Режиссёр: Френсис Леклерк, Ив Симоно
Актеры: Оливье Обен, Мари-Ева Больё, Дэнни Гилмор, Клоэ Рошлё, Хелен Флорент, Люк Буржуа, Пол Ахмарани
Молодая, еще красивая женщина с сединой в волосах сидит за столом и пишет. Она знает, что у нее уже все в прошлом, будущего не будет и это письмо прощальное. И перед ней встает вся ее жизнь: яркая и красивая, счастливая и несчастная, полная побед и поражений, а также фатальных ошибок, которые и привели ее сюда, в сырую камеру тюрьмы Консьержери – последнюю резиденцию бывшей королевы Франции.
Фильм 2006 года режиссеров Ива Симоно и Франсиса Леклерка можно отнести к жанру биографических художественно-документальных. Таких фильмов на французском телевидении снимается предостаточно, в них играют актеры второго ряда, почти неизвестные у нас. Сильной стороной этих фильмов (и немалой экономией бюджета) являются подлинные интерьеры и панорамы Версаля и других исторических мест Франции, хорошие костюмы и серьезная проработка сценария в историческом плане. Такие фильмы у нас часто показывают по «Культуре», и этот не стал исключением.
Нас сразу предупреждают, что все диалоги основаны на сохранившихся письмах и документах, что фильм не содержит художественного вымысла. С моей точки зрения, утверждение небесспорное, и в дальнейшем для связности повествования будут постоянно применяться исторические домыслы, натяжки и анекдоты.
Кто же эта женщина, которой посвящено столько книг и фильмов (даже на Кинокопилке их аж целых 3)? Пятнадцатая из 16 детей Марии-Терезии, австрийской эрцгерцогини, носившей еще множество королевских титулов, матери двух императоров и двух королев; и императора Франца I Лотарингского. В 10 лет она осталась без отца и с тех пор главной женщиной в ее жизни стала мать. Мария-Терезия приняла решение выдать ее за французского дофина Луи, а затем до самой своей смерти пыталась ей руководить (а заодно и Францией).
В 14 лет юная Мария Антония пересекает границу Франции и становится дофиной Марией-Антуанеттой. Очень любопытен обряд передачи тела (иначе не назовешь), показанный во всех фильмах. Бракосочетание прошло раньше и по доверенности.
Ее встречают король Людовик XV и ее супруг дофин Луи, герцог Беррийский. Большой любитель женщин, король Людовик с легкостью нашел общий язык с молоденькой принцессой. Другое дело его внук. В фильме много времени посвящено развитию отношений между супругами, но следует дать некоторые исторические справки.
Будущий Людовик XVI был внуком XV-го (который сам был вообще правнуком XIV-го) и четвертым в очереди на трон. В наследники готовили его старшего брата, герцога Аквитанского, ребенка, подававшего большие надежды, но умершего в 10 лет от туберкулеза. Второй брат умер в раннем детстве. Отец будущего короля умер, когда тому было 10 лет, и тоже от чахотки. Сам дофин Луи чудом избежал смерти, заразившись в такой неблагополучной семье, но смог преодолеть болезнь не в последнюю очередь благодаря своему здоровью. В будущем он страдал лишь от легких простуд. Вообще-то французские короли своей смертью умирали обычно от сифилиса.
После смерти отца дофин воспитывался у короля. Он получил значительное образование, хотя некоторые называют его неучем – это неправда. Но он боялся деда как огня. Толстый застенчивый мальчик и блестящий монарх, окруживший себя фаворитками, долго не могли найти общий язык. Но присутствие дофины помогло, и в последние годы жизни король многому научил наследника.
В фильме совсем мельком показаны увлечения наследника престола, а затем короля. Показано, как он держит в руках часы, как помогает крыть крышу, а ведь он был необыкновенно увлечен и часовым и слесарным ремеслом, мастерил станки и часы и даже, по преданию, помог усовершенствовать гильотину. А пока он все время проводит на охоте и у него нет сил исполнять супружеский долг. У Луи два брата, тоже задумывающиеся о своих правах на престол, но их мечты сбудутся только в следующем столетии.
По-моему, в фильме здорово накручена ситуация с произведением на свет наследников. Мать родила самого дофина Луи в 23 года, а первенца в 20. А тут создается впечатление, что Антуанетта должна была напрячься и сделать это в 15. Ничего подобного, принцессы так рано даже тогда не рожали. Хотя выбор австрийской принцессы был вызван не только политическими соображениями, но и многодетностью австрийских королевских семей. В своем втором браке Бонапарт руководствовался теми же соображениями, отвергнув из-за молодости русскую принцессу.
Мария-Антуанетта постоянно переписывается с Веной и рассказывает матери и братьям, как ей живется. У нее вызывает удивление и раздражение этикет времен Короля-Солнца. История с одеванием и сражением за рубашку было в действительности и показывается во многих фильмах. Отношения с мадам Дюбарри – это важнейшие политические качели, чуть что не так и лишишься расположения короля. Помпадур к той поре давно умерла.
Принцесса не сильно развита в интеллектуальном смысле, не читает, проводит время в представительских обязанностях и забавах. В ее ближний круг входит шведский аристократ граф Аксель Ферзен. Чем они занимались наедине никто не знает, но создатели фильма, естественно, предполагают… Да и по мужу прошлись, выдвинув все возможные версии. Кстати, Мария-Антуанетта известна, в основном, из-за трагического финала, а много ли мы знаем еще французских королев?! Екатерина Медичи, Маргарита Валуа, Мария Медичи, Анна Австрийская, Жозефина и Мария-Луиза, ну еще Изабелла Баварская и всё. Негоже лилиям прясть!
Тем временем старый король умирает от оспы. Странно только, что в фильме создается впечатление, что королевское ложе на лестнице – повсюду перила. Надо сказать, что Людовику XVI не повезло – у него не оказалось ни кардинала Флери, как у деда, ни Ришелье, как у Людовика XIII, чтобы взвалить на свои плечи государственные заботы. На самом деле он вовсе не плохой король, а довольно хороший. Но политическая обстановка!.. Франция поддерживает Америку в войне за независимость, и это стоит ей миллиард ливров, не считая многих тысяч французов, сражающихся там. В государстве становится мало денег и популярность владыки падает.
Следует отметить непостоянство французов. С каким восторгом они встречают иноземную принцессу! Как рады они теперь уже очному бракосочетанию молодой пары в капелле Сен-Дени! Как они ликуют (и горюют Прованс и Артуа – братья), когда у пары рождается первенец, хотя и девочка. Сцена рождения очень исторична, ведь тогда король и в сортир не смог бы сходить без сопровождения. И как они недовольны, когда в стране неурожай, сколько появляется памфлетов и злобных выпадов. Братья и тут в числе первых. Кстати, Франции не повезло, что 80-е годы были чрезвычайно неурожайными. Будь другая погода, и колесо истории повернулось бы иначе.
В фильме очень мало говорится о королевских детях, хотя показывается, как Мария-Антуанетта любит возиться с малышами прислуги. В семье довольно демократично, королевские дети играют с детьми прислуги и маленький принц умирает, заразившись от сына кормилицы. В фильме это не показано, как не показана и смерть младшей дочери, а все это происходит на фоне все возрастающего политического кризиса.
Конечно, королева мало что знает о жизни народа. Она уединилась со своим двором в Малом Трианоне и на ферме, любуется курами и коровами. Она инкогнито ездит в Париж и проводит время в игорных домах, прогуливая национальное достояние. И ее страсть – ювелирные украшения. И придворные ювелиры Бёмер и Бассанж тут как тут. У них проблема – завалящий товар, который необходимо сбыть с рук. И тут заваривается каша, которая и сметет прогнивший режим Бурбонов. Но произойдет это, в основном, из-за глупости, злобы, злопамятности и мстительности Марии-Антуанетты. Она совершит самую страшную и роковую ошибку в своей жизни, после которой ее жизнь покатится под откос.
Дело об ожерелье, которое Людовик XV не успел из-за смерти подарить мадам Дюбарри, описано во многих книгах, и даже снят специальный фильм. Бёмер и Бассанж не смогли всучить его Людовику XVI и Марии-Антуанетте, а также не смогли найти покупателей среди европейских монарших дворов. Но тут на сцену вступает графиня де Ла-Мотт Валуа, профессиональная авантюристка и побирушка, выдающая себя за потомка королевского рода. Она узнает про ожерелье и решает не мелочиться, хапнув сразу миллиона полтора. Так бы и случилось, не будь французская королева такой истеричкой, а помочь ей некому – любимая мать умерла, а у братьев забот хватает. Выбирается богатый козел отпущения – герцог и кардинал де Роган – ведущий отнюдь не монашескую жизнь, к тому же один из богатейших французов. Он был послом в Вене, где его невзлюбила императрица, а заодно и доченька, причем настолько, что его никогда не замечала. И этот самый Баран (то есть Роган – похоже, не правда ли?) решил вернуть себе расположение королевы, дав ей в долг для покупки ожерелья врассрочку. Давал он не королеве, но об этом не догадывался. Ювелиры тоже повели себя как дураки: буржуа, они совсем забыли о дворянской чести и достоинстве. Не получив вовремя очередной платеж, они не обратились к Рогану, а галопом поскакали в Версаль жаловаться королю на королеву (попробовал бы какой ювелир пожаловаться Леониду Ильичу на Галю!). Если бы Бёмер обратился к Рогану, тот бы напряг свои совсем не скудные финансы, хотя и у него были трудности, и выплатил бы долг, избежав нежелательной огласки, чтобы сохранить честь (понятие для Роганов необыкновенно важное). Королева подняла такой скандал, какой нечасто бывает дома у торговки с одесского Привоза, кардинал был арестован прямо в королевском дворце, и дело получило широкую огласку. Появились памфлеты, народ был возмущен. А сдержи королева свои эмоции, поступи правильно король, и ничего страшного тогда бы не случилось. Но они сами нанесли себе удар под дых. Чем все закончилось, смотрите в фильме, но имейте в виду, что дело до конца не раскрыто.
Политический кризис разрастался, и к 1787 году король утратил почти всю власть, были созваны Генеральные Штаты. Потом началась революция. Братья короля бежали, а он слишком задержался. А что же родня из Вены? Брат Марии-Антуанетты Иосиф II умер в 1790 году бездетным, а брат Леопольд II в 1792 году. Ему унаследовал сын Франц, который в разных странах был и I, и II. У Австрии были огромные проблемы, а кого волнует судьба тетки, которую никогда не видел? Родственники голубых кровей – это всегда громадная проблема! Австрия просто не могла предъявить ультиматум Франции по поводу Марии-Антуанетты и ее детей – у нее не было достаточно сил для войны.
В фильме описываются еще многие исторические события, такие как неудавшееся бегство королевской семьи, организованное верным Ферзеном; или толпы санкюлотов во дворце, заставляющие короля поднять кубок за народ, но это надо смотреть.
Фильм будет очень интересен тем, кто увлекается историей, следует отметить лишь, что никакого портретного сходства в персонажах нет. Актеры играют хорошо, музыка создает нужное настроение. Французы знают и ценят свое прошлое и умеют снимать фильмы про это.
16 октября 1793 года, утро, тюрьма Консьержери. За столом сидит бывшая королева и пишет прощальное письмо сестре. Ей 37 лет и никогда не исполнится 38, хотя до того дня осталось всего 2 недели. У неё отняли всё: мужа, детей, богатство, власть, её предали многие близкие люди, и она знает, что это её последний рассвет. Позади яркая жизнь и неправедный суд, любовь и ненависть, счастье и слезы. Позади встречи с главными мужчинами ее жизни: Иосифом II и Ферзеном, Людовиком XV, XVII – дорогим сыночком, отцом, и конечно главнейшим – мужем.
Сейчас откроются двери и за ней придут. Она пройдет пешком по улицам Парижа, сквозь воющую и беснующуюся толпу и взойдет на гильотину. Но это будет шаг в бессмертие: она перестанет быть мадам Дефицит, мадам Капет, Австриячкой, а станет королевой-мученицей. Теперь о ней начнут слагать легенды…
срез женских судеб... главные героини исключительно женщины; сильные и слабые, счастливые и не очень, но всегда - уникальные.
не путать кино о женщинах с "женским кино"!
В этом плейлисте собраны фильмы, где хотя бы на мгновение появляются французские короли, королевы и Император. Тсс! Мы подсмотрим за ними в щелочку или замочную скважину…
Истории из жизни известных людей.
Судьбы.Характеры.Нравы.
релиз добавлен по запросу http://www.kinokopilka.tv/users/Profess
...у них нет хлеба? так пусть едят пирожные! ... история ничему не учит власть имущих.
...у них нет хлеба? так пусть едят пирожные! ... история ничему не учит власть имущих.
Вообще то это выражение - легенда, а дело об ожерелье - вот подножка французской монархии.
Не забывайте скачивать фильм 38 года - шедевр!
Исторический документальный шедевр! Прекрасный подбор актеров, интересный рассказ и трагическая развязка, я не смогла сдержать слез..рекомендую!10 из 10
понравился