Я очень благодарна Claire за этот чудесный, незаслуженно забытый фильм. Надеюсь, что зрители Кинокопилки откроют его для себя, как я открыла его несколько лет назад и не могу вспоминать его без щемящей грусти.
Почему так происходит, что одни фильмы пользуются постоянным и неизменным интересом у публики и у критики и неизменно включаются в списки лучших и любимых, в то время как другие, ничуть не хуже, а чаще пронзительнее и глубже пребывают в тени и редко упоминаются даже в кругу любителей и знатоков кино?
К фильму, который я начала смотреть поздно вечером, но не оторвалась, пока он не закончился около 1:30 ночи, я шла почему-то долго. Сначала я увидела снимок из фильма, и меня поразило его название, бесконечно грустное и поэтичное, особенно на английском языке, хотя русский перевод — точная калька. Затем я прочитала, что это экранизация одноимённого дебютного романа 23 летней девочки-писательницы, который сразу же после опубликования сделал её классиком Американской литературы в жанре Южного готического романа.
Сама же девочка утверждала (и с полным на то основанием), что она следовала духу Русского реализма. Может быть, поэтому, когда я смотрела фильм по роману, фильм, который душу мне вывернул наизнанку, развесил на ветру под солнцем и обратно обновлённую вставил, казалось мне, что главный герой этого фильма, нежный, добрый и одинокий мог бы быть братом родным другому герою литературы, отделённому от него временем и пространством, но близким душой и в том, как все, кто их окружают тянутся к их внутреннему свету, чувствуют и заряжаются их чистотой, но не могут освободить их от немыслимой тяжести одиночества.
Главный герой Американского фильма и одноимённого романа — молодой человек, чьё имя переводится дословно как Иван Певцов (John Singer). Грустная ирония состоит в том, что он не может ни петь, ни говорить, ни слышать. Всякий раз при знакомстве, он протягивает собеседнику карточку, на которой написано:" Я глухо-немой, но я читаю по губам». Ниже приписка:«Пожалуйста, не кричите».
Он приезжает в небольшой провинциальный городок в Джорджии, то что называют глубоким югом, сонным, тихим, где местные говорят с этим растянутым, певучим, медлительным южным акцентом, от которого так трудно избавиться, и по которому южанина можно моментально отличить от глотающих звуки северян, особенно «нью-йоoкцев». Молодой человек переехал в городок, чтобы быть ближе к своему единственному другу, душевно-больному жизнерадостному гиганту, который с завидной регулярностью разбивал витрину кондитерской лавки и съедал выставленные на показ вкусности. Его поместили в психиатрическую больницу, и герой фильма переехал, чтобы навещать друга, искренне его любившего и которого он хотел взять под опеку после выписки. Он снимает комнату в доме семьи Келли и поначалу расстроенная, тем что комнату у неё отобрали, что бы сдавать её за так необходимые семье $20 в неделю, 16-летняя дочь хозяев, Мик, со временем начинает дружить с всё понимающим, умным и бесконечно добрым «Иваном».
Сблизила их, как ни странно, любовь Мик к музыке. Узнав, что девочка обожает музыку Моцарта, постоялец покупает пластинку с симфонией «Юпитер» и играет её на проигрывателе, проводя время за игрой в шахматы сам с собой. Девочка приходит слушать Моцарта, и однажды предлагает постояльцу описать музыку. Эта сцена наполнена такой поэзией, правдой, редкой гармонией, случившейся в жизни одиноких сердец, что слёзы покатились у меня из глаз от причастия к чуду искусства, случившемуся у меня на глазах… Да так и капали до конца.
Главного героя сыграл актёр, которого я бесконечно люблю и уважаю, но никогда не ожидала увидеть в этой роли. Я знаю его лучше нынешнего, привыкла видеть резким, саркастичным, «колючим», а тут… Одно из настоящих потрясений и открытий фильма. И другое — девочка актриса в роли Мик, в которой явно проглядываются черты её создательницы. Тоненькая как тростинка, хрупкая до прозрачности, это была первая роль 20 летней южанки (ещё одной южанки) и — номинация на Оскара вместе с актёром на главную роль. Девочка-актриса станет чуть позже музой и возлюбленной знаменитого актёра-режиссёра, создателя (и развeнчателя самых культовых фигур Американского кино. Она сыграет в шести его фильмах, прежде, чем их пути разойдутся. Но НИКОГДА она не сыграет роли, подобной её дебюту.
К моменту выхода фильма на экраны, девочка-писательница была мертва. Это случилось за год до его создания:
«Она умерла от алкоголизма, сидя на шезлонге на борту океанского лайнерa, завернутая в одеяло.
Все ее КНИГИ об ужасе одиночества.
Все ее книги о жестокости безлюбой любви.
Всё, что от неё осталось — её книги.
Прогуливавшийся отдыхающий обнаружил ее тело и уведомил капитана.
Её быстро убрали в дальний угол судна в то время как всё продолжалось точно так, как она об этом писала.» ~ ~ Чарльз Буковски ~ ~
P.S. Несколько дней назад я опубликовала эту рецензию на КиноПоиске, потому что фильм был загружен в Копилку только сегодня.
Комментариев: 3 |
Положительных отзывов: 9 |
Отрицательных отзывов: 0
Фильм добавлен по запросу Je ne regrette rien.
Claire, я очень благодарна Вам за этот чудесный, незаслуженно забытый фильм. Надеюсь, что зрители Кинокопилки откроют его для себя, как я открыла его несколько лет назад и не могу вспоминать его без щемящей грусти.
68 год?!!! правда?
и несмотря на то, что я так и не поняла связи между фильмом и его названием, это самое название, которое меня и привлекло, не разочаровало ни разу
Очень добрый и хороший фильм о человеческих отношениях. И очень атмосферный: как будто окунаешься в шестидесятые, когда, как мне кажется, всё и все были чище, добрее, лучше.