Введение в «smokewashing»
«Greenwashing» или, как говорится «зелёный камуфляж» - это термин, который используют производители, чтобы выдать свои товары за экологически чистые. После просмотра сериала Валерия Тодоровского «Оттепель» можно смело вводить новый тренд – «smokewashing», то есть «дымный камуфляж». Только рядом с этой маркировкой необходимо в обязательном порядке указать «Not tested on animals» и нарисовать… Нет-нет, не зайца, как на косметических товарах, а… коня! Дело в том, что достаточно даже одной капли «Оттепели», чтобы положить табун взрослых половозрелых коней. А уж про жеребчиков я вообще молчу!..
Марлен Мартынович Хуциев: «Признаков оттепели в сериале Тодоровского я не нашел»
За месяц до показа «Оттепели» на зрителя выплеснули ушат агрессивной рекламы. Попало и в меня. Да не просто попало, а прямо-таки задело! Дело в том, что в меня попало рекламным роликом «Оттепели», в котором Михаил Ефремов читал стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью, истина проста...»
После увиденного я, как говорится, просто был обязан упереться глазами в «Оттепель». Итак, перефразируя песню, телевизор включил, напротив сел. И что ж теперь? Думал, покажут кино, а… показали «Оттепель».
Дело в том, что того щемящего настоящего, которое было в рекламных роликах «Оттепели», той искренности и того света, который исходил от Михаила Ефремова и Анны Чиповской, читающих в этих роликах стихи Геннадия Шпаликова и Беллы Ахмадулиной, в самом сериале не оказалось и в помине. «Шедевр» Валерия Тодоровского оказался фальшивкой, яркой обёрткой от давно съеденной конфеты, некой подделкой под «оттепель». С экрана на зрителя вместо искренности щедро полилась притянутая за уши и высосанная из пальца искусственность, не имеющая ничего общего с искусством.
Ладно, если бы в начальных титрах «Оттепели» прямо написали - мол, пародия с участием Паши Деревянко, мол, очерки о жизни того «Мосфильма», которого Валерка Тодоровский нафантазировал после папиных рассказов… Так нет же – «Оттепель» писаной торбой носилась по всем весям и телеканалам России в качестве свежего ветра и полного арта. По поводу арта не поспоришь – он действительно полный! Говорят, актрис даже бельё того времени заставляли носить для полной достоверности… Говорят, что актёрам мужского пола пожилой столяр с «Мосфильма» даже разъяснял, какого рода фрикции необходимо совершать во время постельных сцен, чтобы события на экране соответствовали духу того времени. Того самого. Как говорится, оттепельного…
«Старые часы в новом доме стоят»
Валерий Тодоровский, автор идеи сериала, смело создал… Нет-нет, не воссоздал начало шестидесятых, а именно создал! Создал альтернативную реальность тому времени, в котором жил и начинал творить его отец, Пётр Ефимович Тодоровский.
Итак… Сын Петра Ефимовича представляет! Вместо сути и духа шестидесятых – блеск гламура! Одним движением бурлеск «Стиляг» превращается в пошлость сериальной «Оттепели»! Как поётся в песне, «чем ловчее танцоры, тем меньше яйца им мешают»!..
Понятное дело, для определённой части нынешних молодых людей, что «Miller», что Мюллер – монопенисуально. Понятное дело, что для этой же части молодёжи фраза «Я жил во времена «оттепели»» несёт приблизительно такую же смысловую нагрузку, как и фраза «Во время смуты я примкнул к Ярополку».
Кажется мне, кто-то настойчиво шепчет Валерию Петровичу Тодоровскому прямо в ухо – «Ты ж наш Феллини! «Страна глухих» - это ж шедеврально! А «Мой сводный брат Франкенштейн»?! Это ж на восемь с половиной баллов по феллиниевской шкале! А слабо кино про кино снять, а? Тебе ж разве папа ничего не рассказывал?»
Видно, тогда и родилась у Валерки идея про «оттепельный» сериал. И пружина стильной и изобретательной промокампании стала сжиматься. Медленно и неотвратимо…
Песня Константина Меладзе из сериала со словами «Я думала, это весна, а это оттепель» появилась в эфире «Первого канала» ещё до показа самого сериала. Появилась – и зажила самостоятельной жизнью. «Оттепель» Тодоровского – это не творчество. Это – продукт. Продукт потребления. И продвигался он зрителю для потребления по всем законам потребительского рынка. По всем законам эффективного мерчандайзинга «Оттепель» Валерия Петровича позиционировалась как некий сериал-миф, как некий сериал-метафора. При близком же рассмотрении «Оттепель» Тодоровского оказалась сериалом-пшиком, классическим среднестатистическим сериальным продуктом. И венчает этот продукт замечательная фраза Регины Марковны, яркой героини сериала, «Идите вы все в жопу!»
«То ли страсти поутихли, то ли не было страстей, - потерялись в этом вихре и пропали без вестей…»
Если бы в «Оттепели» не участвовал убедительный Михаил Ефремов в роли маститого режиссёра Кривицкого, Евгений Цыганов, талантливо сыгравший роль талантливого оператора Виктора Хрусталёва, и Виктория Исакова, исполнившая роль некого блуждающего любовного причала Хрусталёва, то Валеркин сериал вообще можно было отнести к мусору. Мусору от кино. Так и было, если бы не перечисленные выше актёры, которые попытались оживить идею Валерия Тодоровского. Оживить и вдохнуть в неё жизнь.
Остальные же участники съёмок работали в режиме «смена костюма/платья – смена маски». Хотя все и старались реализовать идею Валерия Петровича – и изобразить любовный треугольник, и воссоздать дух народного стукачества и партийной цензуры, и показать полную опасностей жизнь простого костюмера-гомосексуалиста, и втюхать зрителю некие нравственные посылы, но в итоге… Итог – культ художественной условности, фальшивка и разочарование. Как говорится, очнись, Валера, ты…
Судя по всему, продолжение следует.
P. S.
«Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне. Путешествие в обратно я бы запретил…» - Геннадий Шпаликов
Здесь я постарался собрать фильмы разных жанров,которые обьединяет то,что во время просмотра они заставляют зрителя размышлять, а после просмотра задуматься...
Российские фильмы (полнометражные и многосерийные), сериалы и мультфильмы, созданные начиная с 1991г., которые лично я смотрела, смотрю и буду пересматривать много раз.
Приятного просмотра
Спасибо большое!
Ну вот, теперь я обязан таки написать рецензию на этот сериал, так как в 1961 году был уже во вполне сознательном возрасте.
думаю уже входит в топ лучших сериалов России
Очень понравилось как снято и герои очень интересные. Цыганов - хорош, все фильмы с ним стоят просмотра.
P/S Саундтрек замечательный!
Спасибо большое!
Ну вот, теперь я обязан таки написать рецензию на этот сериал, так как в 1961 году был уже во вполне сознательном возрасте.
Очень жду... Интересно, что напишите. А сериал смотрел, я очень в восторге )). Бесподобный. Я залпом пересмотрел все серии. Очень достойный. Советую посмотреть.
Очень жду... Интересно, что напишите. А сериал смотрел, я очень в восторге )). Бесподобный. Я залпом пересмотрел все серии. Очень достойный. Советую посмотреть.
Я смотрел в декабре по телевизору, как все.
И уже кое-что написал невообразимых размеров. ))
Но хочется спокойно пересмотреть, подсократить свой текст, и кое-что добавить.
Мое отношение к сериалу более чем положительное!!!
Нет, ну ведь есть же люди, которые и хотят, и могут! Один из немногих наших сериалов, когда действительно ждешь следующую серию.
Это такая вкуснятина! Тодоровский молодец!
Не понравился, и всё тут! Не разделяю всеобщего восторга... Особенно раздражала неестественная игра Анны Чиповской. Складывалось такое ощущение, что полуоткрытый рот и хлопанье ресницами - единственное, чем наградила её природа в плане актёрского "мастерства". Её образ никак не соответствовал типажу 60-х.
Это такая вкуснятина! Тодоровский молодец!
скорее говнятина!!!
Фильм очень понравился. Отличный сценарий. Отличная игра актеров. Хорошая попытка визуально воссоздать эпоху, за редкими исключениями (текст на табличке на вагоне "Москва - Одесса" набран шрифтом Arial Black, созданным в 1982 году.)