Режиссёр: Ален Роб-Грийе
Актеры: Надин Вердье, Шарль Мийо, Анри Ламбер, Виржини Виньон, Катрин Роб-Грийе, Рауль Гилад
Давнее было дело. Конец шестидесятых годов ХХ века. Советские читатели популярного журнала «Иностранная литература» часто сталкивались в критических обзорах с термином «новый французский роман» и запоминали имя лидера этого направления – Алена Роб-Грийе. К этому литературному направлению относили также Натали Саррот и Маргерит Дюра. Известно было, что Роб-Грийе был также автором сценария знаменитого фильма Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде». Картина задавала зрителям множество загадок, но эти два Алена, эти два бретонца хорошо понимали друг друга. В нашей стране их прославленный фильм и романы Роб-Грийе, естественно, мало кто видел и читал, но некоторая легендарная известность имела место быть. Ален Роб-Грийе, оказывается, был к тому же весьма продуктивным кинематографистом – и как сценарист, и как режиссер. Натурально, свои фильмы он снимал по собственным сценариям. И вот теперь у меня, как и у всех обитателей Кинокопилки, появилась возможность удовлетворить свое любопытство и посмотреть несколько авторских фильмов мэтра «нового романа».
Появление «нового романа» совпало по времени с пиком знаменитой французской «новой волны» в кинематографе. Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жан Риветт, Аньес Варда стали уже к тому времени всемирно известными режиссерами. Их фильмы даже оказали оживляющее воздействие на закисающий в собственном соку Голливуд. Фильмы Роб-Грийе похожи на его романы-лабиринты, но в чистом виде это именно кино. Визуальная составляющая, работа оператора (Вилли Курант) безупречна. Фильм снят в знаменитой французской манере «синема веритэ». Сами французы признавались, что позаимствовали эту манеру у советского кинематографа 20-х годов. «Киноправда» - так назывался этот стиль у нас. Кино, снятое в естественной среде, без декораций, без организованной массовки. Порой с использованием скрытой камеры. Актер смешивался с толпой на улицах, на вокзале, в порту и вел себя предельно естественно. Кстати, эта естественность и даже некоторая документальность прекрасно сочеталась с литературным стилем самого Роб-Грийе – «шовизмом» - «вещизмом». Его тексты порой походили на сухой перечень предметов. В данном фильме это и странный набор вещей в чемодане главного героя, и подробности уличной жизни.
Главного героя играет Жан-Луи Трентиньян. И играет он… Жана-Луи Трентиньяна! Популярного французского актера, который только что прославился в фильме Клода Лелюша «Мужчина и женщина». А вот тут он попадается на глаза попутчикам в купе поезда Париж-Амстердам. Попутчики в транс-европейском экспрессе - троица халтурщиков-сценаристов. От нечего делать те начинают сочинять сценарий для будущего фильма, используя заезженные штампы из фильмов про гангстеров и шпионов. Бельгийский город Антверпен в их воображении буквально кишит агентами наркотрафика (то, что Антверпен мировой центр торговли бриллиантами – это общеизвестно, а потому скучно). Порой вспоминается старый анекдот: «У вас продается славянский шкаф? Вы ошиблись, шпион живет этажом выше!». Трентиньян – теперь он в роли наркокурьера Элиаса, остерегаясь слежки, то и дело попадает в щекотливые ситуации в таможне, в камере хранения, в церкви, в комнате проститутки, в порту на реке Шельда, в ночном клубе-кабаре.
Элиас то и дело сталкивается с девушкой из квартала красных фонарей Евой (Мари-Франс Пизье), которая, кроме того, что оказывает определенного рода услуги, по прихоти сценаристов то является осведомительницей полиции, то наркокурьершей, но по большей части объектом эротических упражнений с использованием веревок и цепей. Середину 60-х – если кто помнит, называют временем сексуальной революции в Европе и в США. Правда, в Британии фильм Роб-Грийе долгое время был запрещен к прокату. Из нашего времени эти «скандальные» эпизоды смотрятся вполне невинно, и сняты они весьма эстетично.
И последний прикол – одного из сценаристов играет сам Ален Роб-Грийе, а скрипт-гёрл, которая постоянно отматывает назад пленку магнитофона – его жена Катрин. Этот забавный прием с обратным перематыванием пленки позволяют авторам один и тот же эпизод проигрывать неоднократно с различными вариантами развития сюжета. Этот фильм пока что первый, который я посмотрел из нескольких, имеющихся в нашей коллекции. Мне он не показался чересчур заумным и сложным для восприятия. Наоборот, фильм изящно скомпонован, ироничен и порой самопародиен, поэтому настоятельно рекомендую его к просмотру.
__________________________________________________
Фильмы с оригинальной французской аудиодорожкой.
Les films qui sont avec la piste audio française.
__________________________________________________
Добавлен по запросу http://www.kinokopilka.tv/users/Liliane
Добавлен по запросу http://www.kinokopilka.tv/users/Liliane
Благодарна
че, настолько артхаусно, что даже имя придумывать не стали главному герою? че это его зовут как актера-исполнителя роли?
че, настолько артхаусно, что даже имя придумывать не стали главному герою? че это его зовут как актера-исполнителя роли?
Ага. В этом артхаус и состоит. Ну и еще чтобы сомнений в артхаустности не было, баба голая в цепях.
Ну с артхаусом всё понятно, фильм-то как?
Ну с артхаусом всё понятно, фильм-то как?
Фильм просто замечательный, как раз на такого любителя как я, очень рад что смог посмотреть дома один, проникся оригинальным, на мой взгляд, решением не так уж и редкого сюжета
Фильм просто замечательный, как раз на такого любителя как я, очень рад что смог посмотреть дома один, проникся оригинальным, на мой взгляд, решением не так уж и редкого сюжета
ну что ж, наконец полагаясь на ваше мнение поставлю фильм в очередь на просмотр