Режиссёр: Джейн Кэмпион
Актеры: Катрин Дзаго, Алессандра Ванци, Эми Линдсэй, Кэтрин Энн Портер, Эдди Сигер, Эмануэле Каруччи Витерби, Франческа Бартеллини
Казалось бы, что интересного может быть в фильме о судьбе молодой женщины, чей брак оказался неудачным? Разве только актерский состав может показаться привлекательным или то, что фильм является экранизацией одноименного романа Генри Джеймса, либо интересом к творчеству самого режиссера.
После шумного успеха кинокартины «Пианино» от Кэмпион ожидали очередного шедевра, и тот факт, что режиссер взялась за экранизацию произведения известного американского прозаика, только увеличивал ставки. Невзирая на ожидания публики Кэмпион сняла «Портрет леди», придерживаясь характерного ей подчерка в кино. Присущая её картинам плавность повествования, выверенный до мельчайших деталей кадр, утонченное музыкальное сопровождение, пронзительная трогательность переживаний персонажей, выразительные, яркие цвет и композиция кадра нашли своё воплощение в данной экранизации. Помимо этого Кэмпион смогла не только отразить в кадре изысканные пейзажи Флоренции, но и великолепно передать выразительные образы представителей обоих полов в период царствования королевы Виктории. Игра актеров, снимающихся в картинах Кэмпион, как всегда заслуживает восхищения.
Однако с точки зрения «ревнителей неукоснительного следования классике», Кэмпион не удалось передать художественный стиль автора оригинального источника. Что ж, публика любит, создав себе кумира, впоследствии, а случай обязательно предвидится, низвергнуть его с созданного ею же пьедестала.
Однако, ближе к фильму. Главная героиня фильма, Изабель Арчер (Николь Кидман), наделена красотой, умом, а также склонностью к независимости и стремлением самостоятельно распоряжаться своей жизнью. От представительниц женского пола она выгодно отличается своей непосредственностью, искренностью, живостью ума, отсутствием чопорной помпезности и кротости нрава. Благодаря или вопреки этим качествам Изабель окружена поклонниками. Однако её стремления выше выгодного замужества и продвижения по ступеням знатности. Изабель жаждет «кинуться в объятия мира». Стремясь к независимости и полноте жизни, по иронии судьбы она оказалась окована узами супружеского долга, выйдя замуж за Гилберта Осмонда (Джон Малкович), чьё фальшивое обаяние и ловкое обольщение сделало Изабель легкой жертвой этого светского прохвоста. Страдая от последствий своей наивности и идеалистических представлений о любви, Изабель старается выполнять, навязанную социумом, роль супруги, заключающуюся, прежде всего, в повиновении. Как бы то ни было, непокорный характер героини вскоре возобладал, и она, наперекор устоям викторианской эпохи, продолжает отстаивать свое право на независимость.
Фильмы Кэмпион зачастую демонстрируют то, что в жизни остается либо невидимым, либо невысказанным. А неоднозначность смысла придает темам, объектам, ситуациям, попавшим в фокус внимания режиссера, ещё большую выразительность на экране, тогда как зрителю предоставлена свобода в интерпретации полученной информации либо отсутствия оной.
Что же заставило Изабель передумать и выйти замуж именно за Осмонда?
Некоторые фрагменты фильма дают направляющую для размышлений над непостижимым, загадочным поступком Изабель. Например, высказывания современных девушек, звучащие в прологе к фильму; подавляемое желание Изабель, трансформированное в форме визуализированной фантазии трех её поклонников, лежащих с ней в постели; конец сцены, в которой Османд обвиняет Изабель в том, что она расстроила женитьбу лорда Уорберта на его дочери Пэнси.
Чего действительно хочет Изабель?
С позиций морали XIX века правильнее было бы спросить – Что было позволительно желать Изабель? Ведь женщина викторианской эпохи была подобна чистому и невинному созданию, она должна быть смиренной и благодарной по той причине, что оказалась допущенной к сердцу своего супруга. Превосходство мужчины, мужа, входило в естественный порядок вещей, даже вопреки тому факту, что жена могла иметь "более высокие таланты и познания", чем ее муж. Интимные отношения женщины с другими мужчинами табуировались, однако считалось естественным, что мужчине может захотеться секса с другой женщиной, при этом измена мужа не вела к разводу. Кроткая и покорная викторианская жена считалась практически асексуальной: полная сила сексуального желания должна была оставаться неизведанной для добропорядочной женщины.
При таком порядке вещей девушка вообще должна была быть почти святой. Подобие такой святой мы видим в образе Пэнси (Валентина Черви), дочери Осмонда, находящейся в абсолютной власти своего отца. Падшей женщиной становилась та, которая нарушила одно из неписанных правил поведения в обществе, либо шла наперекор воле мужа. Таинственный образ мадам Мерл (Барбара Херши) не несет в себе явного соответствия образу падшей женщины. Тем не менее, остается неясным, был ли у неё на самом деле законный супруг, тогда как объяснение истинной природы её взаимоотношений с Осмондом предоставлено ближе к развязке.
Использование двусмысленности, неопределенности является излюбленным приёмом Кэмпион, который влечет за собой дальнейшие размышления и дискуссии касательно сути её фильмов. Изабель, терзаемая с одной стороны системой морали и поведения, с другой стороны – неутоленным желанием чувственного характера, стоит на перепутье. Выбрать ли ей путь независимой богатой дамы и делать, что сама пожелает, либо выйти замуж и испытать доселе неизведанные ощущения. Чувственное, женское начало настолько в ней сильно, что она изменяет своему собственному слову «не быть стадной овцой и никогда, возможно, не выйти замуж» и добровольно отказывается от своей независимости, будучи уже богатой дамой. Стоило более настойчивым мужским губам прикоснуться к ней, как её решимость испарилась. С момента ее первого поцелуя происходят необратимые последствия, повлиявшие не только на ее выбор избранника, но и на ее собственное отношение к себе самой. И вот, она уже сама себя и других убеждает в том, что сделанный ею выбор в пользу замужества как раз то, чего она хочет. Кэмпион с самого начала повествования маркирует фрустрированное желание Изабель быть женщиной, а не простым предметом восхищения и поклонения.
Неоднозначная природа желаний Изабель выражена и в открытости окончания фильма, поскольку Изабель кажется буквально замороженной на пороге перед дилеммой – бежать из дома и искать спасения в объятиях Каспера Гудвуда (Вигго Мортенсен) или же возвращаться домой к деспотичному мужу. Каковым будет окончательное решение Изабель? Потрясающая красота этого заключительного кадра – бледное лицо Николь Кидман, её непослушные рыжие волосы на фоне покрытых инеем стеклянных дверей особняка – усиливает дерзость этого момента нерешительности главной героини, которым Кэмпион завершает фильм.
«Портрет леди» был не только раскритикован за вольную интерпретацию оригинального источника, но и за попытку осовременить историю молодой женщины. И действительно, с чего бы режиссеру, экранизируя классика, искать параллели с современным положением женщины в обществе?
Говорят, времена меняются, но люди остаются теми же. Женщине и по сей день навязывают, какой она должна быть, чтобы другие могли ей восхищаться.
Женский взгляд отличен от мужского. Женская логика часто непонятна мужчинам (и наоборот).
Попытаюсь собрать в одном месте фильмы, снятые женщинами. И в очередной раз постараюсь их понять.
релиз добавлен по запросу http://www.kinokopilka.tv/users/wildberries
релиз добавлен по запросу http://www.kinokopilka.tv/users/wildberries
Спасибо за фильм
Кидман обожаю! Леди!
Говорят, то, чего мы так сильно боимся или опасаемся, зачастую с нами и случается...
Печальная, трогательная история молодой женщины, желавшей насладиться жизнью сполна, отвергавшей традиционные взгляды викторианской эпохи на место и роль женщины в обществе.
Когда джентльмены викторианской эпохи, в сюртуках и с огромными бакенбардами, охваченные ностальгией по средневековью, стали культивировать ту высокопарную и чрезмерную учтивость по отношению к дамам, которая, по их искреннему убеждению, являлась отражением рыцарских идеалов, они попутно, без всяких дурных намерений, низвели этих дам до положения зрителей на турнире жизни.
понравился
Очень интересный фильм.
Классный фильм.
Спасибо за фильм
может еще фильмы Kindma попросите,a to 1 запрос в день можно подавать
Говорят, то, чего мы так сильно боимся или опасаемся, зачастую с нами и случается...
Печальная, трогательная история молодой женщины, желавшей насладиться жизнью сполна, отвергавшей традиционные взгляды викторианской эпохи на место и роль женщины в обществе.
Когда джентльмены викторианской эпохи, в сюртуках и с огромными бакенбардами, охваченные ностальгией по средневековью, стали культивировать ту высокопарную и чрезмерную учтивость по отношению к дамам, которая, по их искреннему убеждению, являлась отражением рыцарских идеалов, они попутно, без всяких дурных намерений, низвели этих дам до положения зрителей на турнире жизни.
красиво и романтично сказано... как раз в духе фильма... но концовку хотелось бы несколько расширить и углубить если позволите... не столько зрителями на турнире (как бы опять и снова за милых дам-с)) сколько почетным уважаемым тайным рабством - духовным, душевным, эмоциональным, моральным, интеллектуальным, психическим, физическим, сексуальным, материальным, социальным насилием и полной зависимостью...
Можна смотреть 5балов