Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
8/10

Элегантные игры разума

Рецензия на фильм «Транс-европейский экспресс»

17187 thumb

Давнее было дело. Конец шестидесятых годов ХХ века. Советские читатели популярного журнала «Иностранная литература» часто сталкивались в критических обзорах с термином «новый французский роман» и запоминали имя лидера этого направления – Алена Роб-Грийе.  К этому литературному направлению относили также Натали Саррот и Маргерит Дюра.  Известно было, что Роб-Грийе был также автором сценария знаменитого фильма Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде». Картина задавала зрителям множество

загадок, но эти два Алена, эти два бретонца хорошо понимали друг друга. В нашей стране их прославленный фильм и романы Роб-Грийе, естественно, мало кто видел и читал, но некоторая легендарная известность имела место быть. Ален Роб-Грийе, оказывается, был к тому же весьма продуктивным кинематографистом – и как сценарист, и как режиссер. Натурально, свои фильмы он снимал по собственным сценариям.  И вот теперь у меня, как и у всех обитателей Кинокопилки, появилась возможность удовлетворить свое любопытство и посмотреть несколько авторских фильмов мэтра «нового романа».

 

Появление «нового романа» совпало по времени с пиком знаменитой французской «новой волны» в кинематографе. Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жан Риветт,  Аньес Варда стали уже к тому времени всемирно известными режиссерами. Их фильмы  даже оказали оживляющее воздействие на закисающий в собственном соку Голливуд.  Фильмы Роб-Грийе похожи на его романы-лабиринты, но  в чистом виде это именно кино. Визуальная составляющая, работа оператора (Вилли Курант) безупречна. Фильм снят в знаменитой французской манере «синема веритэ». Сами французы признавались, что позаимствовали эту манеру у советского кинематографа 20-х годов.  «Киноправда» - так назывался этот стиль у нас. Кино, снятое в естественной среде, без декораций, без организованной массовки. Порой с использованием скрытой камеры. Актер смешивался с толпой на улицах, на вокзале, в порту и вел себя предельно естественно. Кстати, эта естественность и даже некоторая документальность прекрасно сочеталась с литературным стилем самого Роб-Грийе – «шовизмом» - «вещизмом». Его тексты порой походили на сухой перечень предметов. В данном фильме это и странный набор вещей в чемодане главного героя, и подробности уличной жизни.

 

Главного героя играет Жан-Луи Трентиньян. И играет он…  Жана-Луи Трентиньяна! Популярного французского актера, который только что прославился в фильме Клода Лелюша «Мужчина и женщина».  А вот тут он попадается на глаза попутчикам  в купе поезда Париж-Амстердам. Попутчики в транс-европейском экспрессе - троица  халтурщиков-сценаристов.  От нечего делать те начинают сочинять сценарий для будущего фильма, используя  заезженные штампы из фильмов про гангстеров и шпионов. Бельгийский город Антверпен в их воображении буквально кишит агентами наркотрафика (то, что Антверпен мировой центр торговли бриллиантами – это общеизвестно, а потому скучно). Порой вспоминается старый анекдот: «У вас продается славянский шкаф? Вы ошиблись, шпион живет этажом выше!». Трентиньян – теперь он в роли наркокурьера Элиаса, остерегаясь слежки, то и дело попадает в щекотливые ситуации в таможне, в камере хранения, в церкви, в комнате проститутки, в порту на реке Шельда, в ночном клубе-кабаре.

 

Элиас то и дело сталкивается с девушкой из квартала красных фонарей Евой (Мари-Франс Пизье), которая, кроме того, что оказывает определенного рода услуги, по прихоти сценаристов то является осведомительницей полиции, то наркокурьершей, но по большей части объектом эротических упражнений с использованием веревок и цепей.  Середину 60-х – если кто помнит, называют временем сексуальной революции в Европе и в США. Правда, в Британии фильм Роб-Грийе долгое время был запрещен к прокату. Из нашего времени эти «скандальные» эпизоды смотрятся вполне невинно, и сняты они весьма эстетично.

 

И последний прикол – одного из сценаристов играет сам Ален Роб-Грийе, а скрипт-гёрл, которая постоянно отматывает назад пленку магнитофона – его жена Катрин. Этот забавный прием с обратным перематыванием пленки позволяют авторам один и тот же эпизод проигрывать неоднократно с различными вариантами развития сюжета. Этот фильм пока что первый, который я посмотрел из нескольких, имеющихся в нашей коллекции. Мне он не показался чересчур заумным и сложным для восприятия.  Наоборот,  фильм изящно скомпонован, ироничен и порой самопародиен, поэтому настоятельно рекомендую его к просмотру.

 

@ Wed, 21 Nov 2012 15:26:31 +0400

Комментарии к рецензии (2)

cvetikkk
  • Киновед
  • Thu, 22 Nov 2012 02:01:48 +0400

Так-то хороший текст, но мне показалось, что как-то не привязан он к названию рецензии confused

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Thu, 22 Nov 2012 10:29:05 +0400
cvetikkk писал:

Так-то хороший текст, но мне показалось, что как-то не привязан он к названию рецензии confused

В титуле фильма значится - триллер, артхаус.
То, что артхаус - несомненно, но мне он показался комедией. Пародией на триллер.

Добавить комментарий