесный трогательный фильм. Спасибо!
В этом фильме весь Аллен, хотя на экране его и не видно
Фильм замечательный, не слезливая мелодрама, а о том, как несмотря ни на что сохранить в себе мечту.
Пожалуй, это мой любимый вудиалленовский фильм.
Изящно раскрывается в фильме фентезийность взаимодействия мира экранных персонажей и мира людей. Одно "небольшое" допущение, и вот вам возможность для развития сего милого сюжета.
Сесилия, на которую внезапно обрушилась двойная любовь, попала в ситуацию, сходную с Наташиной из фильма "Когда деревья были большими". И ведь Наташа тогда рассуждала вслух о том, как это неправильно, если человеку выпадает столько счастья сразу, – мол, надо по чуть-чуть, равномерно, частями... Дорассуждалась, будто напророчила и себе, и алленовской героине.
Трогательный и щемящий ранний Вуди Аллен.