Джек Николсон не снимается в проходных фильмах. Даже если фильм так себе, то харизма этого актёра превращает кино «в – почти - шедевр». Я говорю, например, о «Волке» и картине «Кровь и вино». Талант Николсона неоспорим. Тот, кто попробует спорить – будет иметь дело лично со мной. «Почтальон всегда звонит дважды», «Постовой на перекрестке», "Отступники", "Чертополох", «Честь семьи Прицци», «Лучше не бывает» и многие другие картины - все эти великолепные работы заставляют зрителя склонять голову перед стариной Джеком. А «Пролетая над гнездом кукушки» - находится, как справедливо выразился один из пользователей КК, «вне категории оценок».
В картине «Пять лёгких пьес» Боба Рейфелсона ещё совсем молодой Николсон. Совсем другая роль. Другая потому, что мы не увидим здесь внешнего надрыва, темперамента актёра, но надрыв внутренний, мятущееся сознание показаны ярко и, безусловно, убедительно. Роберт Дюпи (по прозвищу Героика) работает на добыче нефти в Техасе. Но на самом деле он – успешный пианист. Это всё равно, что «еврей – дворник» - звучит как анекдот, тем не менее – типичная ситуация для 60-70-х годов, когда бунтарство было в моде. На мой взгляд, ситуация всё же несколько гротесковая, преувеличенная. Однако смотрится вполне естественно. Потому, что он естественен – Джек. Нет его типичного «акульего оскала», нет «игры на грани фола». Лицо Роберта – это лицо обычного парня своего времени, который не знает, куда ему податься, время от времени застывающее в немом вопросе. Этот извечный вопрос «Что делать?», какую жизнь проживать? Жизнь Боба или Роберта ? В обшарпанном домике с туповатой, но милой официанткой Рэйд и нежеланным ребёнком, время от времени посещая боулинг и "услаждая" слух кантри – музыкой. Или жить в собственном «дурдоме» с чудаковатыми родственниками, странными, как и все представители богемы?
Фильм словно поделён на пять пьес, не музыкальных (хотя и они присутствуют - два произведения Шопена,два - Моцарта и одно - Баха), а жизненных. Первая пьеса – «Боб в Техасе», где есть тяжёлая и грязная работа, морализирующий приятель –Элтон, оказавшийся беглым уголовником, и совместный отдых среднего обывателя. Вторая пьеса – «Боб и Рэйд» - ничего особенного, лёгкая, не обременённая техникой, правда, эмоциональная и вызывающая желание сбежать от страстных стонов певицы, исполняющей «Stand by your man». Третья вещь – «Отчий дом», наполненная классическими мотивами Великих, состоящая из нескольких тем «Тита», «Отец», «Карл и Кэтрин», «Спайсер». Четвертый опус – «Роберт и Кэтрин», проникнутый попытками взаимопонимания. И, наконец, пятая, но не заключительная пьеса под названием «Что же будет дальше?». Трудно сказать, что может быть в жизни с человеком, который чрезвычайно требователен к другим, но при этом ничего не хочет давать взамен. Даже Кэтрин - девушка, которая подходит Роберту как нельзя лучше, отталкивает его, потому, что понимает: нельзя полюбить того, который не любит и не уважает даже себя.
В картине есть несколько моментов, так называемых «ключевых» для понимания. Один из них и, пожалуй, самый яркий – игра Боба на пианино, которое везут на грузовике. Он играет легко и увлеченно настолько, что даже не замечает движения машины. Но в то же время – уезжает, движется, сам не зная, куда. Это символично отражает его жизнь. Второй момент – это сцена «беседы» с отцом, пережившим инсульт и не узнающим сына. В прежние времена они почти не разговаривали… «Я уезжаю не потому, что ищу чего-то», - говорит Роберт. И, словно, добавляет про себя: «Я и сам не знаю, чего ищу». И это правда, в которой он может признаться только человеку, который его не понимает, но при этом и не осудит.
Сцену в закусочной многие критики также считают очень значимой. Это, фактически, монолог Боба о том, как получать от жизни то, что хочешь. Может быть, для этого достаточно просто стукнуть кулаком по столу, а может, всё гораздо сложнее? Можно принять решение, но от этой стадии до его воплощения - порой целая жизнь. В конце концов - Боб в этот раз не получил свой пешничный тост без курицы и майонеза, но попытка определённо состоялась.
Фильм - размышление, по форме относящийся к категории так называемых "road movie". Но эта форма наполнена непростым содержанием . В кинематографе не так много примеров, когда картина не дает готовых, штампованных ответов, а только - задает вопросы. В итоге - они так вопросами и остаются. И это тоже - пища для ума.
Так что же будет дальше? После того, как Боб снова пустится в путь? Фильм обрывается как раз на этом моменте. А нужно ли знать, что дальше? И все ли мы знаем, что будет с нами завтра или послезавтра? Или мы просто создаем иллюзию того, что знаем это, потому, что она помогает нам жить?
- Ты странный человек, Роберт. Скажи, до чего ты дойдёшь?
"Вы не можете заставить себя чувствовать то, что не чувствуете, но Вы можете заставить себя поступать правильно вне зависимости от того, что чувствуете".
Добавлен по запросу vanofacer (revived)
Благодарствую. Замечательный фильм с замечательным, молодым тогда еще, бунторезом Джеком Николсоном.
Хороший фильм!!!
Благодарствую. Замечательный фильм с замечательным, молодым тогда еще, бунторезом Джеком Николсоном.
Замечательный фильм, который всегда вызывает у меня ностальгию по "золотому веку" американского кино 1970х годов - настоящий расцвет умного, независимого, драматического авторского кинематографа в США. И ещё, лучшие роли Джек Никольсон сыграл в 1970х, апофеозом которых был его шедевр Рэндольф МакМёрфи. А до этого были Китайский Квартал, Познание Плоти, Беспечный Ездок, и этот фильм, Пять Лёгких Пьес - все удостоены номинации за лучшую мужскую роль.
Джек сыграл очень много ролей, и зачастую он всего лишь выдавал своё знаменитое обаяние, эту акулью усмешку и некое высокомерие супер-мужчины, имперские амбиции, что ли. Тем неожиданнее и гораздо интереснее роли "тихого" Джека, работающего под сурдинку, предстающего неуверенным в себе, рефлексирующим, на распутье моральных и психологических выборов. Таким Джеком я вохищаюсь. Это -Джек Никольсон, по праву считающийся величайшим киноактёром нашего времемни. Такой Джек предстаёт в роли "Героического" Роберта Дюпи (Robert Eroica Dupea) - ему дали среднее имя в честь 3-ей Героической Симфонии Бетховена - не больше и не меньше.
Надеюсь, что пользователи Копилки оценят этот выдающийся фильм и виртуозную работа Джека Никольсона в анти-георической роли человека, ищущего своё место в жизни, но который приходит к грустному выводу: "I move around a lot, not because I'm looking for anything really, but 'cause I'm getting away from things that get bad if I stay." Горячо рекомендую этот, а также фильм, поставленный тем же режиссёром, Бобом Рейфелсоном через год после Пяти Пьес, "The King of Marvin Gardens" (1972) -с Никольсоном, Брюсом Дёрном и Еллен Бёрнстин - забытая жемчужина кино с опять-таки потрясающим исполнением Никольсона и всех остальных.
Замечательный фильм, который всегда вызывает у меня ностальгию по "золотому веку" американского кино 1970х годов - настоящий расцвет умного, независимого, драматического авторского кинематографа в США. И ещё, лучшие роли Джек Никольсон сыграл в 1970х, апофеозом которых был его шедевр Рэндольф МакМёрфи. А до этого были Китайский Квартал, Познание Плоти, Беспечный Ездок, и этот фильм, Пять Лёгких Пьес - все удостоены номинации за лучшую мужскую роль.
Джек сыграл очень много ролей, и зачастую он всего лишь выдавал своё знаменитое обаяние, эту акулью усмешку и некое высокомерие супер-мужчины, имперские амбиции, что ли. Тем неожиданнее и гораздо интереснее роли "тихого" Джека, работающего под сурдинку, предстающего неуверенным в себе, рефлексирующим, на распутье моральных и психологических выборов. Таким Джеком я вохищаюсь. Это -Джек Никольсон, по праву считающийся величайшим киноактёром нашего времемни. Такой Джек предстаёт в роли "Героического" Роберта Дюпи (Robert Eroica Dupea) - ему дали среднее имя в честь 3-ей Героической Симфонии Бетховена - не больше и не меньше.
Надеюсь, что пользователи Копилки оценят этот выдающийся фильм и виртуозную работа Джека Никольсона в анти-георической роли человека, ищущего своё место в жизни, но который приходит к грустному выводу: "I move around a lot, not because I'm looking for anything really, but 'cause I'm getting away from things that get bad if I stay." Горячо рекомендую этот, а также фильм, поставленный тем же режиссёром, Бобом Рейфелсоном через год после Пяти Пьес, "The King of Marvin Gardens" (1972) -с Никольсоном, Брюсом Дёрном и Еллен Бёрнстин - забытая жемчужина кино с опять-таки потрясающим исполнением Никольсона и всех остальных.
Перевод цитаты Роберта Дюпи:
"Я постоянно переезжаю с место на место и не потому, что ищу что-то а от того, что если остаюсь на одном месте, всё вокруг мменяется к худшему."