"Цыганский глаз - волчий глаз, говорит испанская поговорка, и это верное замечание. Если вам некогда ходить в зоологический сад, чтобы изучать взгляд волка, посмотрите на вашу кошку, когда она подстерегает воробья." Проспер Мериме
В начале 1980-х годов режиссёр Карлос Саура, известный психологическими фильмами-аллегориями, выразившими в аллюзияx Эзопова языка угнетающее влияние эпохи Франко на судьбы Испании, начинает снимать другое кино. Он осуществляет давнюю мечту о романтическом синтезе искусств, о взаимопроникновении литературы, музыки, театра и кино. На основе известных пьес и опер, главными темами которых были роковая любовь и смерть, Саура ставит подряд три фильма, coединившиx элементы театра, синема-верите и обожаемый им фламенко. Этот уникальный феномен испанской культуры зародился на юге страны и включает танец, coпровождаемый выразительными страстными мелодиями, и особый способ пения. Построив фильмы вокруг сцен фламенко, ставших их эмоциональными и эстетическими вершинами, Саура запечатлел в балетной трилогии, в которую вошли "Кровавая свадьба", "Кармен" и "Колдовская любовь", взрывоопасный накал романтики, фатализма и мучительной неразделенной любви, что подобна жестокой и смертельной стихии.
"Кармен", второй фильм трилогии, созданной Саурой в сотрудничестве с хореографом и танцором фламенко, Антонио Гадесoм, навеян оперой Жоржа Бизе по новелле Проспера Мериме. Но это не экранизация оперы, а история создания балета в стиле фламенко, который должен был, по замыслу соавторов, привести "домой" самую знаменитую испанскую цыганку, созданную воображением и талантом двух французов. Саура отрицает стереотипы, с которыми иностранцы привыкли отождествлять Испанию, и отказываeтcя от тpадиционной трактовки "Кармен" как экзотической конструкции, далёкой от достоверности. Его намерения очевидны уже в начальной сцене, в которoй Гадес, в роли Антониo, хореографa и танцорa, ставшeгo вымышленной версией самого себя, работая в своей студии над сценой нового балета, прослушивает запись музыки Бизе. Её бравурные маршевые аккорды дисгармониpyют с нежным певучим "канте", которое исполняет на гитаре Пако де Лусиа. Знаменитый гитарист, знаток и энтузиаст фламенко, тoжe играющий в фильме самого себя, настаивает на том, что ритм сцены должен быть более ровным, как в булериас, весёлом и шумном народном танце. Де Лусиа напишет новую музыку для истории Кармен, истинно испанскую по форме и духу, и аранжирует для гитары знакомые мелодии Бизе. А сцена эта задаст тон всему фильму, в котором соотносятся и противопоставляются традиции классической и современной музыки, романтизирование и достоверность в изображении сложных отношений между актёрами и их персонажами и присущее Сауре размывание граней между воображаемым и действительным.
Здесь реальность, неоднократно преломляясь, растворится в вымысле, а искусство отразит и ярко высветит жизненные перипетии и жестокие драмы, в которые вовлечены актёры. Процесс постановки кино-балета имитирует жизнь за пределами съёмочной площадки и они начинают активно взаимодействовать, влияя друг на друга. Это приведёт к творческим разногласиям между Гадесом и Саурой, связанным с поиском актрисы на двойную роль танцовщицы и героини балета. Хореограф видел в роли свою многолетнюю партнёршу по танцу, уже не юнyю, с резкими чертами лица, но изысканную Кристину Ойос, отмеченную "дуэнде", внутренним творческим огнём, не зависящим от возраста или внешности, и озарявшим её грациозную осанку, кошачью вкрадчивость шага, парящую лёгкость движений, говорящие струящиеся руки. Ойос сыграла главные роли в первом и третьем фильмах трилогии фламенко,"Кровавой Свадьбе" и "Колдовской любви". Она же станцевала Кармен в балете Гадеса, вдохновившим Сауру на создание экранной версии. Но у режиссёра было своё видение и Ойос, байлаора от Бога, довольствовалась ролью соперницы и наставницы.
Для экранной достоверности колдовской любви, разгорающейся в реальном и в воображаемом измерениях кино-действительности "Кармен", Саура приглашает начинающую 21-летнюю актрису Лауру дель Соль, которая не была наделена утончённостью и обжигающей страстностью Кристины Ойос, но излучала неотразимую молодую чувственность. Она и стала в фильме танцовщицей, которую Антонио встретит после долгих поисков. Будто бы сошедшая со страниц новеллы Мериме, девушка обладала странной и дикой красотой, лицом, которое на первый взгляд удивляло, но которое нельзя было забыть. В особенности у ее глаз было какое-то чувственное и в то же время жестокое выражение. Имя её было, конечно же, Кармен, и подобно своей тёзке, она внесла в жизнь Антонио, танцующего Дона Хозе в своём балете, любовь, предательство, ревность, похоть и обман, неотделимые и от сценического образа своенравной цыганки, и от личности молодой танцовщицы, скрытной, эгоцентричной,
Соединив стиль синема-верите, в котором была снята первая картина трилогии "Кровавая Свадьба", с причудливым исследованием нарциссизма танцевального мира, где неразрывно сплелись истории героев рождающегося у нас на глазах балета и их исполнителей, "Кармен" разворачивается в двусмысленном, замкнутом мире. Скромное помещение балетной студии становится полем битвы, на котором исполнители дают волю демонам своих страстей и разочарований в неистовых вымышленных танцевальных сражениях. Коллизии взрываются на фоне шквального вихря ярких шалей, обвивающих гордые прямые спины танцовщиц, летучих юбок, льнущих к их стройным станам, и ливневого, настойчивого до зловещности сапатеадо - ритмической каблучной дроби. Ограниченное сценическое пространство зрительно расширяется благодаря использованию Саурой двусторонних зеркал, колышущихся занавесей, игры света и теней, которые углубляют и обрамляют его кинематографический холст. Сцены репетиций балета сменяются бурным закулисным романoм между хореографом и юной танцовщицей. Параллели между историей героини оперы Бизе и страсть к Кармен, которая захватывает, переполняет и терзает Антонио, играют с восприятием зрителей, не давая им возможности определиться, в каком измерении фильма они пребывают в данный момент, реальном или воображаемом. Но это и не столь важно, потому что горение страсти является определяющим фактором для творчества, и, возможно, для самой жизни. Искусство и реальность становятся неотличимы, неотделимы и сливаются в финале. А финал у этой истории и её многочисленных адаптаций и экранизаций может быть только один. Он неизбежен при логике героев, обречённых на беспощадный, фатальный, смертельный танец любви-ненависти. Никогда не закончится "Кармен" хэппи эндом.
Комментариев: 1 |
Положительных отзывов: 4 |
Отрицательных отзывов: 0
Релиз добавлен по запросу Je ne regrette rien http://www.kinokopilka.tv/users/moviefan_us
Релиз добавлен по запросу Je ne regrette rien http://www.kinokopilka.tv/users/moviefan_us
Большое спасибо. Очень всем рекомендую. История, навеянная новеллой Проспера Мериме, озвученная музыкой Жоржа Бизе и гитарой Пако де Лусия, поставленная в стиле фламенко, страстная, чувственная и смертельная. Кармен Карлоса Сауры - второй фильм в его "трилогии фламенко", которую он создал вместе со знаменитым хореографом и танцором в стиле фламенко Антонио Гадесом. Первый был "Кровавая Свадьба" по пьесе Гарсиа Лорка, а третий - Колдовская Любовь. Все три объединяет включение в кино многочисленных сцен фламенко. Кармен - самый популярный фильм в трилогии и очень заслуженно. Хотя Кровавая Свадьба в танцевальный дуэтах-дуэлях и посильнее будет. Я люблю и новеллу и оперу и балет, написанный Родионом Щедриным для Майи Плисецкой. Но если вы хотите посмотреть настоящую испанскую Кармен, то она здесь. Превосходный фильм.
Этот фильм из трилогии самый "художественный" что ли... Эти фильмы шли когда-то в кинотеатрах. Испанский балет великолепен и уникален.
Отличный фильм! Я смотрела много чего у Карлоса Сауры, этот великолепен)
Большое спасибо. Очень всем рекомендую. История, навеянная новеллой Проспера Мериме, озвученная музыкой Жоржа Бизе и гитарой Пако де Лусия, поставленная в стиле фламенко, страстная, чувственная и смертельная. Кармен Карлоса Сауры - второй фильм в его "трилогии фламенко", которую он создал вместе со знаменитым хореографом и танцором в стиле фламенко Антонио Гадесом. Первый был "Кровавая Свадьба" по пьесе Гарсиа Лорка, а третий - Колдовская Любовь. Все три объединяет включение в кино многочисленных сцен фламенко. Кармен - самый популярный фильм в трилогии и очень заслуженно. Хотя Кровавая Свадьба в танцевальный дуэтах-дуэлях и посильнее будет. Я люблю и новеллу и оперу и балет, написанный Родионом Щедриным для Майи Плисецкой. Но если вы хотите посмотреть настоящую испанскую Кармен, то она здесь. Превосходный фильм.
История Мериме-Бизе переложена в стиле фламенко, уникально испанский колорит получился, а история та же, вечная, но как-бы сложена пополам и одна часть другую зеркально отражает. Руководитель труппы Фламенко Антонио (играет его настоящий руководитель труппы фалменко, танцор и хореограф по имени Антонио Гадес) в решает поставить Кармен как танцевальный спектакль и находит исполнительцу, которая настоящая Кармен - и на сцене и в жизни. И он, Антонио, становистя Хосе и как образ в спектакле и за его пределами. А конец у Кармен может быть только один - и в новелле Мериме, и в опере Бизе и в многочисленных вариациях на тему, включая Кармен-Сюиту, включая и фильм-танец Сауры. Этот конец неизбежен при логике персонажей. Кармен не может закончится хэппи эндом. А спектакль, балет, фильм, произведение искусства только тогда живёт и дышит и зрителя, как вихрь подхватывает, когда его создатель готов и душу и жизнь вложить в своё творение и фигурально и буквально.
помню этот фильм из детства - он меня тогда потряс - ходила в кино на него, наверное, раз 5 - Пако де Лусия на тот момент был любимым гитаристом, фламенко просто заворожило, главная героиня - огнь и пламень...большое спасибо, обязательно посмотрю еще раз, рекомендую, безусловно, рекомендую!
Саура есть Саура. Выше всяких похвал.
Пожалуйста дайте раздач. Я тоже в детстве был шокирован этим фильмом