Молодая, еще красивая женщина с сединой в волосах сидит за столом и пишет. Она знает, что у нее уже все в прошлом, будущего не будет и это письмо прощальное. И перед ней встает вся ее жизнь: яркая и красивая, счастливая и несчастная, полная побед и поражений, а также фатальных ошибок, которые и привели ее сюда, в сырую камеру тюрьмы Консьержери – последнюю резиденцию бывшей королевы Франции.
Фильм 2006 года режиссеров Ива Симоно и Франсиса Леклерка можно отнести к жанру биографических художественно-документальных. Таких фильмов на
французском телевидении снимается предостаточно, в них играют актеры второго ряда, почти неизвестные у нас. Сильной стороной этих фильмов (и немалой экономией бюджета) являются подлинные интерьеры и панорамы Версаля и других исторических мест Франции, хорошие костюмы и серьезная проработка сценария в историческом плане. Такие фильмы у нас часто показывают по «Культуре», и этот не стал исключением.
Нас сразу предупреждают, что все диалоги основаны на сохранившихся письмах и документах, что фильм не содержит художественного вымысла. С моей точки зрения, утверждение небесспорное, и в дальнейшем для связности повествования будут постоянно применяться исторические домыслы, натяжки и анекдоты.
Кто же эта женщина, которой посвящено столько книг и фильмов (даже на Кинокопилке их аж целых 3)? Пятнадцатая из 16 детей Марии-Терезии, австрийской эрцгерцогини, носившей еще множество королевских титулов, матери двух императоров и двух королев; и императора Франца I Лотарингского. В 10 лет она осталась без отца и с тех пор главной женщиной в ее жизни стала мать. Мария-Терезия приняла решение выдать ее за французского дофина Луи, а затем до самой своей смерти пыталась ей руководить (а заодно и Францией).
В 14 лет юная Мария Антония пересекает границу Франции и становится дофиной Марией-Антуанеттой. Очень любопытен обряд передачи тела (иначе не назовешь), показанный во всех фильмах. Бракосочетание прошло раньше и по доверенности.
Ее встречают король Людовик XV и ее супруг дофин Луи, герцог Беррийский. Большой любитель женщин, король Людовик с легкостью нашел общий язык с молоденькой принцессой. Другое дело его внук. В фильме много времени посвящено развитию отношений между супругами, но следует дать некоторые исторические справки.
Будущий Людовик XVI был внуком XV-го (который сам был вообще правнуком XIV-го) и четвертым в очереди на трон. В наследники готовили его старшего брата, герцога Аквитанского, ребенка, подававшего большие надежды, но умершего в 10 лет от туберкулеза. Второй брат умер в раннем детстве. Отец будущего короля умер, когда тому было 10 лет, и тоже от чахотки. Сам дофин Луи чудом избежал смерти, заразившись в такой неблагополучной семье, но смог преодолеть болезнь не в последнюю очередь благодаря своему здоровью. В будущем он страдал лишь от легких простуд. Вообще-то французские короли своей смертью умирали обычно от сифилиса.
После смерти отца дофин воспитывался у короля. Он получил значительное образование, хотя некоторые называют его неучем – это неправда. Но он боялся деда как огня. Толстый застенчивый мальчик и блестящий монарх, окруживший себя фаворитками, долго не могли найти общий язык. Но присутствие дофины помогло, и в последние годы жизни король многому научил наследника.
В фильме совсем мельком показаны увлечения наследника престола, а затем короля. Показано, как он держит в руках часы, как помогает крыть крышу, а ведь он был необыкновенно увлечен и часовым и слесарным ремеслом, мастерил станки и часы и даже, по преданию, помог усовершенствовать гильотину. А пока он все время проводит на охоте и у него нет сил исполнять супружеский долг. У Луи два брата, тоже задумывающиеся о своих правах на престол, но их мечты сбудутся только в следующем столетии.
По-моему, в фильме здорово накручена ситуация с произведением на свет наследников. Мать родила самого дофина Луи в 23 года, а первенца в 20. А тут создается впечатление, что Антуанетта должна была напрячься и сделать это в 15. Ничего подобного, принцессы так рано даже тогда не рожали. Хотя выбор австрийской принцессы был вызван не только политическими соображениями, но и многодетностью австрийских королевских семей. В своем втором браке Бонапарт руководствовался теми же соображениями, отвергнув из-за молодости русскую принцессу.
Мария-Антуанетта постоянно переписывается с Веной и рассказывает матери и братьям, как ей живется. У нее вызывает удивление и раздражение этикет времен Короля-Солнца. История с одеванием и сражением за рубашку было в действительности и показывается во многих фильмах. Отношения с мадам Дюбарри – это важнейшие политические качели, чуть что не так и лишишься расположения короля. Помпадур к той поре давно умерла.
Принцесса не сильно развита в интеллектуальном смысле, не читает, проводит время в представительских обязанностях и забавах. В ее ближний круг входит шведский аристократ граф Аксель Ферзен. Чем они занимались наедине никто не знает, но создатели фильма, естественно, предполагают… Да и по мужу прошлись, выдвинув все возможные версии. Кстати, Мария-Антуанетта известна, в основном, из-за трагического финала, а много ли мы знаем еще французских королев?! Екатерина Медичи, Маргарита Валуа, Мария Медичи, Анна Австрийская, Жозефина и Мария-Луиза, ну еще Изабелла Баварская и всё. Негоже лилиям прясть!
Тем временем старый король умирает от оспы. Странно только, что в фильме создается впечатление, что королевское ложе на лестнице – повсюду перила. Надо сказать, что Людовику XVI не повезло – у него не оказалось ни кардинала Флери, как у деда, ни Ришелье, как у Людовика XIII, чтобы взвалить на свои плечи государственные заботы. На самом деле он вовсе не плохой король, а довольно хороший. Но политическая обстановка!.. Франция поддерживает Америку в войне за независимость, и это стоит ей миллиард ливров, не считая многих тысяч французов, сражающихся там. В государстве становится мало денег и популярность владыки падает.
Следует отметить непостоянство французов. С каким восторгом они встречают иноземную принцессу! Как рады они теперь уже очному бракосочетанию молодой пары в капелле Сен-Дени! Как они ликуют (и горюют Прованс и Артуа – братья), когда у пары рождается первенец, хотя и девочка. Сцена рождения очень исторична, ведь тогда король и в сортир не смог бы сходить без сопровождения. И как они недовольны, когда в стране неурожай, сколько появляется памфлетов и злобных выпадов. Братья и тут в числе первых. Кстати, Франции не повезло, что 80-е годы были чрезвычайно неурожайными. Будь другая погода, и колесо истории повернулось бы иначе.
В фильме очень мало говорится о королевских детях, хотя показывается, как Мария-Антуанетта любит возиться с малышами прислуги. В семье довольно демократично, королевские дети играют с детьми прислуги и маленький принц умирает, заразившись от сына кормилицы. В фильме это не показано, как не показана и смерть младшей дочери, а все это происходит на фоне все возрастающего политического кризиса.
Конечно, королева мало что знает о жизни народа. Она уединилась со своим двором в Малом Трианоне и на ферме, любуется курами и коровами. Она инкогнито ездит в Париж и проводит время в игорных домах, прогуливая национальное достояние. И ее страсть – ювелирные украшения. И придворные ювелиры Бёмер и Бассанж тут как тут. У них проблема – завалящий товар, который необходимо сбыть с рук. И тут заваривается каша, которая и сметет прогнивший режим Бурбонов. Но произойдет это, в основном, из-за глупости, злобы, злопамятности и мстительности Марии-Антуанетты. Она совершит самую страшную и роковую ошибку в своей жизни, после которой ее жизнь покатится под откос.
Дело об ожерелье, которое Людовик XV не успел из-за смерти подарить мадам Дюбарри, описано во многих книгах, и даже снят специальный фильм. Бёмер и Бассанж не смогли всучить его Людовику XVI и Марии-Антуанетте, а также не смогли найти покупателей среди европейских монарших дворов. Но тут на сцену вступает графиня де Ла-Мотт Валуа, профессиональная авантюристка и побирушка, выдающая себя за потомка королевского рода. Она узнает про ожерелье и решает не мелочиться, хапнув сразу миллиона полтора. Так бы и случилось, не будь французская королева такой истеричкой, а помочь ей некому – любимая мать умерла, а у братьев забот хватает. Выбирается богатый козел отпущения – герцог и кардинал де Роган – ведущий отнюдь не монашескую жизнь, к тому же один из богатейших французов. Он был послом в Вене, где его невзлюбила императрица, а заодно и доченька, причем настолько, что его никогда не замечала. И этот самый Баран (то есть Роган – похоже, не правда ли?) решил вернуть себе расположение королевы, дав ей в долг для покупки ожерелья врассрочку. Давал он не королеве, но об этом не догадывался. Ювелиры тоже повели себя как дураки: буржуа, они совсем забыли о дворянской чести и достоинстве. Не получив вовремя очередной платеж, они не обратились к Рогану, а галопом поскакали в Версаль жаловаться королю на королеву (попробовал бы какой ювелир пожаловаться Леониду Ильичу на Галю!). Если бы Бёмер обратился к Рогану, тот бы напряг свои совсем не скудные финансы, хотя и у него были трудности, и выплатил бы долг, избежав нежелательной огласки, чтобы сохранить честь (понятие для Роганов необыкновенно важное). Королева подняла такой скандал, какой нечасто бывает дома у торговки с одесского Привоза, кардинал был арестован прямо в королевском дворце, и дело получило широкую огласку. Появились памфлеты, народ был возмущен. А сдержи королева свои эмоции, поступи правильно король, и ничего страшного тогда бы не случилось. Но они сами нанесли себе удар под дых. Чем все закончилось, смотрите в фильме, но имейте в виду, что дело до конца не раскрыто.
Политический кризис разрастался, и к 1787 году король утратил почти всю власть, были созваны Генеральные Штаты. Потом началась революция. Братья короля бежали, а он слишком задержался. А что же родня из Вены? Брат Марии-Антуанетты Иосиф II умер в 1790 году бездетным, а брат Леопольд II в 1792 году. Ему унаследовал сын Франц, который в разных странах был и I, и II. У Австрии были огромные проблемы, а кого волнует судьба тетки, которую никогда не видел? Родственники голубых кровей – это всегда громадная проблема! Австрия просто не могла предъявить ультиматум Франции по поводу Марии-Антуанетты и ее детей – у нее не было достаточно сил для войны.
В фильме описываются еще многие исторические события, такие как неудавшееся бегство королевской семьи, организованное верным Ферзеном; или толпы санкюлотов во дворце, заставляющие короля поднять кубок за народ, но это надо смотреть.
Фильм будет очень интересен тем, кто увлекается историей, следует отметить лишь, что никакого портретного сходства в персонажах нет. Актеры играют хорошо, музыка создает нужное настроение. Французы знают и ценят свое прошлое и умеют снимать фильмы про это.
16 октября 1793 года, утро, тюрьма Консьержери. За столом сидит бывшая королева и пишет прощальное письмо сестре. Ей 37 лет и никогда не исполнится 38, хотя до того дня осталось всего 2 недели. У неё отняли всё: мужа, детей, богатство, власть, её предали многие близкие люди, и она знает, что это её последний рассвет. Позади яркая жизнь и неправедный суд, любовь и ненависть, счастье и слезы. Позади встречи с главными мужчинами ее жизни: Иосифом II и Ферзеном, Людовиком XV, XVII – дорогим сыночком, отцом, и конечно главнейшим – мужем.
Сейчас откроются двери и за ней придут. Она пройдет пешком по улицам Парижа, сквозь воющую и беснующуюся толпу и взойдет на гильотину. Но это будет шаг в бессмертие: она перестанет быть мадам Дефицит, мадам Капет, Австриячкой, а станет королевой-мученицей. Теперь о ней начнут слагать легенды…
@ Sun, 05 Feb 2012 17:33:48 +0400
Замечательный очерк по истории Франции конца XVIII века. Хотелось бы все таки больше узнать о художественных достоинствах именно этой французской картины по сравнению с другими тремя, американскими. Но, вероятно, посмотреть стоит.
Замечательный очерк по истории Франции конца XVIII века. Хотелось бы все таки больше узнать о художественных достоинствах именно этой французской картины по сравнению с другими тремя, американскими. Но, вероятно, посмотреть стоит.
Ну как тут произнесешь имена актеров, которых никто не знает. Это не шедевр, не кинофильм с огромным бюджетом. Это постановка, где играют добротные актеры, не хватающие с неба звезд. Раньше я собирался писать о фильме 38 года, но не успел. А собирался я писать если не дословно, то по такому же плану, что и рецензия нашей дорогой Кинокритикессы, которая ни о чем не жалеет.
Главная сила этой картина - в наиболее точном воссоздании исторических событий и опровержении расхожих анекдотов про пирожные. В принципе, я многое и пересказал, выразив свое отношение и определив некоторые неочевидные причины решений. Учитывая наличие еще 2 рецензий, я не очень углублялся в некоторые детали. Да и те фильмы содержат гораздо больше художественного вымысла, чтобы давить слезу.
Уже качаю. Посмотрю и поделюсь впечатлениями.
И все-таки, из всех мною виденных Антуаннет, лучшей считаю Джейн Сеймур
из мини-сериала "Французская революция" 1989 года. Был такой международный проект, где играли французы, американцы, австрийцы, поляки и т.д. Естественно, там освещался только пятилетний заключительный цикл жизни героини и королева, да и король (Жан-Франсуа Бальмер) вызывают искреннее уважение и сочувствие.
Уже качаю. Посмотрю и поделюсь впечатлениями.
И все-таки, из всех мною виденных Антуаннет, лучшей считаю Джейн Сеймур
из мини-сериала "Французская революция" 1989 года. Был такой международный проект, где играли французы, американцы, австрийцы, поляки и т.д. Естественно, там освещался только пятилетний заключительный цикл жизни героини и королева, да и король (Жан-Франсуа Бальмер) вызывают искреннее уважение и сочувствие.
Я его хотел вчера вечером посмотреть, но оказалось, что 5,5 часов. Поэтому не начинал.
Признаюсь, такие объёмы меня несколько пугают… Но прочитала с интересом. Особенно порадовала фраза «молодая женщина с сединой в волосах», это обнадёживает!
Так значит, про пирожные анекдот? А я думала, подлинная фраза…
Остальные рецензии попозже почитаю.
Этот фильм - очень качественная иллюстрация к Вашему очерку по истории Франции конца XVIII века.Кратко, емко и обо всем, без купюр, максимально объективно. Даже не знаю, как обозначить этот специфический жанр? Документально-художественный фильм или доку-драма, так вроде бы нынче говорят. И Слава Богу, что пожар Великой революции все-таки не спалил до основания многие подлинные материальные артефакты той эпохи.
Этот фильм - очень качественная иллюстрация к Вашему очерку по истории Франции конца XVIII века.Кратко, емко и обо всем, без купюр, максимально объективно. Даже не знаю, как обозначить этот специфический жанр? Документально-художественный фильм или доку-драма, так вроде бы нынче говорят. И Слава Богу, что пожар Великой революции все-таки не спалил до основания многие подлинные материальные артефакты той эпохи.
Может, жанр -- реконструкция?
Может, жанр -- реконструкция?
Может быть...
Оказывается, в настоящее время неопровержимо доказано, что Мария-Антуанетта передавала военные секреты Австрии. Но толку от этих сведений было немного. У ревтрибунала были только предположения, но ноль доказательств.
И еще есть обоснованное предположение, что МА была серьезно больна, скорее всего раком. Поэтому трибунал проводили в ускоренном темпе. Был риск, что подсудимая до казни не доживет.
Оказывается, в настоящее время неопровержимо доказано, что Мария-Антуанетта передавала военные секреты Австрии. Но толку от этих сведений было немного. У ревтрибунала были только предположения, но ноль доказательств.
И еще есть обоснованное предположение, что МА была серьезно больна, скорее всего раком. Поэтому трибунал проводили в ускоренном темпе. Был риск, что подсудимая до казни не доживет.
А ее всегда такой свеженькой в фильмах показывали.