Давненько я не писал ничего о романтических мелодрамах. И с чего бы это вообще мне припекло писать об одной из них, ведь не то чтобы я люблю их и не пропускаю ни одной сопливо-трогательной истории... Почему я захотел написать о т.н. "женском" фильме? Почему именно "Неспящие в Сиэтле"? Эти вопросы объединены в одном ответе: к фильмам подобного жанра я подобрел именно посмотрев однажды "Неспящие в Сиэтле". И, вместе с тем, именно он остался для меня особенным среди них. Вот в рецензии и попробую разобраться, что же особенного в нем для меня.
Эта рецензия не призвана привлечь дополнительных зрителей фильму, который не нуждается, пожалуй, в представлении. Не будет она и анализом (слово мне не нравится в деле рецензий) фильма, работы съемочной группы. А будет всего лишь вольным рассуждением автора "на тему". И поэтому, может быть, снабжена спойлерами. А что вам за интрига-то, в самом деле, нужна? Говорят же английским языком: фильм - романтическая мелодрама, к тому же и лирическая комедия! А значит будет хэппи-энд. И если мы видим в первых кадрах чикагского архитектора Сэма (Том Хэнкс, если кто не знает), похоронившего молодую жену, а в следующем эпизоде балтиморскую журналистку Энни (Мег Райан) - то не надо быть Холмсом или Нострадамусом, чтобы предсказать конец. Даром что при первом появлении Энни вся такая счастливая от мыслей о близкой помолвке с Уолтером - надежным, положительным и интересным, как Банк Федерального Резерва.
Он потерял жену два года назад и почти не спит по ночам. Даже переезд из родного Чикаго в дождливый Сиэтл не очень помогает забыть. Хотя все друзья и даже 8-летний сынишка говорят ему, чтобы он начал общаться с женщинами. Она - думает, что время идет и пора бы уже успеть вскочить на уходящий поезд счастливого замужества. Но в глубине души она мечтает о большой любви и своей сказке. Как в кино. Ее любимый фильм - "Незабываемый роман" с Кэри Грантом. Невероятно грустная и слезливая, но в такой же мере трогательная голливудская история. Суть такова: певица и художник знакомятся на корабле. Им очень хорошо и интересно друг с другом, но корабль приходит в порт и каждого ждет своя текущая жизнь. Однако они договариваются встретиться через полгода на смотровой площадке Эмпайр Стэйт Билдинг. Оба приходят, но она опаздывает, спешит, попадает под машину и оказывается прикованной к постели. А художник ждал ее до закрытия поздним вечером и ушел, думая что она забыла о нем. Конечно же под проливным дождем. В финале происходит эпичная сцена встречи художника и певицы, обсуждение которой очень забавно обыграно в "Неспящих". И вот под впечатлением от этого фильма, Энни намерена выйти замуж за Уолтера, но все складывается как-то слишком ровно и обыденно. По ее мнению. Чтобы хоть как-то приблизить свою реальную жизнь к своим тайным грезам, Энни решает порадовать себя хотя бы внешними атрибутами сказки. И договаривается с Уолтером провести вечер Дня Влюбленных на Эмпайр Стейт Билдинг. Но!
Но по радио в своем автомобиле совершенно случайно слышит радиопередачу, которую в жизни не стала бы слушать. Где некий мальчик звонит на радио и говорит о своем рождественском желании - чтобы папа нашел себе новую жену, потому что два года уже не спит после смерти его мамы. И затем Энни слышит короткую беседу отца мальчика с радиоведущей.
Итак, чем же так замечателен "Неспящие" для меня? Он простой и легкий, но захватывает внимание и заставляет проникнуться происходящим с первых минут. Он трогательный и романтичный, но приторная патока искусственных киношных чувств и слез заменена в нем легким налетом самоиронии Голливуда и на редкость удачным соединением мелодрамы и пародии на нее. Юмор в фильме мягкий, неназойливый и остроумный. Ни разу не посещает ощущение, что какую-то шутку вставили для галочки, чтоб вышла именно комедийная мелодрама. Юмор и грусть мирно сосуществуют в фильме всё время, до финала, где вытесняются щемящим жизнеутверждающим хэппи-эндом, единственным для меня, который я периодически хочу пересмотреть. А еще герои фильма, как и я, очень любят кино, постоянно обсуждая свои любимые фильмы. В общем-то, на любви к кино и потребности (для некоторых людей) верить в сказку и построен сюжет фильма.
Самое время упомянуть об актерах, есть мнение что без Хэнкса и Райан не так удался бы фильм. Пожалуй да, что тут скажешь. Том был в своем амплуа, не нужно тут Аль Пачино или Де Ниро, чтобы сыграть рядового представителя американской технической интеллигенции, хорошего, но не пресного парня. Но Норе Эфрон (режиссер) наверно показалось этого мало, чтобы быть уверенной в убедительности Хэнкса. И может поэтому в фильме играет реальная жена Хэнкса, для достижения максимального вдохновения. Рита Уилсон играет сестру Сэма. Уилсон, Уилсон... Силы небесные!!! Так вот почему в "Изгое" Том так убедительно играл в сцене с волейбольным мячем!!! Вот она любовь и муза - налицо))) Мег Райан - как всегда обаятельная и немного смешная, это сочетание и есть ее главный козырь. И с длинной прической! Не помню чтоб где-то еще у нее была такая, но ей так идет, как по мне.
Но есть в фильме и кроме них немало колоритных актерских работ. Антиподы Сэма и Энни - Уолтер и Виктория. Радует, что эти персонажи вышли у актеров в меру карикатурными и не картонными (более того, даже с некой харизмой). Выглядело бы странно, если бы неглупые и духовно обогащенные Сэм и Энни выбрали бы себе в партнеры (пусть и ошибочно) совсем уж откровенный шлак. У Уолтера аллергия, сука, на всё и фирменные шутки, которые понимает и всем вокруг расшифровывает только Энни. Не исключено, что именно этот свой дар она путала с единством душ и предназначенностью Уолтера ей в мужья судьбой. А Виктория... о, бедная Виктория. Господь наградил ее дивным смехом и раскрепощенным поведением. За что ее весь фильм немилосердно троллил восьмилетний Болдуин-младший: - Она смеется как гиена! (Джонна Болдуин, 8 лет) - Это правда? (Сьюзан, сестра Сэма) - Нет!!! Хотя... есть немного (Сэм Болдуин)
Есть еще ряд колоритных эпизодических ролей. Например гувернантка Джонны, Кларисса. Невообразимое женское молодежное существо, не произносящее почти ни слова в фильме, но здорово его украшающее. То ли американская Эллочка-людоедка, то ли представитель какого иного сословия, но была замечена лишь в просмотре телевизора и поедании поп-корна. Еще - винрарный быдло-таксист, спрашивающий мальчика, зачем ему надо на Эмпайр Стейт: - Что ты сделаешь когда поднимешься туда? Плюнешь кому-нибудь сверху на голову? - Нет! Я там найду свою новую маму! Остроумное обыгрывание сцены из "Незабываемого романса", когда таксист спрашивает героиню, куда она так спешит, а она отвечает ему, что замуж. Но там таксист был без приставки "быдло-", а наоборот, способный на тонкую иронию: "Тоже мне, нашла куда спешить".
Саундтрек - шикарнейший для ценителей ретро и просто хорошей музыки. Джимми Дюранте, Джо Кокер, Гарри Конник-младший, Карли Саймон и мн др. Чудесная музыка середины 20 века придает фильму ностальгическую ретро атмосферу. Не только музыка, но и сама идея фильма придают ему эту атмосферу. Это похоже на прощание с "золотым веком" кино, золотым веком культуры. Уже есть компьютеры вот вот появится интернет, вот вот появятся мобильные телефоны. А пока люди еще пишут письма и заранее назначают встречи друг другу, как и в 50-х годах. Мир на грани очередных эпохальных перемен. Все реже будут появляться такие спокойные, приятные и добрые фильмы. В кинотеатрах теперь людям, не выносящим резких оглушительных звуков и суетливого мелькания в экране нечего делать, увы.
***
- Ты помнишь, только мама умела очистить яблоко так, чтобы осталась одна большая кожура? (Сэм своему сыну) Немного спустя показано, как Энни, задумавшись, машинально очищает так яблоко на за тысячи миль. Весь фильм главные герои почти не встречались друг с другом и не разговаривали, обменявшись всего несколькими словами.
Ярким и необычным "Неспящих" делает еще одна штука. Весь фильм - увлекательная (и не без иронии) игра в судьбу и знаки судьбы. О "знаках судьбы" герои говорят чуть не каждые 10 минут. Фильм для тех безумцев, что убеждены или хотя бы хотят верить в то, что есть кто-то, предназначенный им судьбой. Глупо, скажете? И конечно будете правы, если с вами такого никогда не происходило. Если же было так, что вы поражались невероятной цепи событий и совпадений, причудливо влияющих на вашу жизнь, то фильм засверкает новыми яркими красками для вас! Судьба и случай на первый взгляд жонглируют нами хаотично. Но если вы мечтаете, верите в свою сказку и пробуете что-то делать, а не брать от жизни гарантированный минимум - будьте осторожны! Судьба может приготовить вам сюрприз и ваше любимое кино может превратиться в вашу собственную сказку!
Вырос в 90-ые? Тогда тебе сюда!
Старые, добрые, зарубежные!
взрыв мозга значит он живет или прекратим отупение масс..
Это фильмы, которые оставляют след в душе на много лет, они становятся любимыми с первого кадра, ведь во время просмотра так сжимается сердце, с губ не сходит улыбка и просится слеза...
Классное кино! Щас таких фильмов уже не снимают ...
Да уж, классика.
СПАСИБО ЗА РАЗДАЧУ!
нет слов, одни эмоции
Это действительно особый фильм. Женский, может быть. Его создание 15 лет назад и отсутствие по-настоящему романтичных фильмов сейчас, говорит о том, что, возможно, настоящая кинематографическая романтика исчезла. И юмор здесь "цепкий", тонкий, актеры на удивление слажены в работе. Фильм сильный, искренний и очень близкий. Хотя, наверное, это голос "романтической барышни", к категории которых относятся далеко не все посетители этого сайта =)
О! Потрясный фильм!
Офигенный фильм! Оч Рекомендуется к просмотру
Ну надоел такой бред))
Приятный, добрый фильм, для семейного просмотра.
Фильм-Классика....!!!